Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;
- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл. 27 УК РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Квалифицирующим признаком  рассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как и применительно  к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причинно обусловлено действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.

Особо квалифицирующим признаком состава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ч. 3 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случае содеянное считается тяжким преступлением.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268). Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что в результате наступают последствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности и общества от угроз, связанных с нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, дополнительным — жизнь и здоровье людей.

С объективной стороны  это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Такое нарушение, например, может заключаться в неразрешенном вхождении пассажира в кабину пилотов самолета и вмешательстве в управление им во время взлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морского судна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы на красный сигнал светофора, если это повлекло необходимость экстренного торможения автомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которых находились пострадавшие в результате этого люди.

Обязательным признаком  объективной стороны состава  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 268, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. По смыслу ст. 268 речь идет о причинении такого вреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 ст. 268 последствий.

С субъективной стороны нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, характеризуется неосторожной виной при наличии легкомыслия или небрежности.

Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме  лиц, указанных в ст. 263 и 264.

Подпадающее под признаки ч. 1 ст. 268 деяние относится к категории  преступлений небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком  рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушения  правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Содеянное в этом случае квалифицируется по ч. 2 ст. 268 и расценивается как преступление средней тяжести.

Особо квалифицирующим  признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 268). Содеянное при таком квалифицирующем признаке признается тяжким преступлением.

Неоказание  капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270). Данный состав преступления по УК 1996 г. существенно реконструирован по сравнению с составом неоказания помощи при столкновении судов или несообщения названия судна, предусмотренным ст. 204 УК 1960 г. Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

-  оказывать помощь  любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

-  следовать со всей  возможной скоростью на помощь  терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие  с его стороны можно разумно  рассчитывать;

-  после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет[16].

Основным объектом рассматриваемого преступления являются защищенность личности, общества и государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского и речного транспорта. Дополнительным объектом является жизнь и здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческих организаций.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и считается оконченным с момента  бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути.

С субъективной стороны  это преступление совершается с  прямым либо косвенным умыслом, когда  капитан судна сознает наличие  обстановки, в которой на море или  ином водном пути терпят бедствие люди, и возможность без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров оказать терпящим бедствие необходимую помощь, однако не желает этого делать или безразлично относится к своей обязанности.

Мотивами такого поведения  капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъектом данного преступления может быть только капитан судна  или лицо, выполняющее обязанности  капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом. По смыслу ст. 270 речь идет о капитане судна, плавающего под флагом Российской Федерации. Если рассматриваемое преступление совершено в открытом море в отношении российского судна, его экипажа и пассажиров капитаном судна, плавающего под флагом иностранного государства, то в соответствии с ч. 3 ст. 12 он может быть признан субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 270, и быть привлечен к уголовной ответственности.

Состав неоказания капитаном  судна помощи терпящим бедствие относится к преступлениям небольшой тяжести.

Вывод. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта, — это деяния, влекущие по неосторожности причинение смерти человеку либо смерти двум или более лицам, а равно причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба.

 

 

§3. Квалификация иных транспортных преступлений

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269). В современных условиях трубопроводный транспорт приобретает все большее экономическое и политическое значение, являясь одним из наиболее дешевых и экологически безопасных видов транспортировки на большие расстояния жидкого и газового топлива, а также питьевой и технической воды, пара либо горячей воды для отопления или других целей.

Общественная опасность  рассматриваемого преступления заключается  в том, что в результате совершения описанных в ст. 269 действий дезорганизуется  перекачка жидкого и газового топлива, а равно других продуктов, чем причиняется крупный ущерб государству и другим собственникам, при этом нередко загрязняется окружающая природная среда, наступают иные тяжкие последствия с человеческими жертвами (пример тому — взрыв газа и гибель в огне огромного числа пассажиров поезда на территории Башкирии).

В последние годы в  нашей стране участились случаи умышленного  или неосторожного повреждения  магистральных трубопроводов.

Основным объектом данного  преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в сфере строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Факультативными объектами этого преступления могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государства и иных собственников, экологическая безопасность и др.

Предметом рассматриваемого состава преступления является магистральный  трубопровод. Под магистральными трубопроводами понимаются основные (главные) линии  трубопроводов наземного, подземного и подводного базирования в совокупности с перекачивающими установками и средствами контроля перекачки жидкого и газового топлива, питьевой и технической воды и других продуктов. По нашему мнению, нельзя относить к магистральным трубопроводам отводные от городских трубопроводов газовые и водоводные трубопроводы к потребителям (к жилым домам и другим объектам), внутризаводские теплоцентрали и канализационные коллекторы.

С объективной стороны  данное преступление выражается в нарушении  правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

 Нарушение таких  правил может выражаться в  несоблюдении строителями, эксплуатационниками  или ремонтниками технических  норм и стандартов относительно  использования строительных материалов, технологии укладки, сварки, изоляции  трубопроводов в грунте, под водой или в наземном состоянии, а также в несоблюдении технологии перекачки газа, нефти и других продуктов потребителям (например, превышение давления внутри трубы при перекачке нефти или газа), в нарушении норм периодичности профилактического осмотра и ремонта трубопроводов, перекачивающих установок и узлов и т. п.

Обязательным признаком  объективной стороны рассматриваемого преступления является причинение в  результате нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или  ремонте трубопровода по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Эти последствия должны находиться в причинной связи с нарушением правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Данное преступление относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны  данное преступление характеризуется  неосторожной виной в виде легкомыслия  либо небрежности по отношению к  последствиям. Если лицо указанные действия совершило умышленно с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности Российской Федерации, содеянное должно квалифицироваться как диверсия по ст. 281.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, которое было в установленном порядке допущено к соответствующим работам по строительству, эксплуатации или ремонту магистрального трубопровода. Это преступление при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 269) относится к категории деяний небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком  этого преступления (ч. 2 ст. 269) является причинение по неосторожности смерти человеку. При наличии данного  квалифицирующего признака содеянное  расценивается как преступление средней тяжести.

В ч.3 ст. 269 в качестве особо квалифицирующего признака рассматриваемого преступления предусмотрено причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.

Вывод. К иным транспортным преступлениям относится нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Основное назначение магистральных трубопроводов — перемещение газообразной, жидкой и сыпучей продукции на определенные расстояния. Этим и объясняется отнесение данного преступления к транспортным.

Заключение

Список использованной литературы

 [1] СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721.

[2] СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

[3]СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805.

[4] СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; 2003. N 14. Ст. 1256.

[5] СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

[6] СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; N 28. Ст. 2891.

[7] СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.

[8] СЗ РФ. 2002. N 21 (Часть  1). Ст. 1; 2003. N 50. Ст. 4847.

[9] См.: Научно-практический  комментарий к Уголовному кодексу  Российской Федерации. Т. 2. Н. Новгород, 1996.

[10]См.: Уголовное право.  Особенная часть / Под ред. А.  И. Рарога. М., 1996. С. 311.

[11] Чучаев А. И. Система  транспортных преступлений в  новом Уголовном кодексе Российской  Федерации // Уч. зап. Ульяновского  ун-та. 1997. С. 3—15.

[12] БВС РФ. 1989. N 2. С. 3—5.

[13] СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1720.

[14] См.: Международное  публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 413.

[15] СЗ РФ. 1998. N 21. Ст. 2263.

[16] См.: Международное  публичное право: Сборник документов. В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 268—269.


Информация о работе Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств