Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в последнее время все чаще и настойчивее раздаются голоса о запрещении, т.е. отмене или во всяком случае, ограничения смертной казни. Законодательство многих государств вообще не предусматривают применение данного вида уголовного наказания.
Тема работы соответствует современным направлениям в науке уголовного права в Республике Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В ТЕОРИИ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР 6
1.1 Эволюция смертной казни как вида наказания в теории и уголовном законодательстве Российской империи до 1917г 6
1.2 Смертная казнь в уголовном праве СССР и БССР 15
2 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ВИДУ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 21
2.1 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах англо-саксонской системы права 21
2.2 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах Западной Европы 27
3 СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ СНГ 32
3.1 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Республики Беларусь 32
3.2 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике в отдельных странах СНГ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение А. Применение смертной казни, пожизненного заключения и помилования в Республике Беларусь с 1998 по 2010 г 62
Таким образом, при всех паллиативных моментах указанной юридической формулы Казахстан вошел в число стран, которые «Международная амнистия» относит к категории отменивших смертную казнь за совершение общеуголовных преступлений в мирное время.
3.2.4. Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Кыргызстан
Кардинальные изменения в экономике, политике, в социальных отношениях, происходившие с начала 90-х годов в связи с распадом СССР, весьма негативно сказались на состоянии правопорядка и преступности в стране. Уже к 1992 году уровень преступности в Кыргызстане по сравнению с 1986 годом вырос в 3,2 раза, а число преступлений в расчете на 100 тысяч населения выросло до 989. За 10 лет - с 1986 по 1995 г. умышленные убийства, например, выросли по абсолютным показателям в 3,6 раза, а среднегодовой темп их прироста составил 15,5% [36]
К 2006 году уровень преступности в стране по сравнению с 1986 годом вырос в 2,5 раза. При этом рост преступности шел на фоне почти полной потери контроля и управления в экономической, административной, финансовой и других сферах общественной жизни. Росту криминализации общества способствовало все более широкое включение в сферу преступной деятельности беженцев, мигрантов, несовершеннолетних, женщин и других, в социальном и экономическом плане менее защищенных слоев населения.
Конец 90-х и начало
2000-х годов характеризует
Резкий рост коррупции, отсутствие связи с обществом, тотальный обман обнищавшего народа, целенаправленное стимулирование социального и экономического неравенства, двойные стандарты в политике и манипулирование общественным сознанием - все это привело к апогею социальной напряженности и мартовским событиям 2005 года в Бишкеке. Сложившуюся ситуацию безвластия и анархии криминальные элементы использовали для организации массового мародерства, разбойных нападений на предпринимателей и многих других противоправных действий, которые привели к резкому росту зарегистрированной преступности и еще большему росту латентной преступности [29, c 12].
Между тем с конца 1998
года в Кыргызстане продолжал
действовать объявленный
Отметим в этой связи, что, несмотря на высокий уровень тяжких преступлений, Кыргызстан все эти годы оставался единственной страной во всей Азии, где мораторий соблюдался неукоснительно и где не было ни одной казни.
К концу 2002 года в стране насчитывалось 160, а к началу 2005 года - 130 осужденных к высшей мере наказания. По официальным данным, только за июль 2004 года к смертной казни приговорили 31 осужденного
Как сообщал уполномоченный по правам человека, в обеих тюрьмах, предназначенных для содержания таких осужденных, из-за переполнения и экономических трудностей, в которых оказалась вся система исполнения наказаний, сложилась крайне острая обстановка. В результате с 1999 по 2006 г. в этих тюрьмах 73 осужденных умерли из-за болезни и самоубийств; некоторые осужденные потеряли способность самостоятельно передвигаться, многие страдали от туберкулеза, потери зрения и других заболеваний
В ноябре 2006 года в Кыргызстане принята новая Конституция, которая полностью отменила смертную казнь. В настоящее время в стране завершается работа по изъятию положений о смертной казни из уголовного законодательства.
3.2.4. Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Узбекистан
С конца 90-х гг., несмотря
на некоторые законодательные и
судебные реформы, проблема прав человека
в этой стране вызывала все большую
тревогу у международной
Это, по оценкам зарубежных экспертов, находило свое отражение и в подавлении инакомыслия в гражданской, религиозной и политической жизни, и в широко распространенной практике получения доказательств путем пыток, и в практике применения смертной казни. В 2003 году специальный докладчик Комитета ООН по правам человека назвал секретность, связанную с вынесением смертных приговоров, «злонамеренной и равнозначной жестокому и бесчеловечному обращению по отношению к семьям заключенных» [29, c.14]
Как отмечалось в отчете «Международной амнистии» за 2003 год, суды продолжали выносить смертные приговоры в рамках системы уголовного судопроизводства, изобилующей множеством недостатков, среди которых особенно выделялись коррупция и нежелание рассматривать заявления подсудимых о применении пыток. В 2003 году в Узбекистане было вынесено как минимум 18 смертных приговоров и казнили 6 осужденных.
В декабре 2003 года парламент страны принял Закон о сокращении сферы применения смертной казни, по которому число преступлений, наказуемых смертной казнью, снижалось с четырех до двух, однако этот декоративный акт, конечно, не мог изменить ситуацию. Ибо речь шла об исключении из УК лишь тех двух статей, которые и ранее не применялись – это «Геноцид» и «Развязывание и ведение агрессивной войны».
Практика применения помилования, как и все, что касалось применения смертной казни, были окутаны завесой секретности; родственники осужденных, подававшие жалобы, и правозащитники, выступающие за отмену смертной казни, подвергались угрозам и преследованиям
В 2004 году, вопреки складывающейся
в регионе тенденции к отмене
смертной казни, в Узбекистане по-прежнему
выносились тайные смертные приговоры.
Родственникам и самим
О подлинном числе казненных и числе смертных приговоров судить было крайне сложно из-за отсутствия официальных данных. Правда, в декабре 2004 года Президент Узбекистана Каримов заявил на пресс-конференции, что в 2004 году в стране к высшей мере наказания было «приговорено порядка 50 - 60 человек». Однако это заявление, скорее, показывало неполноту информации, сообщаемой правозащитниками, нежели отражало реальную картину применения наиболее суровых мер уголовной репрессии.
В 2005 году смертные приговоры, по данным «Международной амнистии», выносились «десятками»; об их подлинном числе, как и о числе казней, судить по-прежнему не представлялось возможным из-за секретности такого рода информации. Ситуация с правами человека в стране оставалась крайне напряженной. Единственным знаменательным событием года стал Указ Президента от 1 августа 2005 года, согласно которому с 1 января 2008 года смертная казнь в Узбекистане будет отменена.
Несмотря на это важное решение, мер, подобных установлению моратория на исполнение смертных приговоров, как это было сделано, например, в Казахстане и Кыргызстане, власти не приняли. И хотя правительственные сообщения утверждали, что в 2006 году смертные приговоры судами страны не выносились, данные правозащитных организаций указывали на то, что смертные приговоры все же были вынесены 8 осужденным.
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы
Дискуссии об отмене или сохранении смертной казни ведутся на протяжении столетий. На эту тему высказывались сотни авторов, придерживавшихся прямо противоположных точек зрения. Мы попытались уйти от чисто философского подхода к этой проблеме.
Анализируя историю государства и права стран Европы, а также историю государства и права России, которые неразрывно связаны со становлением права на территории современной Беларуси, можно сказать, что смертная казнь, как вид наказания, имела многовековую историю, однако начиная со второй половины ХХ столетия наблюдается стойкая тенденция к отмене смертной в данном регионе.
В последние десятилетия движение за отмену смертной казни не только серьезно изменило масштабы и географию применения этой меры, но и оказало мощное по силе воздействие на умонастроения политических лидеров, миллионов людей на континенте. Оно консолидировало усилия национальных и международных политических и общественных организаций (ООН, Совет Европы), аккумулировало инициативы Церкви, правозащитного движения («Международной Амнистии» и др.), всех прогрессивных сил, существенным образом пополнило мировое информационное пространство гуманистическими идеями ценности человеческой жизни и в конечном итоге заставило переосмыслить отношение к этой варварской мере наказания.
Предложения по
совершенствованию
Для обеспечения безопасности общества, недопущения рецидива со стороны лиц, совершающих умышленные посягательства на жизнь при отягчающих обстоятельствах, государство обладает достаточно эффективными уголовно-правовыми средствами, позволяющими изолировать преступников от общества и тем самым не допустить совершения ими новых преступлений. Такими средствами воздействия, в частности, на убийц в Республике Беларусь, как и во многих других странах, являются наказания в виде пожизненного заключения либо лишения свободы, назначаемого на срок до 25 лет.
В связи с этим предлагается исключить смертную казнь как вид наказания (п.11 ст. 48 УК) из уголовного законодательства Республики Беларусь. В качестве исключительной меры наказания применять пожизненное заключение, тем самым исключить ст.59 из УК.
Из статьи 24. Канституции Республики Беларусь исключить фразу: «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда»
Отменить применение смертной казни за следующие составы преступлений: ч. 2 ст. 122УК – развязывание либо ведение агрессивной войны; ч. 2 ст. 124 УК – убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны; ст. 126 УК – международный терроризм; ст. 127 УК – геноцид; ст. 128 УК – преступления против безопасности человечества; ст. 134 УК – применение оружия массового поражения; ч. 3 ст. 135 УК – нарушение законов и обычаев войны (умышленное убийство); ч. 2 ст. 139 УК – убийство; ч. 3 ст. 289 УК – терроризм; ч. 2 ст. 356 УК – измена государству, сопряженная с убийством; ч. 3 ст. 357 УК – заговор с целью захвата государственной власти; ст. 359 УК – террористический акт; ч. 2 ст. 360 УК – диверсия; ст. 362 УК – убийство работника милиции.
Реализация законодателем этих предложений позволит гармонизировать уголовное право Республики Беларусь с правом Евросоюза и России, а также придерживаться общемировой тенденции по поводу отмены смертной казни как вида наказания.
Международные правовые акты
Нормативные правовые акты