Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:38, реферат
Судебный эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 79 ГПК, 55 АПК, 57 УПК, 25.9 КоАП) для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Таким образом, закон не требует, чтобы судебная экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками государственных экспертных учреждений.
Судебный эксперт - это
лицо, обладающее специальными знаниями
и назначенное судом в порядке,
установленном процессуальным законодательством
(ст. 79 ГПК, 55 АПК, 57 УПК, 25.9 КоАП) для производства
судебной экспертизы и дачи заключения.
Таким образом, закон не требует,
чтобы судебная экспертиза в обязательном
порядке выполнялась
Государственным судебным экспертом,
производящим судебную экспертизу в
порядке исполнения своих должностных
обязанностей, может быть только аттестованный
сотрудник государственного судебно-экспертного
учреждения*(63), а именно: судебно-экспертных
учреждений Минюста России; экспертно-криминалистических
подразделений МВД России; судебно-медицинских
и судебно-психиатрических
Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы, согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, процессуальным кодексам и КоАП, могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами, и вызванные для дачи заключения. Такими судебными экспертами могут являться:
а) пенсионеры, в прошлом сотрудники государственных экспертных учреждений;
б) частные эксперты-
в) эксперты - сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений;
г) сотрудники неэкспертных организаций, являющиеся специалистами в необходимой области знания*(64).
Действующее законодательство предъявляет к эксперту серьезные требования*(65), которые практически аналогичны во всех кодифицированных законах и в ФЗ ГСЭД. Рассмотрим эти требования подробнее.
^ Обязанности и ответственность судебного эксперта
1. Согласно ч. 1 ст. 85 ГПК,
судебный эксперт обязан
Та же позиция законодателя отражена в ст. 16 ФЗ ГСЭД. Но помимо перечисленных выше условий невозможности для эксперта дать заключение в ней присутствуют еще два: если эксперту отказано в получении дополнительных материалов и если современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы.
Заметим, что именно в ФЗ ГСЭД и ГПК обязанности эксперта обозначены наиболее категорично. В АПК и КоАП также указывается, что эксперт обязан явиться по вызову суда (ст. 55 АПК), судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (ст. 25.9 КоАП) и дать объективное заключение по поставленным вопросам. Однако отказ от производства экспертизы законодатель уже относит к правам, но не к обязанностям эксперта. Правда такое право предоставляется эксперту опять-таки только в случае, если ответы на заданные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, а также если представленные материалы недостаточны для дачи заключения.
Наиболее прогрессивным нам представляется подход к этому вопросу в УПК, где вообще отсутствует упоминание об обязанностях судебного эксперта, а в ст. 57 отмечается, что эксперт делать вправе (ч. 3), а что не вправе (ч. 4).
Заметим, что ранее в ст. 82 УПК РСФСР говорилось именно об обязанностях эксперта явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта или представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения, эксперт в письменной форме должен сообщить органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение.
К сожалению, эта норма, не соответствующая, по нашему мнению, концепции правового государства, перекочевала без какой-либо модификации в новые ГПК, АПК и КоАП. Более того, согласно ч. 6 ст. 25.9 КоАП, за отказ или уклонение от исполнения этих обязанностей эксперт несет административную ответственность, "предусмотренную настоящим Кодексом".
Правда, норма, предусматривающая административную ответственность, в КоАП отсутствует.
Наличие норм, регламентирующих обязанности эксперта в процессуальных кодексах РСФСР (УПК, ГПК, КоАП), не вызывало удивления, но в современных условиях эти нормы явно устарели, поскольку нарушают права человека и противоречат Конституции РФ.
Согласно новому процессуальному законодательству судебный эксперт уже не несет ответственности за отказ от дачи заключения, но в ч. 1 ст. 85 ГПК, ч. 4 ст. 55 АПК, п. 6 ч. 3 ст. 57 и ч. 5 ст. 199 УПК ч. 4 ст. 25.9 КоАП и абз. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ ГСЭД дан исчерпывающий перечень случаев, когда эксперт вправе отказаться от производства экспертизы, а именно: если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, а также в случаях, если представленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
Как нам представляется, нормы
законов должны быть откорректированы
в плане отмены этого перечня,
поскольку принуждение лиц, обладающих
специальными знаниями, к производству
экспертизы против их желания противоречит
российскому законодательству и
принципам правового
В самом деле, если
экспертиза назначается
Что касается частных экспертов,
т.е. лиц, производящих экспертные исследования
вне экспертных учреждений, а в
настоящее время большое
2. Об обязанности эксперта
направить в суд
3. Обязанностью судебного эксперта, согласно абз. 5 ч. 1 ФЗ ГСЭД, является не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Аналогичный запрет имеется в ч. 2 ст. 85 ГПК.
Думается, что законодатель излишне категоричен. Необходимо было бы указать, что конкретно понимается под разглашением, и предусмотреть условия, когда такое разглашение недопустимо. Является ли, например, разглашением сведений представление экспертом копий заключений в квалификационную комиссию при очередной аттестации? Распространяется ли требование о неразглашении на членов комиссии, если материалы поступили от частного эксперта, а экспертизы производились им по делу об административном правонарушении или в арбитражном процессе, где нет таких ограничений? Очевидно, что для урегулирования этих противоречий необходимо уточнение нормы ФЗ ГСЭД и разработка целого ряда подзаконных нормативных актов.
Наиболее четко данный вопрос урегулирован в УПК, где указывается, что эксперт не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден (п. 5 ч. 4 ст. 57, ст. 161 УПК). За разглашение этих сведений он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 310 УК.
К числу сведений, огласка
которых может привести к нарушению
конституционных прав граждан, относятся,
прежде всего, данные, полученные в
ходе судебно-медицинской и судебно-
Информация содержит коммерческую
или иную тайну в случае, если
имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам (ст. 139 ГК). Подобная
информация защищается способами, предусмотренными
ст. 12 ГК и другими правовыми актами,
в частности Федеральным
Государственные судебные эксперты
целого ряда государственных судебно-
За незаконное получение,
разглашение или использование
сведений, составляющих коммерческую
или банковскую тайну,
При производстве судебных экспертиз самых различных родов и видов могут возникнуть проблемы охраны государственной тайны. Это могут быть судебно-баллистическая или взрывотехническая экспертизы, назначаемые, например, следователями прокуратуры или ФСБ при расследовании террористических актов, судебные инженерно-технологические и экономические экспертизы, минералогические экспертизы, связанные с добычей, передачей и потреблением платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также других стратегических видов полезных ископаемых, и многие иные судебные экспертизы в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну*(66). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с законом*(67). При этом необходимо учитывать, что законодатель дает исчерпывающий перечень данных, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. К ним относятся сведения:
1) о чрезвычайных происшествиях
и катастрофах, угрожающих
2) о состоянии экологии,
здравоохранения, санитарии,
3) о привилегиях, компенсациях
и льготах, предоставляемых
4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5) о размерах золотого
запаса и государственных
6) о состоянии здоровья
высших должностных лиц