Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Прокурорский надзор – это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени РФ и заключается в проверке правильности соблюдения Конституции и исполнения законов, которые действуют на её территории. Данная деятельность не может быть осуществлена другими органами. В системе органов государственной власти и управления она занимает особое место и не входит ни в одну из ветвей власти.

Содержание

Введение 2
1. Понятие, основные принципы, цели, предметы и пределы прокурорского надзора. 4
1.1 Понятия и основные принципы прокурорского надзора. 4
1.2 Предмет и цели прокурорского надзора. 7
1.3 Пределы прокурорского надзора. 11
2.Понятие, основные принципы и гарантии законности в РФ. 13
2.1 Понятие, основные принципы и гарантии законности. 13
2.2 Принципы и гарантии законности в РФ. 17
Заключение: 22

Вложенные файлы: 1 файл

прокуратура.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

10. осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.

Предмет прокурорского надзора  очерчен очень широко. В него входит следование Российской Конституции  и выполнение законов, соблюдение прав и свобод граждан почти всеми  институтами общества и власти (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре). Почти каждое лицо в нашей стране знает, что его деятельность может  послужить предметом прокурорской проверки, целью которой будет  являться исполнение законов в самых  разных сферах. Область законов, а  также виды прав и свобод граждан, соблюдение и исполнение которых  является объектом прокурорского надзора, законодатель не уточнил, и по смыслу закона прокуратура следит за тем, как  исполняются все законы и все  права и свободы граждан во всех правовых отношениях.4

Давая широкое определение  предмету прокурорского надзора, федеральное  законодательство устанавливает его  пределы. Например, "при осуществлении  надзора за исполнением законов  органы прокуратуры не подменяют  иные государственные органы" (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре). "Органы прокуратуры не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина" (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Из точного объяснения этих норм следует, что надзорная  функция прокуратуры кончается  там, где возникают функции других государственных органов, и именно полномочия каждого осуществляющего  контроль за выполнением законов  государственного органа определяет черту  полномочий прокуратуры.

Однако система государственных  органов России содержит большое  количество органов государственного надзора и контроля, полномочия которых  содержит почти все общественные отношения. Исключением являются избирательные  законодательства, законодательства о  противодействии коррупции, законность правовых актов органов государственной  власти и местного самоуправления и  некоторые другие сферы прокурорского  надзора, которые в своей совокупности состовляют относительно небольшой срез правоотношений.

К примеру, приоритетным направлением надзорной деятельности прокуратуры  на сегодняшний день является соблюдение прав граждан на оплату труда.  Выплата  зарплаты поднадзорными предприятиями  вовремя для любого прокурора - дело принципа, задолженность по ее выплате  – это цель обсуждения на прокурорских коллегиях.

1.3 Пределы прокурорского надзора.

 

Когда осуществляется надзор за исполнением законов, прокурорам нужно также верно установить пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, которые затрагивают  общественный интерес или существенно  ограничивающие свободы и права  человека и гражданина, а с другой стороны, не поменять собой органы контроля и не осуществлять опеку там, где  субъекты могут решить правовые отношения  между собой сами, без вмешательства  власти.

Пределы прокурорского надзора  за соблюдением Конституции и  исполнением законов можно классифицировать по следующим признакам:

1) Компетенции. Генеральный  прокурор России осуществляет  надзор за тем как соблюдают  Конституцию и исполняют законы  федеральные органы государственной  исполнительной власти и их  должностные лица.

Прокуроры субъектов России реализуют надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов  органами исполнительной и представительной власти субъектов России, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры городов реализуют  надзор за соблюдением Конституции  и исполнением законов органами местного самоуправления, городскими или районными органами федеральной  исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

Опираясь на принципы централизации  и единоначалия в организации  и деятельности прокуратуры вышестоящие  прокуроры имеют право принять  на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

2) Объектам прокурорского  надзора. Прокуратура не осуществляет  надзора за соблюдением Конституции  и исполнением законодательства  федеральными органами законодательной  власти, судебными органами, Правительством  России и Президентом России. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре  находится нормативное положение,  согласно которому в случае  несоответствия постановлений Правительства  Российской Федерации Конституции  и федеральным законам Генеральный  прокурор Российской Федерации  должен уведомить об этом Президента  России. Среди объектов прокурорского  надзора отсутствуют граждане  РФ.

3) Отсутсвию или наличию  информации об имеющих место  нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона  о прокуратуре указывается, что  проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации  о фактах нарушений законов,  требующих принятия мер прокурором.5

Сведение о нарушениях закона  содержат: жалобы, заявления  и иные обращения граждан; сообщения  СМИ; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных  дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; иные сведения о допущенных правонарушениях, которые требуют использования  прокурорских полномочий в первую очередь  для защиты общезначимых или государственных  интересов, гарантий и прав групп  населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся  в особой социальной и правовой охране.

2.Понятие,  основные принципы и гарантии  законности в РФ.

2.1 Понятие, основные принципы и  гарантии законности.

 

Можно установить следующее  определение законности: законность - это политико-правовое явление, которое  характеризует процесс совершенствования  государственно-правовой формы организации  общества и выполнения идеи социальной справедливости путем точного и  прямого следования и выполнения действующего законодательства. 

Законность опирается  на ряде принципов.

Принципы законности - это  созданная закономерностями общественного  развития система взглядов и идей, берущих начальное качество в  формировании мотивов, правомерного поведения  и внутреннего убеждения относительно нужде следования законам и иным нормативным актам.

В качестве главных можно  выделить такие принципы, как:

1) единство законности;

2) гарантия основных гражданских  прав и свобод;

3) неизбежность наказания  за совершенное правонарушение;

4) невозможность противопоставления  целесообразности и законности;

5) взаимный контакт между  культурностью и законностью.

Относительно принципа единства законности нужно отметить, что его  предпосылками является присутствие  ясной законной государственной  власти и единой правовой системы  общества. Именно степень общности данных институтов означает содержательность и эффективность этого принципа. Предмет данного принципа составляет общеобязательные требования работающего  законодательства для всех субъектов  правовых отношений, одинаковое осознание юридических мер оценки поведения участников отношений, их применения и освещения.6

Гарантия главных свобод и прав людей – это один из важнейших принципов не только законности, но и права. Роль его определенна  важностью групповых и личных интересов, их реализацией.

Принцип неотвратимости наказания  за совершенное правонарушение даёт характеристику юридической природе  законности и определяется деятельностью  государственных и общественных институтов по ее исполнению. Его суть заключается в том, что любое  противозаконное деяние должно быть вовремя раскрыто, а виновные в  его совершении, должны понести наказание, которое будет равно содеянному.

Большой смысл для осознания  законности имеет положение недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А  для участников отношений согласно с нормами права даёт шанс принять  наиболее уместное решение и вариант  поведения который применяется  к фактическим обстоятельствам  в рамках закона.

Более объёмное выражение  нравственная природа законности находит  в ее связи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни действовать  не опираясь на то чтобы достичь  человеческих знаний. Общая и правовая культура являются одной из главных  социальных оснований законности. Но и законность в свою очередь выступает  одной из политико-правовых положений  организации культуры общества. В  этом состоит назначение данного  принципа.

Гарантии законности показывают себя как комплекс политических, организационных, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.

 

Есть единые условия, которые  могут создать благополучную  сферу, которые будут являться гарантией  законности. К ним относятся экономические, политические, идеологические, а также  социальные и общественные условия.

Экономические условия являются обеспечением равного наличия разных форм собственности, утверждение и  охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую  политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и другое.

 

Развитие и совершенствование  демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между  собой, организация правового государства, многообразие идеологий, гласность, многопартийность и свобода развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма, всё это относится к политическим условиям.

 

Идеологические условия  подразумевают создающиеся в  обществе большой уровень правовой культуры, которая опираются на уважение к закону, внутреннем согласии людей  с нормативными предписаниями. К  ним относятся  обширное распространение  и пропаганда среди людей правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать  закон, навыков и умений использовать правовые нормы в своей жизни.7

 

Общественные условия  приводит к высокому жизненному уровню населения, заботу о социально не защищенных слоях гражданского населения, обеспечивая охрану прав и свобод личности.

Социальные условия являют активным привлечением граждан к  противодействию нарушениям закона, профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить  закон.

 

Особые юридические гарантии представляют собой сумму поставленных законодательством средств и  способов, которые направляются на то, чтобы  устранить, предупредит  или пресечь правонарушение, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, и иных субъектов права.

 

Важную роль среди них  имеют экономические и политико-идеологические: разные виды собственности и соответствующий  им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень  занятости населения в общественно  полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Особенно неоднозначность, противоречие положений  в этих сферах создает положительную  среду для роста нарушений  права, криминализации общества.

 

Выполняемые реформы по-новому ставят вопрос о роли и месте нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В  период кризиса люди судят о результатах  поступков своих соотечественников  в большей мере с позиции моральных  ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание  имеют непреходящее значение.

 

Немало важным моментом является социально-психологический аспект соблюдения законности. Однозначно то, что законность это фактор, который  активно воздействует на нормативно-ценностную позицию личности. Универсальность принципа законности чувствуется как выражение главенства социальной справедливости, как явное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, и рассматривает в нем выражение своих представлений о справедливом и полезным для общества.

 

Большое значение имеет и  такой фактор как, требование единственно  верного и постоянного соблюдения законов психологически, не должно восприниматься большим количеством  людей как нужное подчинение закону. В литературе верно отмечаетс, что  законность выступает в качестве юридического выражения полезности. В более общем плане можно  сказать, что так как право  закрепляет общие мнение всего народа, свободно выраженное и основанное на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно  и добровольно значительным большинством граждан.

На основании изложенного  можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим  и государственно-правовым развитием  общества и природой законности; носят  непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой  их применения является право.

2.2 Принципы и гарантии законности  в РФ.

 

Положение единства законности заключается в одинаковом восприятии ее взглядов на всей территории России.

 

К сожалению, но опыт государственного управления знает немалое количество примеров того, как главные ведомства  и министерства грубо игнорируют права субъектов Федерации и  компетенцию их высших органов государственной  власти. Это соответствовало общей тенденции замены представительных органов, органами управления которые несли им отчётность. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.

Информация о работе Прокурорский надзор