Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:44, дипломная работа
Деятельность специализированных подразделений дознания в последнее время приобретает все большую значимость. Расследование уголовных дел в максимально сжатые сроки, предусмотренные УПК РФ, приближает нас к стандартам европейского судопроизводства. За период с 1992 по 2006 год служба успешно преодолела первоначальный этап своего становления, и в настоящее время способна во взаимодействии с другими правоохранительными органами выполнять уголовно-процессуальные функции и решать задачи охраны прав и законных интересов граждан.
Только при совокупности этих предпосылок ведомство или должностное лицо, указанные в ст. 40 УПК РФ, приобретают статус органа дознания, а при их отсутствии – это не органы дознания, а органы внутренних дел, федеральная служба безопасности, министерство юстиции и т.д.
Существует два вида дознания:
1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. По данной категории уголовных дел орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору для дальнейшей передачи его по подследственности. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).
2) по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно (возбуждаются только в отношении конкретных лиц). По этой категории уголовных дел органы дознания производят предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, начиная с принятия дознавателем уголовного дела к своему производству и до направления этого дела прокурору с обвинительным актом.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом, дознание по уголовным делам производится:
1) дознавателями органов внутренних дел РФ по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (уголовные дела небольшой и средней тяжести), за исключением тех, которые указаны ниже, в пунктах 2-5;
2) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, касающихся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности (ст.ст. 253, 256 УК РФ), незаконного пересечения границы, либо ее изменения (ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ); контрабанды в случае задержания таковой пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации (ч. 1 ст. 188 УК РФ);
3) дознавателями органов службы судебных приставов - по уголовным делам о следующих преступлениях: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважение к суду (ст. 297 УК РФ); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ); незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ);
4) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
5) дознавателями органов Государственной противопожарной службы по уголовным делам об уничтожении или повреждении имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК РФ), уничтожении или повреждении лесов частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) следователями прокуратуры - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;
7) дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных: ч. 1 ст. 228; ст. 228.2; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ст. 233; ч.ч. 1 и 4 ст. 234 УК РФ.
Дознание производится в двадцатидневный срок со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 дней (ст. 223 УПК РФ). Таким образом, предельный срок дознания – 30 суток. В ходе расследования уголовного дела дознаватель имеет право производить те же следственные действия, что и следователь, с целью обнаружения, изъятия и закрепления доказательств по делу. Также дознаватель имеет право избрать в отношении подозреваемого одну из мер пресечения, перечисленных в ст. 98 УПК РФ.
В соответствии со ст. 224 УПК РФ, в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель имеет право возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в общем порядке.
Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения его под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в этот срок, подозреваемому по истечению десяти суток предъявляется обвинение, и дело направляется прокурору для производства предварительного следствия, или мера пресечения отменяется. Необходимо обратить внимание на то, что если обвинение не предъявлено и не составлен обвинительный акт, мера пресечения отменяется автоматически, какого-либо волеизъявления лица, избравшего данную меру пресечения для этого не требуется, и, если подозреваемый находился под стражей, администрация места содержания самостоятельно его освобождает, с последующим извещением об этом лица, в производстве которого находится уголовное дело.
Одним из отличий дознания от предварительного следствия состоит в том, что дознаватель не выносит отдельного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а составляет обвинительный акт, который по сути своей представляет процессуальный документ, в котором фактически соединяются постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.
В обвинительном акте указываются (ст. 225 УПК РФ):
1) время и место его составления;
2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4) место и время совершения
деяния, содержащего признаки
5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
6) перечень доказательств,
7) данные о потерпевшем,
8) список лиц, подлежащих вызову в суд.
По окончанию дознания, как и предварительного следствия, обвиняемому и его защитнику предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ (т.е. особого порядка ознакомления с материалами дела не предусмотрено), о чем делается отметка в протоколе.
Потерпевшему, его представителю
по его ходатайству может быть
предоставлено право
В отличие от обвинительного заключения, которое с материалами дела следователь направляет прокурору непосредственно, обвинительный акт перед его направлением прокурору с материалами уголовного дела, утверждается начальником органа дознания.
Прокурор рассматривает
1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела со своими указаниями для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям, предъявляемым к обвинительному акту (см. выше). При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более, чем на 3-е суток;
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24 – 28 УПК РФ;
4) о направлении уголовного дела
для производства
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст. 226 УПК).
Еще одна проблема, на которую следует обратить внимание, – в настоящее время МВД России ведется работа по созданию службы расследования преступлений, основная идея которой заключается в слиянии аппаратов следствия и специализированного дознания. Необходимость такого шага продиктована сложившейся ситуацией. С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно продлить до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания.
Обстоятельный анализ преимуществ и недостатков законодательной регламентации в УПК РФ предварительного расследования, в том числе дознания, был сделан участниками научно-практических конференций, проведенных в 2002 году и посвященных правовой и криминологической оценке нового уголовно-процессуального законодательства, проблемам его применения в досудебном производстве; в ряде научных статей, в том числе по вопросам соотношения форм предварительного расследования. 29
Так даже если ликвидировать аппарат специализированного дознания и возложить всю следственную работу, которая в настоящее время осуществляется органами милиции, на следственный аппарат, то в этом случае дознание будут проводить следователи. Такую ситуацию можно охарактеризовать исключительно как "стрельбу из пушки по воробьям". Применительно же к современным требованиям экономии ресурсов, оптимизации управления и определения интенсивных путей развития данная реорганизация вообще трудно объяснима.
Все вышеизложенное позволяет сделать однозначный вывод о том, что специализированные подразделения дознания, как и ранее, выполняют роль квалифицированного аппарата по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, работающего в условиях высочайших нагрузок. Эти подразделения не только не должны ликвидироваться, а наоборот - усиливаться. Они нуждаются в укреплении и развитии. Внесение соответствующих корректировок в УПК РФ способно обеспечить реальную возможность органам дознания более эффективно осуществлять свои процессуальные полномочия.
Подведя итоги, следует еще раз отметить, что дознание составляет y нас главную часть досудебного исследования дела, но его не исчерпывает. Это важно иметь в виду при выяснении целей и пределов дознания. Иногда понятию дознания придают такой широкий смысл, при котором оно обнимает чуть не все досудебное исследование, напр., и принятие тех или иных мер пресечения заподозренному способов уклоняться от следствия, и сохранение следов преступления и т. п.; при таких условиях цели дознания определяются весьма неясно, расплывчато и широко.30 На самом деле принятие мер пресечения и принятие мер к сохранению следов преступления составляют особые моменты досудебного исследования, точно так же, как и следственные действия полиции.
Глава 2 Особенности дознания в системе досудебного производства и уголовном судопроизводстве в целом
§ 1 Задачи и полномочия органов дознания
Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел VIII "Предварительное расследование" УПК РФ. Тем самым подчеркивается, что дознание есть часть предварительного расследования, одна из его форм. Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие.
Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны. 31
В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ст.5 п.8, ст.40 ч.2 п.1). Таким образом, в отличие от УПК РСФСР (ст.117-124), здесь дознанию придается одно значение - расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст.40 УПК РФ). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ), но также:
· на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК РФ).32
Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что дознание производится дознавателями.
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).
Информация о работе Роль и место дознания в системе досудебного производства