Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа
Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75
Все общество в целом должно бороться с коррупцией и ее малейшими проявлениями для ее искоренения. Только когда в обществе создастся атмосфера нетерпимости к коррупции, можно рассчитывать на положительные результаты в борьбе с этим злом.
В перспективе с коррупцией важным представляется составление системы экономических, социальных, административных мер. Основные:
1.создание условий для продолжения роста экономики;
2.воспитание в обществе нетерпимости к коррупции посредством проведения широкой пропаганды;
3.усовершенствование системы государственной службы;
4.совершенствование системы налогообложения;
5.совершенствование законодательной основы для борьбы с коррупцией;
6.транспарентность и подотчетность расходования средств государственного бюджета;
7.декларирование доходов государственных структур;
8.повышение правовой культуры населения.
Механизмы противодействия коррупции должны включать в себя эффективное использование государственных инструментов воздействия на социально-экономическую и политическую жизнь общества.
В деятельности по минимизации коррупционных преступлений необходимо использовать следующий набор мер:
1. ужесточить требования к качеству оказания государственных услуг путем определения точных сроков исполнения той или иной операции, выстроить четкую компетенцию каждого государственного органа, что позволит исключить возможность получения услуг обходным путем и ликвидирует административные барьеры;
2.провести экспертизу законодательных актов на обнаружение в них коррупционных «лазеек» в целях искоренения почвы для коррупции;
3.создать консультативно-совещательный орган по реализации поставленных государственных задач по борьбе с коррупцией с участием представителей институтов гражданского общества;
4.необходимо предотвратить селективность мер наказания, что предупредит общественность о неотвратимости ответственности за коррупционное нарушение, независимо от положения, заслуг, статуса;
5.модель борьбы с коррупцией должна стать слаженным механизмом взаимодействия уполномоченных государственных органов: Министерства Финансов с Дисциплинарным Советом при Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, в некотором смысле координируя друг друга. Министерство, в данном случае, имеет возможность реагировать на попытки совершения коррупционного преступления и вести внутренний контроль превентивно, тогда как вторые призваны принимать меры уже постфактум. Таким образом, предполагается усовершенствовать механизм взаимодействия ответственных структур;
6.создать оперативную службу, функционирующую
по принципу «горячей линии», когда любой
гражданин имеет право и возможность обращаться
с жалобами/предложениями по фактам коррупции,
что само по себе является фактором, предупреждающим
от незаконных действий. От злоупотребления
таким правом граждан должна сдерживать
одна из статей закона о коррупции, предусматривающая
ответственность за ложное обвинение
в коррупции (на примере Южной Кореи). Не
менее важным в данном случае представляется
возложение уголовной ответственности
на обе стороны (взяткодатель-
7.необходимо проводить ежеквартальную отчетность государственных структур по наиболее затратным статьям бюджета с детальным обоснованием их необходимости;
8. ввести в практику рейтинговую оценку каждого государственного органа по степени результативности антикоррупционной деятельности.
Чтобы победить коррупцию
одних только силовых методов
недостаточно, нужно вести активную
информационную войну, создать информационное
поле настолько заряженное идеями неотвратимости наказания,
честности и правды, чтобы человек сомневающийся
мог однозначно для себя сделать вывод,
что наказание неизбежно и неотвратимо.
Как бы он ни старался. То есть, необходимо
вместе с решительными шагами по борьбе
с коррупцией начать массированную информационную
войну с коррупцией. Каждый день, во всех
СМИ, везде: в каждом городе, в каждой отдаленной
деревушке люди должны знать, видеть своими
глазами, что многовековую традицию взяток
беспощадно истребляют. Необходимо привить
в общественном сознании установку, что
информирование о факте коррупции — это
долг каждого гражданина. Коррупция –
враг государства и общества. Расходы
на коррупцию всегда оплачивают граждане,
сполна оплачивая взятки и откаты по высоким
ценам товаров и услуг. Долг каждого гражданина,
даже если он случайно сталкивается с
фактом коррупции, его даже не касающимся
напрямую, довести информацию до борцов
с коррупцией. Нужны честные правила игры
одинаковые для всех. Необходимость очистки
законодательства от следов лоббизма
корпорацией чиновников-коррупционеров
давно назрела. Необходимо поставить на
поток не только вскрытие фактов коррупции,
но и одновременную гармонизацию законов
с целью установления адекватных правил
игры. Часто коррупция происходит из-за
дурацкого законодательного обеспечения,
глупости, намеренного внедрения двусмысленности,
либо намеренного внесения в законы взаимоисключающих
либо усложняющих условий. Цель коррупционера-чиновника-
С учётом этого с коррупцией можно и нужно эффективно бороться, если одновременно будет осуществляться профилактика антикоррупционного воспитания, меняющая общественное сознание в этой области. Для этого надо:
1.Возвести борьбу с коррупцией в ранг государственной политики.
2.Воссоздать Совет при Президенте по борьбе с коррупцией, наполнив его реальными членами, поставив ему реальные статистические задачи (снижение запредельного уровня коррупции в стране по международной классификации), наделив его законотворческой инициативой и широко и регулярно освещая его работу.
3.Поставить коррупцию вне закона, приняв драконовское антикоррупционное законодательство и преследуя уличённых в коррупции, не взирая на лица и ранги проштрафившихся. За каждого уличённого во взятке чиновника паритетную ответственность должен нести его непосредственный начальник, а статистическую ответственность - главный руководитель.
4.Ввести во всех учебных заведениях в рамках гражданского воспитания курс антикоррупционных знаний, на котором изучать «Закон о борьбе с коррупцией», Приложения «Конвенции против коррупции» Организации Объединенных Наций, «Кодекс светского поведения».
5.Вести в СМИ широкую антикоррупционную пропаганду.
3.4
Реализация мер по
Замкнутая цепочка начинается с момента прихода человека в дошкольное учреждение, затем школа, ссуз или вуз, устройство на работу и далее обустройство уже своих чад. На каждой из этих жизненных ступеней человек сталкивается с вопросами, связанными с коррупцией. Искать выход из этого круга можно и нужно, начиная с образовательных учреждений, так как человек начинает формироваться как личность практически сразу после рождения. Система образования имеет сейчас большое количество проблем, но есть ряд вопросов, которые нужно решать хотя бы сегодня. Дефицит дошкольных учреждений, профессионализм преподавателей в гимназиях и лицеях, в ведущих вузах, падение престижа и уровня подготовки в среднеспециальных учебных заведениях, перенасыщение сферы получения высшего образования вузами и при этом очевидная нехватка квалифицированных специалистов, нежелание молодых специалистов работать после окончания вузов по специальностям, связанным с преподаванием в школах, в вузах, отсутствие заинтересованности в научно-исследовательской работе. Незащищенность в социально-экономических вопросах - небольшая зарплата, отсутствие обеспечения жилищными условиями. Все это создает почву для коррупции и для прихода в учебные заведения, на предприятия, в государственные структуры недостаточно подготовленных или не обремененных моральными устоями специалистов.[44] Необходимо заниматься воспитанием молодого поколения, прививая правовую культуру. Сегодня прекрасная молодежь, информированная, грамотная, но, к сожалению, у нас «хромает» идеология. Нужно заниматься воспитанием молодых, тогда вырастет уже новое поколение, с новой идеологией, которая будет придерживаться законов. Как известно, в борьбе хороши все средства и все союзники кстати. Нужно задействовать учреждения культуры ,что бы школьников начали с малых лет воспитывать в антикоррупционном духе. Дело хорошее, если уж учить чему-то, то с детства. Причем чем раньше, тем лучше. Само слово «коррупция» на слуху, но не все, особенно дети и подростки, правильно понимают его значение. Нужно начинать с азов и донести до подрастающего поколения, что означает это слово. Как возникло это уродливое явление, как развивалось на протяжении истории человечества. Объяснить, чем отличается, например, бытовая коррупция от сговора, деловая — от коррупции верховной власти или вымогательства. Причем все это иллюстрировать на примере, фактами выявления коррупции и мерами борьбы с ней. Необходимо заинтересовать подростков, что бы результат был налицо. До молодого поколения нужно донести ту мысль, что коррупция является преградой на пути развития государства, преступлением против него. Мы станем правовым государством лишь в том случае, если сумеем одолеть это зло, нетерпимость к которому должна быть в крови у каждого честного человека. И чем раньше подросток или даже ребенок получит «прививку», тем результативнее будет борьба с любым проявлением коррупции. Но для этого мало бесед и разъяснений, хотя они необходимы. Главное — чтобы дети не наблюдали в жизни расхождения слов с делом, чтобы им не пришлось слышать одно, а видеть другое. Увы, слишком часто мы внушаем подрастающему поколению высокие и твердые принципы, а в жизни стараемся найти им местечко потеплее, соглашаемся на компромиссы с совестью, не гнушаемся одарить «нужного» человека за исполнение его прямых обязанностей из личного, а то и государственного кармана и т. д. Вот нерасхождению слов и дел будет воспитанием неприятия зла — и не только коррупции, но и всего, что мешает жить достойно и уважать себя за это. Не только карать за коррупционные преступления, но и воспитывать, начиная с младых ногтей. Необходимо привлекать сотрудников уполномоченных органов по борьбе экономической и коррупционной преступностью для проведения бесед и различных круглых столов со студентами. Вести тему о гражданственности и патриотизме, о нашей Конституции, государственных символах Республики Казахстан. О том, что их нужно уважать, и это должно, прежде всего проявляться в делах и поступках, в образе мыслей, а также о том, что законопослушность и добропорядочность - становой хребет государства и общества и эти человеческие качества необходимо формировать и взращивать с самых юных лет. Сотрудникам департамента необходимо разъяснять юношам и девушкам, каковы основные задачи органов финансовой полиции. Призывать к тому , что нужно активно и последовательно формировать у молодёжи антикоррупционное мировоззрение. Для этого необходимо организовывать в учебных заведениях семинары, классные часы, на которых была бы дана информация о видах и формах коррупционных проявлений, ролевые и интерактивные игры, приводить конкретные факты взяточничества, примеры уголовных дел, возбужденных и доведенных до суда – такие сведения открыто и доступно должны быть предоставлены школьникам и студентам. Очень важно доступным языком разъяснять антикоррупционное законодательство, воспитывать законность и антикоррупционную дисциплину среди юношей и девушек; воспитывать их в духе противодействия коррупционным явлениям через создание социальной рекламы антикоррупционной направленности на основе утверждения общечеловеческих ценностей, таких, как нравственность, честность, милосердие, дружелюбие, патриотизм. Большое внимание уделять антикоррупционной пропаганде среди подрастающего поколения, воспитанию в нем стойкой гражданской позиции. Неоднократно устраивались конкурсы среди школьников, представляющих свои проекты по искоренению коррупции в коридорах власти. Так например в Астане создано республиканское молодежное движение против коррупции - «Қарсы». Молодежь, в подавляющем большинстве, позитивно относится к объединению усилий. Согласно данным социологического опроса, проведенного МК «Жас Отан» НДП «Нур Отан», из 500 опрошенных молодых людей, более 70% считают коррупцию нормальным явлением, 92% молодежи считают, что борьба с коррупцией оправдана и готовы оказать поддержку. В рамках движения, организаторами уже проведен ряд антикоррупционных мероприятий, в то числе акции «Отдай заранее», «Черная метка», а также сжигание чучела «коррупции». Необходимо ввести в школьную программу ряд предметов, которые будут помогать незрелому школьнику формировать себя как личность, и формировать в нем антикорруцинное воспитание. И он будет знать еще со школьной скамьи , что коррупция- это зло, с которым нужно бороться и искоренять. Бороться с причинами коррупции надо системно и в комплексе, так как меры, принятые в одном направлении, будут неэффективны и бесполезны. Например, если решать вопросы воспитания правовой культуры только в сфере образования, то молодое поколение, выйдя в жизнь и сталкиваясь с реальностью, переосмыслит все происходящее, причем не в положительную сторону. А если решать эти вопросы, начиная только со стадии трудоустройства, то может быть уже поздно. Но я уверен в одном - что без их решения наше будущее представляется пока весьма смутно.
Заключение
Коррупция - это
социальное явление, заключающееся
в разложении общества и государства,
когда государственные служащие
К проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только Казахстану, но и большинству стран, находящимся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающим переходный период от централизованной к рыночной экономике. Во-первых, различные интерпретации причин коррупции, противоречат друг другу, во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. По нашему мнению, истина должна быть где-то посредине.
Только изучив должным образом причины и условия, порождающие коррупцию, можно определять и вырабатывать конкретные меры по ее ограничению и снижению.
Во-первых, уменьшить и граничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и условия, ее порождающие: во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направления.
В сознании большинства
людей сохранилось
На притяжении
всей истории коррупцию стимулировал
низкий уровень жизни и доходов,
вызванный отсутствием
Основной причиной коррупции является сформировавшаяся политическая система и политический режим страны. Лица ответственные за уровень коррупции в стране – это те, кто олицетворяет политическую систему и политический режим в этом государстве, в чьих полномочиях изменить положение в стране.
По нашему мнению, есть пути решения проблем с коррупцией: необходимо построение реальной политической системы, подконтрольной обществу, где государство будет ему подконтрольно - парламентская республика, построенная на реальной демократии с ограниченными полномочиями президента, что оптимально для российского государства.
Это позволит развивать политическую конкуренцию на местах, тем самым стимулируя появление общественного контроля за властью на местах, на региональном уровне и федеральном. Только гражданский контроль и реальная политическая оппозиция смогут ликвидировать политические и ряд культурных причин порождения коррупции. Зародятся новые культурные ценности и новые культурные традиции.
К сожалению, в Казахстане бытует мнение, что демократизация страны, ее либерализация могут привести к ее развалу и анархии в государстве. Мы считаем данное убеждение устаревшим, которое только приостанавливает на время естественные процессы развития страны и как раз стимулирует дезинтеграционные процессы в стране.
Необходимо построение свободной рыночной экономики, необходимо минимизировать государственный контроль, надзор и вмешательство в экономику страны, ликвидация всех государственных барьеров, в том числе и монополий. Это позволит развиваться производству, предпринимательству, соответственно, повысятся доходы в бюджет и обеспечена будет социальная составляющая. Усиление государственной власти – сильные государственные органы, правоохранительные органы, сильные спецслужбы при существенном ограничении их вмешательства в деятельность общества и государства. Все это повлияет на появление новых культурных ценностей и традиций.
Также необходимо провести кадровую чистку среди чиновников, сократить их численность и провести набор нового поколения кадров, которые не подвержены старым коррупционным традициям. Другого пути развития у страны нет.
Список использованных источников
1 Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. Хабибулин А.Г.Журнал российского права, 2007.
2 Российское законодательство X-XX вв. / Под общ. ред. А.И. Чистякова. Т.2. – М.: Юр. литература, 1985-201с.
3 Туякбай Ж.А. Правовые основы государственной политики Республики Казахстан в сфере уголовной юстиции. Научное издание. - Алматы: Жазушы, 2004-11 с.
4 Материалы по казахскому обычному праву // Сб. Научно-популярное издание. – Алматы: Жалын, 1998.- С.50-51,139,185,196.
5 Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины ХIX века. - Алма-Ата: АН КазССР, 1958- 191с.
6 Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII - первой половине XIX в. - Алма-Ата: Наука, 1981-С.54-55.
7 Экономические и социальные проблемы Российской Федерации. Социально-экономические аспекты коррупции. В 2-х ч. – М.: ИНИОН РАН, 1998 -15 с.
8 Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией. – Алматы: Жеті Жарғы, 2003.
9 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. – Алматы: НОРМА-К, 2007.
10 Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. – М.: ИНФРА-М, 1997.
11 Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. – М.: МГУ, 1994.
12 Основы противодействия коррупции: Учебное пособие / Под редакцией
Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах