Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом готов.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Отдельные авторы отмечают, что в целом, коррупция - явление достаточно типичное для  большинства стран, осуществляющих переход к рыночным отношениям. Однако, безусловно, она не является только лишь проблемой развивающихся стран или стран третьего мира.

Коррупция, как  асоциальное явление, появилась  с тех самых пор, когда один субъект социальных отношений получил (или взял силой) больше прав и свобод, чем другие члены сообщества. Конституирование государства в качестве структурированного и иерархического отношения господства людей над людьми, параллельное усложнение регулятивно-управленческого бюрократического аппарата и, самое главное, расширение социального пространства для проникновения государства, что привело к большей зависимости социума от государственных структур, появление организованной преступности в качестве пятой власти - все это превратило коррупцию в постоянного спутника политико-властных отношений. Более того, коррупцию можно считать неотъемлемым атрибутом государственной власти, которая не может существовать без того, чтобы ею не злоупотребляли.[7,с.15]

Термин «коррупция»  несет в себе ряд значений. Для  начала нужно разделить и проанализировать каждый компонент данного термина. В широком смысле слова, коррупция – это злоупотребление служебным положением в целях личного обогащения. Список действий, классифицируемых как коррупция, включает – но не ограничивается только ими – взяточничество, вымогательство, непотизм, мошенничество, использование связей, «подмазывание» (деньги, выплачиваемые государственному чиновнику, с целью ускорения рассмотрения, входящих в компетенцию данного чиновника), растрата.[8]

В течение последних нескольких лет проблема коррупции – злоупотребления властью для личной выгоды – привлекла к себе новый интерес, как среди ученых, так и политиков.[9]

Существует  несколько причин, в силу которых  эта тема вновь попала под пристальное  внимание. Скандалы, связанные с коррупцией, потрясли правительства как основных индустриальных держав, так и развивающихся стран. В странах переходной экономики продвижение от командно-административной системы к экономике свободного рынка создало огромные возможности для присвоения незаконных доходов (т.е. чрезмерных прибылей) и часто сопровождалось заменой хорошо организованной системой коррупции на более хаотичную и более вредоносную.

Последствия коррупции  выражаются в том, что коррупция  снижает экономический рост путем  уменьшения стимулов для осуществления инвестиций (как от местных, так и от зарубежных предпринимателей); снижает темпы экономического роста путем снижения качества государственной инфраструктуры служб, сокращения налоговых поступлений, отвлечения одаренных людей на поиск незаконных доходов вместо продуктивной деятельности и искажения структуры государственных расходов (обсуждается ниже).[10]

Один из конкретных каналов, через который коррупция  может нанести вред экономическому развитию, заключается в извращении структуры государственных расходов. Можно ожидать, что коррумпированные политики будут тратить больше государственных средств на те позиции, по которым легче получить большие взятки и сохранить при этом секретность – например, по товарам, производимым на рынках, где степень конкуренции низкая и по позициям, стоимость которых трудно отследить. Поэтому коррумпированные политики могут быть более склонны тратить государственные средства на производство истребителей и крупномасштабные инвестиционные проекты, чем на учебники и заработную плату учителей, даже если последнее может способствовать в большей степени экономическому росту, чем первое.

Общее определение  коррупции состоит в использовании  государственной должности для  получения частной выгоды. Это  включает взяточничество и злоупотребление, что обязательно подразумевает  участие, по меньшей мере, двух сторон, и другие виды злоупотреблений, которые государственный служащий может осуществлять в одиночку, включая мошенничество, растрату и присвоение государственных средств. Присвоение государственных средств и растрата их политиками и государственными чиновниками высокого ранга (связанная с «крупной» коррупцией в различных странах, некоторые из которых возглавляются клептократической властью) оказывает настолько явное и прямое негативное воздействие на экономическое развитие страны, что стоимость этого просто не подлежит обсуждению. Однако, анализ подкупа государственных служащих частными сторонами – и, в частности, его влияние на развитие частного сектора – является более сложным вопросом.

При разборе  взяточничества полезно рассмотреть, что могут частные стороны  «купить» у политика или бюрократа:

Государственные контакты: взятки могут оказать влияние  на выбор частной стороны для  поставок товаров и услуг для  государства и сами условия таких  поставок. Также взятки могут оказать  влияние на условия перезаключения контрактов в процессе выполнения проектов.

Правительственные льготы: взятки могут оказать на распределение денежных льгот (уклонение  от налогов, субсидии, пенсии или страхование  по безработице) или материальных льгот (доступ к привилегированным школам, медицинской помощи, жилье или  недвижимость), либо владение акциями в приватизируемых предприятиях).

Поступления в  государственную казну: взятки могут  использоваться для уменьшения объема налогов или других сборов, собираемых правительством с частных сторон.

Таким образом, «коррупция - неотъемлемая характеристика организованной преступности, коррупция производна от состояния организованной преступности. Для того, чтобы подкупать высшие эшелоны власти, нужно иметь большие средства. Эти средства дает криминальная деятельность, коррупция служит одним из методов овладения национальным достоянием, особенно в сфере приватизации, скупки недвижимости».[11]

Что же касается видов коррупции , то ее можно представить  следующим образом :

1. По вертикали  (в зависимости от уровня государственных  чиновников, вовлеченных в коррупцию):

- низовая (административная, системная);

- верхушечная  (коррупция высших эшелонов власти, «захват государства»).

2. По горизонтали  (в зависимости от сферы деятельности  взяткополучателя):

2.1. в государственном  секторе;

2.2. в частном  секторе;

2.3. в общественном  секторе.

Здесь, в свою очередь, можно выделить подвиды  коррупции в зависимости от сферы

деятельности  взяткодателя и уровня государственного органа, который он представляет:

2.1.1. в представительном  органе (парламенте);

2.1.2. в исполнительных органах (центральный аппарат, представленный отраслевыми

министерствами  и ведомствами, правоохранительные органы, включая органы

госавтоинспекции , таможенные и налоговые органы, местные органы власти);

2.1.3. в судебных  органах.

В частном секторе - в зависимости от сферы и отрасли деятельности взяткодателя или взяткополучателя:

2.2.1. в здравоохранении;

2.2.2. в образовании;

2.2.3. в нефтегазовом  секторе;

2.2.4. в сфере  строительства;

2.2.5. в области  обороны и т.д.

Исходя из данной классификации видов коррупции, перед нами складывается четкая картина, где мы видим, что возникновение коррупции идет от высших органов государственной власти. Тем самым получается целая разветвленная система, отсюда и видно, что в каждом секторе есть явные признаки коррупции, а в дальнейшем коррупция уже проникает во все сферы деятельности и отрасли  государства.[12, c. 23-24]

1.3 Правовая  основа противодействия коррупции. 

 

Правовая основа борьбы с коррупцией создана и  совершенствуется в Республике Казахстан.

Происходящие в казахстанском обществе процессы сопровождаются усилением противодействия коррупции. Сложный характер этого явления, а также его все более заметно проявляющиеся связи с другими видами преступной деятельности требуют для борьбы с ним не только концентрированного внимания, четкой последовательности, но и, что чрезвычайно важно, - твердой политической воли. Такая политическая воля была проявлена на самом высоком уровне.

В июле 1998 г. впервые  на постсоветском пространстве был  принят Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» ,который является ныне действующим , разработка которого инициирована лично Президентом страны Н. Назарбаевым. Закон на общегосударственном уровне провозглашает необходимость противодействия этому негативному явлению. Он обязывает все государственные органы и должностных лиц в пределах своей компетенции вести борьбу с этим злом.

Принятие Закона Республики Казахстан «О борьбе с  коррупцией» стало началом качественно  нового этапа борьбы с коррупцией в сфере укрепления национального законодательства и правоприменительной практики. Этому во многом способствовало обращение Президента Республики Казахстан к гражданам республикив связи с принятием закона, вызвавшее широкий резонанс в общественном мнении.[13]

Во исполнение закона Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 1998 г.  «О государственной программе борьбы с коррупцией на 1999 – 2000 годы» утверждена ныне реализованная государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы, включавшая в качестве приоритетных направлений совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией, предупредительно-профилактические мероприятия, практические меры борьбы с коррупцией, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. №1015 утверждена Программа действий Правительства Республики Казахстан по реализации социально-экономических и финансовых мер противодействия коррупции. В число мер входят: последовательное сужение сферы наличного денежного обращения в частном бизнесе, установление ограничений по суммам платежей с использованием наличных денег, обеспечение реализации прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности организаций.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 г. №1641

утверждена  Программа борьбы с преступностью  в Республике Казахстан на 2000-2002 годы, в разделе 5.3 которой предусмотрен пункт «Борьба с экономической  преступностью и коррупцией». В  содержание пункта входят совершенствование правового регулирования экономических отношений, усиление надзора за исполнением законодательных актов в сфере экономики, а также налогового законодательства с целью сужения почвы для экономической преступности и коррупции, повышение результативности работы правоохранительных органов в пресечении и расследовании коррупционных и иных преступлений в сфере экономической деятельности, привлечение к борьбе с экономической преступностью и коррупцией институтов гражданского общества, предпринимательских кругов, независимых средств массовой информации.

Указом Президента Республики Казахстан утверждена новая  государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, являющаяся логическим продолжением предыдущей, предусматривающая мероприятия, направленные, в основном, на дальнейшее повышение эффективности выявления и устранения условий, порождающих коррупцию, прежде всего в экономической сфере. [14] В программе делается упор как на повышение ответственности в борьбе с коррупцией государственных органов, так и на социальное партнерство всех ветвей власти и институтов гражданского общества в решении этой проблемы.

Борьба с  коррупцией неразрывно связана с  осуществлением дальнейших

демократических преобразований в стране. Соответственно, государственная программа борьбы с коррупцией вытекает из Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан.

Меры борьбы с коррупцией, определенные в Стратегии  развития Казахстана до 2030 года, связаны  с созданием профессионального государственного аппарата, формированием эффективного и современного корпуса государственных служащих. В стратегии поставлена задача совершенствования института государственной службы, предусматривающая создание общегосударственной системы управления кадрами с мощной и эффективной подготовкой в стране и за ее пределами, со справедливым порядком продвижения по служебной лестнице, с единой информационной системой, с гарантированной системой социальной защиты, с бережным отношением к основополагающему ресурсу управления - человеческому капиталу.

На сегодняшний  разработана новая Отраслевая Программа  по противодействию коррупции в  Республике Казахстан. Данная программа  рассчитана на 2011-2015 годы.[15] Целью данной программы является повышение эффективности противодействия коррупции, в свою очередь ответственным за разработку и реализацию программы является Агентство Республики Казахстан с экономической и коррупционной преступностью. Основным исполнителем по реализации Программы является Агентство, соисполнителями - Верховный Суд, Генеральная прокуратура, министерства внутренних дел, юстиции, финансов, экономического развития и торговли, иностранных дел, связи и информации, другие государственные и местные исполнительные органы, а также неправительственные организации. Для продуктивного и эффектного результата ставятся следующие задачи:

1.расширение  международного сотрудничества  и совершенствование национального  законодательства по вопросам  противодействия коррупции; 

Для реализации данной задачи необходимы следующие меры. 
В течение 2011 - 2015 годов на основе анализа криминогенной ситуации в стране, а также действующего законодательства будут разработаны и приняты поправки в Уголовный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и другие законодательные акты в части их совершенствования. При этом вышеуказанный перечень нормативных правовых актов, требующих совершенствования, не является исчерпывающим. 
Так, в течение реализации Программы, по мере присоединения Республики Казахстан к международным договорам и конвенциям, будут, также внесены соответствующие изменения, и дополнения в части имплементации международных норм в национальное законодательство. 
Также, Агентством совместно с другими уполномоченными органами будет организовано тесное взаимодействие с компетентными органами стран Содружества Независимых Государств в рамках создаваемого Межгосударственного Совета Содружества Независимых Государств по противодействию коррупции, Совета Европы и других стран, а также международными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции.  В 2011 году будет проведена международная антикоррупционная конференция с приглашением экспертов в этой области из не менее 25 стран дальнего и ближнего зарубежья. К 2014 году будет обеспечена реализация рекомендаций Стамбульского Плана действий Организации экономического сотрудничества и развития. 
В 2015 году будут приняты меры по присоединению к общепризнанным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции, количество которых должно составить не менее 5 единиц, а также вступлению в членство в авторитетные международные организации, в частности в Группу стран по борьбе с коррупцией(ГРЕКО).Кроме того, принимаемые меры в сфере социально-экономического развития и противодействия коррупции будут на постоянной основе освещаться в зарубежных средствах массовой информации.

Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах