Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом и юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 180.14 Кб (Скачать файл)

Вторая группа психического здоровья (частота встречаемости  до 35,0%). На период освидетельствования  клинически выраженные психические  расстройства отсутствуют. По анамнестическим  и медицинским данным в прошлом  имеются указания на бытовые травмы, инфекции, интоксикации, рецидивирующие соматические заболевания с отклонениями психосоциального развития, эпизодами  невротических, аффективно-поведенческих, гипердинамических, органических (эмоционально-лабильных, астенических) расстройств. На момент обследования констатируются признаки акцентуаций характера; психологического пубертатного криза; резидуальной церебрально-органической недостаточности без стойких  нарушений психических функций; задержанного психосоциального развития с личностной незрелостью, легкими  эмоционально-волевыми отклонениями, ограниченностью познавательных интересов  и  низким  общеобразовательным уровнем. Отмеченные признаки в анамнезе и статусе недостаточны для клинического диагноза.  Средовая дезадаптация с безнадзорностью  преимущественно связана с формирующейся социально-психологической деформацией личности и педагогической запущенностью.

В связи с медико-социальными  особенностями анамнеза профилактические мероприятия по второй группе должны включать консультативную помощь для  исключения патологических форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Данная форма  консультативной психопрофилактической  помощи может осуществляться по определению  суда или по указанию комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав в связи с направлением несовершеннолетнего  с безнадзорностью и различными формами асоциальных действия в  специальную школу или профессионально-техническое  училище закрытого типа Министерства образования. Порядок и последовательность этих действий законодательно определены Федеральным законом «Об государственной  системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999)          

Третья группа психического здоровья (частота встречаемости  составляет до 30,0% случаев). Средовая  дезадаптация детей с безнадзорностью и девиантным  поведением сочетается с психическими нарушениями пограничного уровня - резидуальная экзогенно-органическая патология, психический и дисгармонический инфантилизм, повторяющиеся патохарактерологические реакции и патохарактерологическое формирование личности. Отсутствуют признаки психического заболевания или клинически выраженной декомпенсации патологического состояния. Семейная, школьная дезадаптация сочетается с парциальной адаптированностью в  микросоциальной  среде асоциально ориентированных сверстников.

При устойчивой компенсации  латентных, субклинических нервно-психических  нарушений и парциальной средовой адаптации оказание консультативной  и лечебно-профилактической помощи должно осуществляться с постановкой  на консультативный учет в психоневрологическом диспансере. Сохраняется возможность  применения мер принудительного  воспитания  в специальных образовательных учреждения (школы, ПТУ) закрытого типа для детей с девиантным поведением. 

Четвертая группа  психического здоровья (частота встречаемости составляет от 15 до 17,0% случаев). Нарушения поведения с безнадзорностью носят патологический характер, определяется клинически выраженными состояниями (отдаленные последствия  раннего органического поражения  головного мозга,  формирующаяся психопатия, патологический  пубертатный криз). Средовая дезадаптация охватывает сферу и семейных, и школьных, и межличностных отношений.

Меры медицинской профилактики включают стационарное диагностическое  обследование и коррекционное лечение  в детском, подростковом психиатрических  стационарах. При компенсации патологических расстройств возможно последующее  направление в специальное образовательное  учреждение закрытого типа для детей  и подростков с девиантным поведением. При этом в направительной документации необходимы указания на рекомендации психопрофилактического и психокоррекционного  характера для врачей-психиатров и психологов специальных  коррекционных школ для детей с девиантным поведением.

Пятая группа психического здоровья (частота  встречаемости составляет от 5,0 до 6,0%). Патологические формы поведения с безнадзорностью сопровождаются клинически выраженной декомпенсацией патологического состояния, признаками патологического  процесса с малопрогредиентным течением без признаков обострения и  дефекта (органический  процесс с малопрогредиентным или регредиентным течением) или с признаками обострения или с дефектом. По тяжести состояния применение мер принудительного воспитания невозможно; ведущими являются меры динамичного психиатрического наблюдения при вторичности мер социально-профилактического учета. Направление в специальные  (коррекционные) школы противопоказано.

Следовательно, ранняя диагностика  психического состояния детей и  подростков с безнадзорностью и  девиантным поведением выявляет достаточно высокий удельный вес психических  отклонений (около 50,0%). На первом месте  по частоте выступают  проявления резидуальной церебрально-органической недостаточности с компенсированными церебрастеническими расстройствами и парциальной интеллектуальной недостаточностью, редуцированным психоорганическим синдромом (не менее трети); на втором - признаки аномально-личностных черт с преобладанием возбудимости, волевой неустойчивости и гипертимности при формирующихся  психопатиях, а также повторяющиеся патохарактерологические реакции (около четверти подростков);  на третьем - различные проявления  задержки психического  развития  с выраженной когнитивной недостаточностью,  парциальной  эмоционально-личностной   незрелостью и психофизическим инфантилизмом (пятая часть). Частота встречаемости невротических расстройств (ночные страхи,  астенические симптомы  с энурезом,  нейроциркуляторная дистония с гиперэстезией, раздражительной слабостью) составляет не менее 10% случаев).

Анализ медико-социальных данных позволяет отметить следующие  особенности психической дезорганизации:

(1) полиморфизм психических  расстройств, который включает  и устойчивые патологические  состояния, и проявления ретардированного, дисгармонического психического  дизонтогенеза в сочетании с  психогенными расстройствами непсихотического характера и аддиктивным (алкоголь, токсические и наркотические средства) поведением;

(2) высокий уровень микросоциальной,  педагогической запущенности (более  чем в двух третях случаев).

Таким образом, при клинико-психологическом  исследовании у детей и подростков с безнадзорностью и девиантным поведением выявляются следующие личностно-психологические  особенности, которые должны учитываться  при психопрофилактической и  психокоррекционной работе:

(1) высокий уровень функциональной  неграмотности с  когнитивным дефицитом, неразвитостью познавательных способностей;

(2) преобладание неустойчивого  типа социально-психологической  личностной деформации с антиобщественной  направленностью поведения;

(3) повышенный уровень  агрессивных форм поведения со  следующими особенностями: высокая  аффективная  заряженность, склонность к импульсивным реакциям на фрустрирующие  ситуации, низкий уровень стимулов, вызывающих агрессивные  формы реагирования, малодифференцированная направленность реакций агрессивного типа.

Одновременно отмечаются черты гиперактивности, снижения самоконтроля, повышенной тревожности и неустойчивой самооценки. В целом агрессивные  формы поведения имеют преимущественно  гетероагрессивную направленность. Выраженность микросоциальной и  педагогической запущенности с признаками формирующейся социально-психологической  деформации достигает 65 - 70% случаев. Часто  наблюдаемые психогенные расстройства проявляются в следующих типах  нарушений: ситуационные аффективно-личностные реакции, невротические реакции  и фиксированные невротические  расстройства,  повторяющиеся патохарактерологические реакции и формирующиеся патологические  формирования характера (возбудимый, неустойчивый варианты). Большинство расстройств данной группы являются следствием семейной депривации.

Целью нашего исследования явился сравнительный анализ социальных и клинических факторов, выявление  социальных закономерностей и внутренних связей, обусловливающих социальную дезадаптацию и криминальную активность несовершеннолетних. В качестве базовой  модели была выбрана концепция семейной депривации.

Исследование было проведено  на базе ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. В исследовании анализировались  данные 176 несовершеннолетних правонарушителей, социальный статус которых был точно  определен. Все несовершеннолетние правонарушители были разделены  на 2 группы: в первую группу (108 человек) включались подростки из неполных семей, безнадзорные, воспитанники социальных приютов и детских домов; во вторую группу вошли 68 подростков, воспитывавшихся  в полных семьях (см. таблицу 4.1). Несовершеннолетние правонарушители, чей социальный статус на период исследования не был точно  определен, в исследование не включались.

Использовались клинико-психопатологический, клинико-социологический, статистический, криминологический методы. Статистическая обработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялся  сбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74. Достоверным считалось различие между группами, удовлетворяющее показателю P £ 0,05. Расчет и определение причинно-следственных связей между коррелирующими признаками производился методом мультифакторного корреляционного анализа. Учитывались корреляции, превышающие по модулю 0,5. Взаимосвязь между факторами, устанавливающими причинно-следственные отношения, проверялась статистически путем перекрестного сравнения маргинальных групп. 

 

Таблица 4.1. Состав и основные характеристики групп. 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Количество детей

108

68

Средний возраст, лет

13,5

13,6

Жители Москвы

23 (21,3%)

29 (42,6%)*

Жители других городов

70 (64,8%)*

25 (36,8%)

Сельские жители

13 (12,0%)

14 (20,6%)

Детей на семью

1,99

2,01

Воспитывались без отца

106 (98,1%)*

-

Без матери

37 (34,3%)*

-

Приемная семья

16 (14,9%)*

-

Детский дом

19 (17,6%)*

-


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

 

            В условиях семейной депривации, неполной семьи ярко проявились факторы  риска, определяющие долгосрочное социальное функционирование подростков. Многие из подростков первой группы не посещали школу, либо посещение школы носило формальный характер: являясь номинально учениками 5-7 классов, эти дети с  трудом могли вспомнить таблицу  умножения, не могли назвать столицу  России, не знали имени ни одного русского поэта, имели минимальные  познания в физике, химии, биологии и др. предметах, изучаемых в средней  школе. Наряду со школьной неуспеваемостью  в этой группе обнаруживались феномены асоциального поведения: попрошайничество, регулярное совершение противоправных действий с целью «заработка», занятие  проституцией (см. таблицу 4.2).

В первой группе отчетливо  прослеживалось влияние семейной патологии: на первый план выходил алкоголизм у родителей и других членов семей  несовершеннолетних, значительное влияние  оказывали, по видимому, и другие психические расстройства у членов семьи подростков. Этот фактор являлся, вероятно, одним из определяющих распад семей, и, как следствие, высокий уровень семейной и социальной депривации в группе (см. таблицу 4.3).

Таблица 4.2. Образование и  трудовая деятельность подростков. 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Не посещал школу

8 (7,4%)

3 (4,4%)

Вспомогательная школа

8 (7,4%)

4 (5,9%)

Начальное образование

73 (67,6%)

50 (73,5%)

Неполное среднее

22 (20,4%)

14 (20,6%)

Запас знаний

равен образованию

19 (17,6%)

30 (44,1%)*

Работает

15 (13,9%)

15 (22,0%)

Занимается

попрошайничеством

45 (41,7%)*

13 (19,1%)

Криминальный

заработок

61 (56,5%)*

25 (36,8%)

Проституция

3 (2,8%)

-

Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями