Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом и юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 180.14 Кб (Скачать файл)

 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

В ряде случаев депрессивные состояния сопровождались явлениями  дереализации. При углублении депрессивного  аффекта у части подростков (около 20%) развивались апатические состояния. Тогда они часами просиживали  в одной позе, не выходили на улицу. Большинство подростков, испытавших подобные состояния, характеризовали  их как мучительные эпизоды полного  безразличия. Выход из апатических состояний совершался также через дисфорический аффект. На фоне дисфории часто совершались правонарушения (см. рисунок 4.1.). У половины несовершеннолетних отмечалась персистирующая тревога, у каждого десятого - эпизоды страха. У половины отмечались фобические расстройства.

Таблица 4.9. Употребление ПАВ  подростками. 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Алкоголь

67 (62,0%)

43 (63,2%)

Слабые напитки

(пиво, вино)

66 (61,1%)*

32 (47,1%)

Крепкие напитки (водка)

67 (62,0%)*

24 (35,3%)

Из них - эпизодически

13 (12,0%)

11 (16,2%)

Наркотики

16 (14,8%)

5 (7,4%)

Наркозависимые

5 (4,6%)

-

Токсические вещества

66 (61,1%)*

29 (42,6%)

Из них - эпизодически

9 (8,3%)

5 (7,4%)


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

Таблица 4.10. Течение беременности и родов у матерей несовершеннолетних.  

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

С токсикозом

18 (16,7%)

21 (30,9%)

С инфекционными

заболеваниями

5 (4,6%)

4 (5,9%)

С физическими

травмами

4 (3,7%)

3 (4,4%)

С психогениями

6 (5,6%)

3 (4,4%)

С иными нарушениями

8 (7,4%)

3 (4,4%)

Роды с асфиксией

17 (15,7%)

22 (32,4%)

С родовой травмой

6 (5,6%)

8 (11,8%)

Кесарево сечение

3 (2,8%)

3 (4,4%)

Другая патология

4 (3,7%)

7 (10,3%)

Постнатальная патология

38 (35,2%)

28 (41,2%)


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

 

            Аффект у несовершеннолетних колебался между субдепрессией  и гипоманией. На фоне гипомании  осуществлялся прием токсических  веществ, аффективная картина разворачивалась  до состояния эйфории, которая внезапно сменялась в течение часа дисфорическим  аффектом, агрессивным, деструктивным  и иногда – аутоагрессивным поведением. На фоне субдепрессии формировалась  апатия, разрешавшаяся спустя несколько  часов (суток) дисфорическим аффектом. Можно предположить, что дисфорический  аффект выполнял в обоих случаях  роль универсального механизма компенсации  аффективных состояний, своего рода «клапана», через реализацию которого настроение возвращалось к нормотимии. Платой за подобную разрядку являлись агрессивные и противоправные действия. Сходного мнения придерживаются и некоторые другие авторы (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999) [92].

Таблица 4.11. Органическая патология  у подростков.

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Судорожные припадки

20 (18,5%)

7 (10,3%)

Абсансы

9 (8,3%)

7 (10,3%)

Церебрастения

100 (92,6%)

56 (82,4%)

Энурез ночной

55 (50,9%)*

24 (35,3%)

Эмоционально-волевые расстройства

93 (86,1%)

58 (85,3%)

Мнестические

расстройства

23 (21,3%)*

4 (5,9%)

Психоорганический

синдром

15 (13,9%)*

2 (2,9%)


* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

 

 

Таблица 4.12. Аффективная  патология у подростков. 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Депрессивные эпизоды

82 (75,9%)

47 (69,1%)

Тревога

55 (50,9%)

32 (47,1%)

Дисфорические

состояния

79 (73,1%)

42 (61,8%)

Фобические

расстройства

52 (48,1%)

29 (42,6%)

Другие аффективные

расстройства

20 (18,5%)

11 (16,2%)


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами            

 

В первой группе достоверно чаще отмечались акты аутоагрессии и  суицидальные попытки (см. таблицу 4.13). Суицидальные попытки носили как  характер аутоагрессии, так и демонстративный, психопатический и психопатоподобный  характер. К счастью, ни разу не наблюдалось  летальных исходов, хотя ряд суицидальных попыток представляли реальную опасность  для несовершеннолетних. 

 

Таблица 4.13. Расстройства адаптации  у подростков. 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Невротические

расстройства

66 (61,1%)*

30 (44,1%)

Реакции утраты

35 (32,4%)*

7 (10,3%)

Острые расстройства

адаптации (1 мес.)

67 (62,0%)*

7 (10,3%)

Пролонгированные

р-ва адаптации

47 (43,5%)*

4 (5,9%)

Рецидивирующие

р-ва адаптации

33 (30,6%)

-

Аутоагрессия

30 (27,8%)

15 (22,1%)

Суицидальные попытки

17 (15,7%)*

3 (4,4%)


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

 

            Особое место среди  прочих патологических состояний занимали интеллектуальные расстройства и нарушения  возрастного развития (см. таблицу 4.14). Преобладали пограничные формы  умственной отсталости, психический  инфантилизм, специфические расстройства речи и школьных навыков. Все формы  расстройств интеллекта и возрастного  развития преобладали в первой группе. Не подтвердилось предположение, что  помещение ребенка в социальный приют или детский дом могут  изменить ситуацию в лучшую сторону. В нескольких случаях наблюдалась  картина, когда за 2-3 года нахождения в детском доме дети теряли ранее  приобретенные социальные навыки, степень  отставания в психическом развитии увеличивалась. Не исключено, что в  ряде случаев отмечались изменения, подобные явлениям госпитализма, однако наиболее вероятно, что подростки, оказавшись в детских домах и социальных приютах, попадали в еще более  неблагоприятную среду. Подробный  нозологический и клинико-психопатологический  анализ интеллектуальных расстройств  у несовершеннолетних дан в главе 2.            

Анализ соматического  состояния несовершеннолетних подтвердил давно высказываемый педиатрами тезис о высокой распространенности у подростков хронических заболеваний. В первой группе особенно часто встречалась  неврологическая патология ЦНС, патология желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кожи и репродуктивной системы. В 44% случаев отмечалась общая  задержка соматического развития (см. таблицу 4.15). Для анализа использовались данные медицинской документации. 

 

Таблица 4.14. Интеллектуальные расстройства

и нарушения возрастного  развития у несовершеннолетних правонарушителей.  

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Снижение интеллекта

22 (20,4%)*

6 (8,8%)

Инфантилизм (психич.)

41 (38,0%)*

9 (13,2%)

Расстройства речи и др.

24 (22,2%)*

4 (5,9%)

Другие расстройства

11 (10,2%)*

2 (2,9%)


 

 

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами  

 

Мультифакторный корреляционный анализ позволил установить устойчивые связи между значимыми социальными  и клиническими параметрами (рисунок 4.2). Анализ причинно-следственных связей между факторами риска (см. рисунок 4.3) дал следующие результаты:

(1)                         Неполная семья обусловливает рост внесемейного насилия над несовершеннолетними, раннее вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность, которая становится вскоре образом жизни ребенка, является фактором риска в формировании ПАВ, личностных расстройств, расстройств адаптации и нарушений возрастного развития; схожие проблемы влечет за собой и социальное сиротство. Наиболее частым предиктором неполной семьи является алкоголизм родителей.

(2)                         Алкоголизм родителей (как в полной, так и в неполной семье) провоцирует рост внутрисемейного и внесемейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также влечет все те факторы, которые обусловлены неполной семьей.

(3)                         Органическая и личностная патология стимулируют агрессивное поведение, криминализацию несовершеннолетних, которые становятся активными участниками криминальной среды; интеллектуальная патология и нарушение возрастного психического развития делают несовершеннолетних объектами насилия в семье, вне семьи, в детских коллективах.

(4)                         Нахождение несовершеннолетних в детских домах и социальных приютах менее благоприятно, чем воспитание в приемной семье. Наилучший «социальный потенциал» сохраняется у физических сирот, взятых на воспитание в приемные семьи. В то же время для всех несовершеннолетних из неполных семей необходимы реабилитационные программы (см. главу 6).

Данные анализа подтверждаются и интегративным сравнением параметров подростков из полных и неполных семей  по многоосевой классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте (ВОЗ, 1996) (см. рисунки 4.4 и 4.5). 

 

         

 

 

 

Для неполной семьи профиль  группы по многоосевой классификации  выглядит следующим образом (см. рисунок 4.4): наиболее выражены негативные изменения  по 1, 4, 5 и 6 осям (здесь оси обозначают: 1 – клинические психопатологические  синдромы, 2 – специфические расстройства развития, 3 – интеллект, 4 – соматическая патология, 5 – аномальные психосоциальные  ситуации, 6 – социальное функционирование).  

 

В то же время в условиях полной семьи профиль претерпевает существенные изменения (см. рисунок 4.5): сохраняется высоким уровень  патологии по первой оси, но значительно  лучше положение по 4, 5 и 6 осям.

Анализ социализации детей  показывает, что социальный и личностно-ориентированный  подход к психическому здоровью детей  имеет свою методологию, вырабатывает свой понятийный аппарат и определяет новые пути организации консультативно-диагностической  и лечебно-реабилитационной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении (Девятова О. Е., 2004) [28]. 

 

Таблица 4.15. Соматическая патология  у подростков-правонарушителей

(по данным медицинской  документации). 

 

Характеристики  групп

Группа 1

(неполная семья)

Группа 2

(полная семья)

Патология центральной

нервной системы (неврол.)

66 (61,1%)*

15 (22,1%)

Патология системы

пищеварения (вкл. печень)

55 (50,9%)*

11 (16,2%)

Патология дыхательной

системы

85 (78,7%)*

32 (47,1%)

Патология сердца

и сосудов

15 (13,9%)

7 (10,3%)

Патология почек и

мочевыводящей системы

33 (30,6%)

24 (35,3%)

Патология костей, мышц,

суставов

22 (20,4%)

11 (16,2%)

Патология кожи

и ее придатков

52 (48,1%)*

4 (5,9%)

Патология репродуктивной системы (вкл. венерол.)

22 (20,4%)*

5 (7,4%)

Задержка физич. развития

48 (44,4%)*

19 (27,9%)

Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями