Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа
Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
Допрос несовершеннолетнего обвиняемого начинается, по общему правилу, с выяснения его отношения к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возраста обвиняемого, ему должно предшествовать разъяснение следователем совместно с защитником сущности и содержания предъявленного обвинения. При этом надо раскрыть значение юридических терминов, диспозицию и санкцию инкриминируемых ему статей уголовного закона. Заслуживает внимания рекомендация профессора Л. Л. Каневского о возможности выяснения у обвиняемого, признает ли он себя виновным, не в начале допроса, а в конце. Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу.
В соответствии со ст. 424 УПК
РФ, вызов несовершеннолетнего
При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и проговорок, а также противоречий с другими доказательствами.16
Также следует немного добавить об одной особенности допроса несовершеннолетнего, так как она основана на результатах современных экспериментальных исследований психологической науки о времени, в течение которого подростки способны удерживать внимание. Речь идет об установленной законом продолжительности проведения данного следственного действия. В настоящее время допрос несовершеннолетнего не должен продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности – не более 4 часов в день. Это требование закона не дает возможности проводить длительные многочасовые допросы несовершеннолетних, в результате которых многие из них готовы подписать любые протоколы. Вместе с тем установлено, что несовершеннолетний не способен удерживать внимание более 40-45 минут, следовательно, было бы целесообразно внести изменения в ч.1 ст.425 УПК РФ и изложить её в следующей редакции: «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 40 минут, а в общей сложности более 4 часов в день».17
При этом неоценимую помощь
следователю в определении
Тактика допроса - это наиболее
целесообразные приемы, а также формы
и способы взаимодействия следователя
с допрашиваемым, осуществляемые в
целях выяснения существенных для
дела обстоятельств. Практическая реализация
осмысления многообразных ситуаций
допроса осуществляется формированием
и использованием системы тактических
приемов допроса. Под тактическим
приемом понимается наиболее эффективный
способ следователя в целях
Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого.
Важным условием эффективности информационного взаимодействия между следователем и допрашиваемым, пониманием ими друг друга и достижения тех результатов, на которые рассчитывает следователь, является четкое знание и умелая реализация принципов допроса.
Существует несколько принципов допроса:
1) строго индивидуальный подход к каждому лицу, дающему показания, учет индивидуальных особенностей личности, криминалистической ситуации, а также места и роли допрашиваемого в познаваемой по делу ситуации;
2) создание до, и во время
допроса предпосылок,
3) целеустремленный, активный, наступательный характер допроса;
4) четкость, полнота, объективность
фиксации задаваемых вопросов и информации,
полученной от допрашиваемого, на основе
безусловного выполнения нормативных
требований
данного процесса;
5) обеспечение критического анализа, тактически правильной оценки показаний допрашиваемого лица20.
В криминалистике сформулирован ряд требований, предъявляемых к тактическим приемам. К их числу относятся:
- допустимость, то есть
правомерность приема с точки
зрения действующего
- научная обоснованность;
- целесообразность, то есть
зависимость тактического
- эффективность - это значит,
что прием может
- экономичность, прием
должен обеспечивать
- простота и доступность,
осуществление данного
Готовясь к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, следователь должен продумать, как начать допрос. Очень важна первая фраза, с которой он к нему обратиться. В тех случаях, когда задержание или арест несовершеннолетнего подозреваемого произведен работниками полиции, а следователя он видит впервые, необходимо назвать себя подозреваемому. Если подозреваемый угнетен или напуган (что вполне естественно при задержании или аресте), целесообразно еще до начала официальной части допроса сказать ему несколько ободряющих фраз. При правильной организации допроса несовершеннолетний подозреваемый должен чувствовать, что его ни в чем не обвиняют и что его объяснения могут полностью рассеять возникшие против него подозрения, если они неосновательны. При допросе целесообразно избегать таких терминов, как ''преступник'', ‘’кража’’, ‘’разбой‘’, ‘’вина‘’, ‘’виновный‘’. Не говоря уже о том, что у следователя для подобных заявлений, как правило, еще недостаточно оснований, все эти термины вызывают страх у несовершеннолетнего, активизируют его попытки избежать ответственности, в частности, путем дачи ложных показаний. К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во чтобы то ни стало. Спокойный, уверенный и вместе с тем дружеский тон – непременное условие установление контакта с несовершеннолетним. Даже дерзкий и плохо воспитанный подросток быстро понимает, что глупо занимать по отношению к следователям, настроенного к нему доброжелательно, враждебную позицию. Вместе с тем это должно сочетаться с необходимой настойчивостью и твердостью, чтобы допрашиваемый понял серьезность положения. Если несовершеннолетний расценит доброжелательность и сдержанность следователя, как проявление его слабости, пытается грубить, вести себя развязно, следует сразу же это пресечь.
Так, по уголовному делу № 03/171421 по обвинению Бирюкова Е.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч.1, 162 ч.2 УК РФ, обвиняемый Бирюков Е.М. отказался давать показания по существу дела. При изучении личности было установлено, что Бирюков Е.М. воспитывался в неблагополучной семье, мать злоупотребляла спиртными напитками, дома постоянно царили ругань, драки и скандалы. Спокойный, доброжелательный, дружеский тон помогли наладить контакт с обвиняемым, после чего он дал правдивые показания.
Как и любое следственное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются промежуточные задачи и достигается конечная цель допроса - получение от допрашиваемого лица достоверных, исчерпывающих фактических данных относительно известных ему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
К данным стадия относятся:
1) подготовительная стадия;
2) основная стадия, которая условно может быть разделена на несколько подстадий:
- установление психологического контакта,
- свободный рассказ,
- предъявления доказательств;
3) фиксация показаний.
Подготовительная стадия
допроса - это совокупность элементов
организационной, конструктивной и
познавательной деятельности следователя,
которые проявляются во всестороннем
изучении личности несовершеннолетнего
допрашиваемого, условий в которых
он живёт и воспитывается, выборе
места, времени проведения допроса,
способа вызова к следователю, определении
круга лиц, необходимых для проведения
данного следственного
Подготовка к допросу
несовершеннолетнего
Основное содержание изучения
личности несовершеннолетнего
1) условия жизни
2) образ жизни
3) направленность личности: отношение к учебе (работе); отношение к семье; основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.); планы на будущее; оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.);
4) интеллектуальные особенности:
уровень образования; запас
5) характер:
а) отношение к собственной личности -самооценка; уровень притязаний; уверенность в своих силах; самолюбие; эгоцентризм; склонность к самообвинению; обидчивость;
б) отношение к людям -отношение к жизни и здоровью других людей; уважение к человеку как к личности; доброжелательность; способность к сопереживанию; общительность, легкость установления отношений; отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане); застенчивость (в каких ситуациях); грубость (по отношению к кому); лживость; агрессивность; жестокость; умение подчинить себе; подчиняемость; внушаемость; конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения, способы разрешения);
в) отношение к вещам, материальным ценностям - бережливость; расточительность; жадность; склонность к накопительству; стяжательство;
г) принятие решений - самостоятельность; смелость; продуманность (обоснованность); быстрота или склонность к колебаниям; импульсивность; легкомыслие;
6) эмоциональность: сила
эмоциональных реакций;
7) положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый): в семье; на работе; в неформальных группах;