Тюремная система России периода Временного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:57, реферат

Краткое описание

Социальная работа в пенитенциарных упреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую
очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

- ведение учета  проделанной социальной  работы, анализ ее  результатов и  влияния на исправление  осужденных;

- обобщение и распространение  положительного опыта  в сфере социального  обеспечения осужденных, выработка рекомендаций  по совершенствованию  данной деятельности.

В реализации функций социальной службы участвует и старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных. В этих целях он имеет право:

- запрашивать и  получать от других  служб исправительного  учреждения, органов  внутренних дел, служб  занятости информацию, необходимую для  своей профессиональной  деятельности;

- принимать участие  в работе совета  воспитателей отряда, попечительского  совета исправительного  учреждения, иных  общественных формирований  учреждения;

- осуществлять в  рамках должностных  полномочий взаимодействие  с представителями  органов государственной  власти, организаций, объединении, заинтересованными  в бытовом и  трудовом устройстве  осужденных.

Согласно Положению старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных обязан:

- в специальном  журнале вести  учет осужденных, освобождающихся  по окончании срока  отбывания наказания;

- проводить беседы  с каждым из  осужденных о жизненных  планах после освобождения, предполагаемом месте  проживания, имеющихся  возможностях обеспечения  жильем и устройства  на работу, прогнозировать  трудности, которые  могут возникнуть  при решении этих  вопросов;

- разъяснять положения  действующего законодательства, касающиеся прав  и обязанностей  освобождающихся, порядка  оказания осужденным  содействия в бытовом  и трудовом устройстве, оформления документов  и получения регистрации;

- оказывать методическую  помощь совету  коллектива колонии, а также другим  самодеятельным организациям  осужденных по  вопросам трудового  и бытового устройства;

- принимать от освобождаемых  письменные заявления  об оказании им  содействия в трудовом  и бытовом устройстве  и представлять  их на рассмотрение  начальнику исправительного  учреждения;

- не позднее, чем  за шесть месяцев  до истечения срока  лишения свободы (а  в случаях УДО, помилования - сразу  после решения  суда) направлять  в орган местного  самоуправления и  федеральную службу  занятости по избранному  осужденным месту  жительства письма  с уведомлением  о его освобождении, наличии у него  жилья, степени трудоспособности  и имеющихся специальностях, его намерениях  и необходимости  содействия в решении  его социальных  проблем;

- на основании письменных  заявлений освобождающихся  направлять в органы  внутренних дел  по избранному  осужденным месту  жительства запросы  о возможности  предоставления ему  жилья и регистрации;

- независимо от  наличия заявлений  направлять указанные  запросы в отношении  следующих категорий  освобождающихся  лиц: инвалидов 1 и 2 группы; престарелых; несовершеннолетних; женщин, имеющих при  себе малолетних  детей; осужденных  при особо опасном  рецидиве; отказывающихся  вернуться к прежнему  месту жительства; не имевших до  осуждения постоянного  места жительства; судимых три и  более раза за  любые умышленные  преступления; систематически  нарушавших установленный  порядок отбывания  наказания, либо не  отказавшихся от  намерений продолжить  преступную деятельность; ВИЧ-инфицированных;

- организовывать и  принимать участие  в проведении специальных  практических занятий  правовой, психологической  и иной подготовке  осужденных к освобождению;

- устанавливать контакты  с родственниками  осужденных с целью  подготовки семьи  к освобождению  осужденного из  исправительного  учреждения и создания  благоприятных условий  для его адаптации  на свободе;

- взаимодействовать  с федеральной  службой занятости, попечительскими  советами и иными  общественными объединениями, работодателями в  предварительном  решении вопросов  трудоустройства  освобождаемых;

- вести учет проделанной  работы, обобщать  и анализировать  ее результаты, представлять  руководству учреждения  соответствующую  информацию предложения  по совершенствованию  профессиональной  деятельности, добиваться  их реализации.

Организация группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных включает в себя оформление ее сотрудниками определенной документации. Так, старший специалист по социальной работе с осужденными ведет:

- социальный паспорт  коллектива осужденных  исправительного  учреждения, составляемый  на 1 января и 1 июля  и содержащий обобщенные  статистические данные  об осужденных, социально-демографические  характеристики, количество  лиц, имеющих социальные  проблемы и другие  сведения;

- отчеты о работе  группы социальной  защиты и учета  трудового стажа  осужденных и пояснительные  записи к ним, отражающие  результаты проделанной  за год работы;

- социальные карты  осужденных, содержащие  индивидуальные сведения  о каждом из  них (биографические  данные, образование, опыт работы и  квалификация, состояние  здоровья, трудоспособность, иные личностные  особенности, рекомендации  по социальному  обеспечению и  др.). Социальная карта  выдается каждому  освобождаемому из  ИУ для предоставления  в органы местного  самоуправления, занятости, социальной защиты  населения и другие  организации по  месту жительства  для получения  необходимой помощи  и содействия;

- журнал учета социальной  работы, проведенной  с осужденными.

Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных составляет и ведет:

- журнал учета занятий  в "Школе подготовки  осужденных к освобождению";

- журнал учета лиц, нуждающихся в  трудовом и бытовом  устройстве в котором  фиксируются сведения  об осужденных, обратившихся  за соответствующей  помощью: биографические  данные, специальность, избранное место  жительства, содержание  просьбы, а также  информация о ходе  и итогах работы;

- перечень учреждений, осуществляющих социальное  обеспечение и  оказывающих социальную  помощь гражданам (органы  социальной защиты  населения, муниципальные  центры занятости, дома престарелых  и инвалидов, центры  реабилитации и  адаптации, приюты, социальные  гостиницы, дома ночного  пребывания и т.п.), предоставляемый  освобождающимся  из мест лишения  свободы.

В Положении о группе социальной защиты осужденных изложены нормативные требования к деятельности социальной службы УИС. Успешное ее функционирование зависит от ряда объективных и субъективных факторов. В частности, от финансового обеспечения УИС, от установки руководителей и рядовых сотрудников ИУ на деятельность этой службы.

Согласно опросу 168 сотрудников УИС из 14 регионов России, из них около половины - из Вологодской области (в основном - младший и средний начальствующий состав исправительных и воспитательных колоний) большинство из них считают необходимым введение должности социального работника в ИУ, причем около одной трети считают это введение «крайне необходимым».

Что касается оптимального количества социальных работников в группе социальной защиты, то опрошенные называют в среднем 2-3 социальных работника на 100 осужденных. (Напомним, что по существовавшему и отмененному Приказу ГУИН № 59 от 5 марта 2001 года этот норматив составлял 1 специалист по социальной работе на 300- 400 осужденных). Расхождение очень большое, но опять же в пользу необходимости социальной работы.

Среди основных функций социального работника в ИУ опрошенные на первом месте называют подготовку осужденных к освобождению. На втором - организацию социально-медицинского и психологического патронажа, на третьем - социально-бытовую адаптацию, на четвертом - организацию культурно-массовых мероприятий. Наконец, на пятом - поддержание и развитие положительных связей осужденных.

Следует констатировать, что само это Положение в последние годы претерпевает определенные изменения в основном в сторону его улучшения.

Можно высказать ряд предположений, прогнозирующих его дальнейшее развитие. В частности, учитывая опыт зарубежных пенитенциарных учреждений, положение о группе социальной защиты осужденных модифицируется в положение о социальной службе УИС (по аналогии с положением о психологической службе), в которую могут войти не только группа социальной защиты осужденных но и психологическая служба и существующие отделы воспитательной работы с осужденными, которые целесообразнее было бы назвать отделами социально-педагогической работы с осужденными.

Служба социальной работы была бы намного эффективнее, если ее построить по аналогии с существующей психологической службой, то есть выстроить вертикаль оперативного и методического управления этой службой от конкретного ИУ до ФСИН России. Строить отдельную вертикаль достаточно накладно и нереально в настоящее время при дефиците ресурсов. Следовательно, необходимо осуществить структурную перестройку, чтобы дополнительные затраты были сведены к минимуму.

Таким образом, на уровне ИУ существовала бы социальная служба по работе с осужденными, в которую входили бы три подразделения: отдел социально-педагогической работы с осужденными, психологическая лаборатория и группа социальной защиты осужденных.

На уровне УФСИН (ГУФСИН) субъектов Федерации координировали бы и осуществляли методическое руководство этой службой существующие отделы воспитательной работы с осужденными, которые также следовало бы переименовать в отделы социальной работы с осужденными, а также помощники начальника УФСИН по правам человека, функции которых в значительной степени созвучны функциям специалистов по социальной работе с осужденными (контроль за соблюдением законных прав осужденных, предусмотренных уголовно-исполнительным кодексом РФ, Конституцией и другими нормативными актами).

На уровне ГУФСИН России координацией и управлением этой службой занималось бы существующее Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.

Вполне возможно, что в будущем социальная служба исправительных учреждений (особенно в отдаленных от крупных городов местностях) будет осуществлять в более тесной координации с территориальными органами социальной защиты населения социальную работу и с отдельными категориями сотрудников ИУ, членами их семей.

i Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ". - 19.08.1993. - N 33.

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социальный институт

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Гладченко Татьяна Юрьевна

студентка группы 11/391В

очно-заочной формы обучения

 

 

       Тюремная система России периода Временного правительства.

РЕФЕРАТ

 

Направление подготовки – 040400.62 «Социальная работа»

Профиль – «Социальная работа с разными группами населения»

 

 

 

 

Научный руководитель:

Фатеева Татьяна Николаевна

 

 

                                                                                                   ___________________________

                                                                            (подпись)

 

 

 

 

 

______________________

 


Информация о работе Тюремная система России периода Временного правительства