Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа
Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75
2. повышение
эффективности деятельности
государственных органов по
Органы государственной
власти, как на центральном, так и региональном
уровнях обеспечат снижение операционных
издержек, связанных с регистрацией и
ведением бизнеса. Данная работа будет
координироваться Министерством экономического
развития и торговли Республики Казахстан.
До 2013 года будет проведен анализ полномочий
государственных органов, осуществляющих
контрольные, разрешительные и надзорные
функции, а также действующие акты, регламентирующие
их деятельность, на предмет наличия условий
для возникновения коррупции. К 2014 году:
на основе анализа деятельности государственных
предприятий часть их функций будут переведены
в конкурентную среду; будет создан реестр
разрешительных документов, в рамках которого
будет предусмотрен перечень всех разрешительных
документов(процедур).К 2015 году: будет
усовершенствована система отчетности
и оценки деятельности правоохранительных
органов;
будут приняты
меры по исключению контактов физических
и юридических лиц с
3. повышение
антикоррупционного
В реализацию данной задачи будут приняты следующие
меры: проведены совместно с политическими
партиями и неправительственными общественными
организациями акции и кампании на антикоррупционную
тематику; создан координационный центр
по проведению единой политики в сфере
научных и социологических исследований
и проведены социологические исследования
по определению уровня восприятия коррупции,
а также наиболее проблемных сфер подверженных
коррупции; в целях формирования антикоррупционного
поведения будут разработаны и распространены
разъяснительно-
продолжены выступления представителей государственных органов, в том числе руководителей, в средствах массовой информации, а также проведены занятия в учебных заведениях;
подписаны дополнительные меморандумы с неправительственными организациями, что позволит повысить уровень взаимодействия государства и общества по вопросам противодействия коррупции.
4. снижение уровня теневой экономики.
Для реализации
данной задачи государственными органами будут приняты
меры по: стимулированию выхода физических
и юридических лиц из теневого сектора
экономики путем совершенствования учета
операции в отраслях экономики, в которых
преобладает наличный оборот;
поэтапному переходу к всеобщему декларированию
доходов населения; совершенствованию
методик мониторинга и финансового анализа
схем «теневых» финансовых услуг в отмывании
денег через профессиональных участников
рынка ценных бумаг и системы моментальных
платежей;
сокращению наличного оборота с одновременным
принятием мер по расширению безналичных
расчетов;
сокращению незаконных схем при импортно-экспортных операциях субъектами внешне экономической деятельности. Учитывая, что теневая экономика является одним из основных источников коррупции и ее уровень значителен, работу в этом направлении необходимо проводить на постоянной основе.
Согласно прогнозу
данной программы к 2015 году Казахстан займет не ниже 90 места
из 180 стран мира в рейтинге «Транспаренси
Интернэшнл по индексу восприятия коррупции.
В целом проведя анализ, правовую основу
по противодействию коррупции составляет:
Закон Республики Казахстан «О борьбе
с коррупцией» от 2 июля 1998 года, Конституция
Республики Казахстан, Уголовный кодекс
Республики Казахстан, Кодекс Республики
Казахстан об административных правонарушениях,
а так же сюда можно отнести Указ Президента
Республики Казахстан «О государственной
программе борьбы с коррупцией», Отраслевая
Программа по противодействию коррупции
в Республике Казахстан.
1.4 Коррупция, угроза национальной безопасности Республики Казахстан
Вопросы обеспечения национальной безопасности стали одной из самых актуальных проблем молодого суверенного Казахстана. Резкое обострение геополитической обстановки в регионе и в мире в целом поставили на повестку дня актуальнейшую задачу – поиск новых, более эффективных подходов в обеспечении национальной безопасности государства. Как известно, национальная безопасность любого государства определяется степенью и состоянием защищенности его национальных интересов от реальных или потенциальных угроз. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года помимо иных явлений, так или иначе угрожающих национальной безопасности страны, указывает на коррупцию. [16]
Сложный, но в
то же время остро необходимый, процесс
становления независимости
1. коррупция формирует у населения негативное отношение, как к легитимности издаваемых нормативных правовых актов, так и к законности действий правительства. Коррумпированность чиновников служит основанием для отрицательного отношения населения ко всем проводимым реформам правительства;
2. коррупция
оказывает влияние на
3. коррупция затрудняет работу частного сектора из-за того, что возникает необходимость нести двойные затраты на выплату налогов и взяток, не вкладывая их в инвестиции. [17]
Также основным отрицательным последствием коррупции в Казахстане по важности является расцвет организованной преступности. Рост организованной преступности стал результатом коррумпированности государственного аппарата. В своем обращении к гражданам Казахстана президент страны отмечает, что среда коррупционеров активно налаживает связи с преступным миром и, захватывая все новые и новые сферы, начинает формировать группы влияния, угрожая захватом политической власти. Можно утверждать, что выявлена новая тенденция в коррупционной деятельности должностных лиц, а именно тенденция к длительному сотрудничеству с организованной преступностью. Такого рода сотрудничество сопряжено с устойчивыми связями, осуществляющих ее должностных лиц, с одной стороны, c криминальными группировками, которые нередко содержатся за счет этих лиц (и выполняющих различные поручения коррумпированных чиновников: охрану, транспортировку грузов, защиту от «конкурирующих фирм» или посторонних преступных групп и прочие рискованные операции), а с другой стороны — с другими должностными лицами в государственном аппарате. Коррумпированный чиновник уже получает не разовые взятки, а находится в длительном и устойчивом сговоре с преступной структурой, в результате которого получает свою часть прибыли, которой просто не было бы без его покровительства. [18]
Значительные
изменения в социально-
• преступления в сфере приватизации и в бюджетной сфере;
• незаконный оборот оружия и наркобизнес;
• контрабандная деятельность;
• преступления в сфере наркобизнеса.
По мнению профессора Р. Каренова, высокими темпами роста организованной преступности во многом обусловлено функционирование теневого рынка. Как известно, теневой рынок представляет собой неконтролируемое государством производство, распределение и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, включает в себя не регламентируемые соответствующими нормативными документами и пра-вилами хозяйствования виды экономической деятельности. По оценкам специалистов, примерно пять шестых оказывающихся на нем товаров приходится на источники криминального характера, в том числе треть - на хищения, почти столько же - на вымогательство, поборы и так называемую «серую экономику» (материальные блага за встречные услуги, включая незаконные), остальное - на контрабанду. Размеры теневой экономики, составляют от 5 до 30% ВНП страны.
Нелегальные операции пронизывают все стадии экономической деятельности за счет теневого денежного обращения, в том числе за счет средств, связанных с коррупцией. Основные источники теневых капиталов - это льготные кредиты, скрытые экспортные субсидии, дотирование импорта, приватизация. В этой связи следует отметить, что одной из причин японского долгового кризиса в середине 90-х годов был невозврат кредитов в размере одного триллиона долларов США, из которых 80-90% попало в руки организованной преступности.
Результаты экспертного опроса, проведенного группой VIProblem, показали, что наиболее отчетливо феномены коррупции в Казахстане проявились в процессе:
• выделения кредитов отечественным компаниям;
• передачи предприятий под иностранное управление;
• массовой приватизации;
• малой приватизации;
• формирования правящих элит на республиканском и местном уровне;
• разрешительных процедур в малом бизнесе.
Тем самым, участие
в распределении и
Таким образом, мы вынуждены признать, что коррупция – это не просто система уголовных преступлений, а сложное общественно-политическое явление, угрожающее национальной безопасности республики. Безусловно, в ситуации, когда коррупция определяется не просто как некая совокупность уголовно-наказуемых деяний, связанных со злоупотреблением служебным положением или взяточничеством, а как угроза национальной безопасности страны, заключающаяся в разрушении системы государственного управления, задача по выработке антикоррупционной стратегии серьезно усложняется. Но отсутствие реальной борьбы с коррупцией приводит к ее широкому распространению. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. Следовательно, необходимо четко разделять два аспекта коррупции: политическую и экономическую. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемой политической ситуации в стране и представляет прямую угрозу национальной безопасности государства, так как существующие демократические институты разрушаются, а целостность страны и сохранение ее конституционного строя ставятся под угрозу. В результате стране и обществу наносится невосполнимый демократический ущерб. Экономическая же коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Усугубляется экономическое и социальное неравенство населения, увеличивается бедность, растет напряженность. Результатом такого разрушительного воздействия коррупции на экономику страны может быть возрастание общественного давления, направленного на ограничение роли государства в управлении экономикой. Тем самым и экономическая коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности государства. Сегодня уже очевидно, что коррупцию полностью не искоренить. Коррупция имеет исторические традиции, и ее корни лежат в экономической и социальной сферах. Невозможно просто отказаться от всех тех сфер деятельности, которые служат основой для возникновения коррупции. Поэтому цель борьбы с коррупцией заключается в значительном повышении степени эффективности системы управления путем повышения уровня прозрачности и подотчетности деятельности. Механизмы подотчетности должны включать в себя внутренние административные процедуры, равно как и комплексные процессы, такие как аудит или оценка деятельности того или иного государственного учреждения. Речь также идет о механизмах надзора, включая парламентские комитеты. Снижение уровня коррупции должно рассматриваться как политическая проблема. Для её решения международное сообщество рекомендовало национальным правительствам разработать широкую политическую программу, направленную на расширение участия рядовых граждан и неправительственных организаций в деле противодействия коррупции. Иными словами, один из основных аспектов борьбы с коррупцией сегодня заключается во всемерном развитии процессов демократизации общества, развитии институтов гражданского общества в лице неправительственных организаций, групп по защите прав и интересов граждан, органов местного самоуправления и т.д. Ведь именно расширение и укрепление демократических и гражданских институтов, основой для которых должна стать политика государства, в максимальной степени способствует сокращению уровня коррупции. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», принятый 2 июля 1998 года, прямо указывает, что обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, является одной из главных задач казахстанского общества. Анализ показывает, что эффективное противодействие коррупции возможно только сообща, с привлечением всех заинтересованных в этом сторон - государственной власти, гражданского общества и частного сектора. Поэтому, в борьбе с коррупцией упор должен делаться не только на повышение ответственности государственных органов, но и на активное участие гражданских институтов в этом процессе. Ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть преодолены без участия общественных организаций. Основной и реальной миссией указанных институтов гражданского общества должны стать защита интересов граждан, в том числе и от коррупционных преступлений. Сотрудничество власти и институтов гражданского общества, создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях, поднятие социального и материального статуса государственных служащих, жесткий кадровый отбор, регулярные аттестации и т.д. – вот далеко не полный перечень антикоррупционных мер. В этом плане важным является принятие ряда конкретных мер. В целом эти меры позволили бы задействовать дополнительные ресурсы для борьбы с коррупцией:
Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах