Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа
В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.
- основных стандартов
безопасности по устранению
- оптимальных форм
привлечения всех
Несмотря на значимость и высокий профилактический потенциал общекриминологических мер, большое значение имеют специально-криминологические меры, в том числе и меры индивидуальной профилактики, проводимой в отношении конкретного осужденного.
Определяя содержание данного направления, В.Д. Малков считал, что речь должна идти о более эффективной работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами и профессиональными преступниками88.
Предупредительные меры специального характера осуществляются как в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказаний, так и последующей работы с рецидивоопасным контингентом.
Приходится признать, что отсутствие целенаправленного и систематического изучения личности осужденных затрудняет определение вероятности преступного поведения, прогностическую обоснованность и выработку оптимальных мер индивидуальной профилактики. На практике осужденные изначально оцениваются многими работниками исправительных учреждений с одинаково негативных, шаблонных позиций. Однако успешная реализация возложенных на уголовно-исполнительные инспекции функций по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества в решающей мере зависит от наличия профессионально подготовленных кадров.
В уголовно-исполнительных инспекциях и сейчас недостаточно профессиональных штатных психологов, которые могли бы организовать изучение личности осужденного и оказывать необходимую помощь работникам исправительных учреждений и самим осужденным.
В отличие от осужденных к исправительным работам, законодатель не предусматривает необходимость применения к осужденным к обязательным работам такого средства исправления как воспитательная работа. Считаем, что применение к осужденным воспитательной работы должно быть обязательным. Указанное обстоятельство в полной мере будет соответствовать требованиям ряда принципов закрепленных в ст. 8 УИК РФ, в частности, таких как стимулирования правопослушного поведения осужденного и соединения наказания с исправительным воздействием.
Одним из основных средств исправления осужденных к обязательным работам является общественно-полезный труд. Как считает В. Я. Богданов, исправительные работы должны иметь такие объективные показатели, анализируя которые можно было бы судить о «внутренней», качественной стороне процесса трудового воспитания осужденных, о тех процессах, которые происходят в сознании и психологии правонарушителей в период отбывания ими наказания. Он указывает на следующие признаки, которым должны отвечать работы: эта работа должна быть производительной, связанной с производством материальных ценностей, должна иметь реальные показатели (качество продукции, норма выработки), дающие возможность оценить отношение осужденного к выполняемой работе.89
К осужденным к обязательным работам могут применяться меры поощрения и взыскания, которые имеют воспитательное значение. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не предусматривает меры поощрения осужденных, отбывающих обязательные работы. Данное положение не только не способствует исправлению осужденного, не соответствует в полной мере требованию принципов уголовно-исполнительного законодательства, но и не отвечает требованиям международно-правовых актов.
В соответствии со ст. 70 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными от 30 августа 1955 г90. «в каждом заведении следует, иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями заключенных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к их перевоспитанию их сотрудничества».
Для устранения указанных несоответствий, а также согласно требований международно-правовых актов предлагается ввести в УИК РФ статью 281 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к обязательным работам, и их порядок применения» в следующей редакции:
«1. Если осужденный после фактического отбытия не менее одной трети установленного срока обязательных работ не нарушает их порядок и условия отбывания, добросовестно относится к труду, а также положительно характеризуется по месту работы и жительству, то уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) денежная премия;
г) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
Правом применения предусмотренных частью первой настоящей статьи мер поощрения пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или лицо, его заменяющее. Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право объявить осужденному благодарность.
4. Досрочное
снятие ранее наложенного
В соответствии с указанной
статьей сотрудник уголовно-исп
Проводя воспитательную работу с лицами, ранее осужденными к обязательным работам, необходимо учитывать особенности нравственно-психологического облика такого осужденного, социальную и педагогическую дезорганизацию его личности, проявляющуюся в устойчивости антиобщественных побуждений, ориентации и установок и соответственно в относительной невосприимчивости целенаправленного позитивного воздействия со стороны работников уголовно-исполнительной системы.
Специалистами выработаны следующие пути воспитательной деятельности с преступниками-рецидивистами:
а) последовательная, более
углубленная в зависимости от
поведения преступников-
б) обеспечение системного, комплексного подхода к организации воспитательной работы с осужденными рецидивистами при одновременном улучшении ее качества и повышении эффективности всех ее направлений, форм, средств и методов;
в) обеспечение рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и методов нравственного воздействия на рецидивистов;
г) более тесное соединение просвещения с нравственным воспитанием, обучения с трудовой деятельностью;
д) подготовка высококвалифицированных кадров для работы с этими осужденными91.
Вышеназванные пути представляются актуальными при организации работы по предупреждению повторных преступлений среди лиц, осужденных к обязательным работам.
Необходимо всемерно способствовать тому, чтобы тем осужденным, личность которых дезадаптирована, в период исполнения наказания были бы созданы условиях для их исправления, для беспрепятственного исполнения обязательных работ, а также для приобщения таких осужденных к социально полезным ценностям, включения в сферу социально одобряемого общения.
Для совершенствования профилактической работы с осужденными ФСИН начала разработку программы индивидуального прогнозирования поведения осужденных. На каждого подозреваемого составят подробное досье, включающее психологическое исследование личности. ФСИН прогнозирует, что в зависимости от судебной практики через 3-4 года число осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, существенно расширится.
Предупреждение рецидива преступлений со стороны осужденных к обязательным работам на уровне отдельного региона невозможно без экономической, социальной, организационной, профессиональной поддержки государственных и муниципальных органов власти. Для этого в целях предупреждения противоправных деяний желательно использовать разнообразные организационные, материально-технические, кадровые ресурсы государственных и муниципальных образований.
Таким образом, организация
работы по предупреждению рецидивной
преступности среди осужденных к
обязательным работам должна складываться
из ряда взаимосвязанных этапов, особенностью
которых должно быть сочетание
комплекса социально-
Исследованный круг вопросов, связанных с назначением и исполнением уголовного наказания в виде обязательных работ, позволяет сделать ряд выводов и предложений, которые могут, на наш взгляд, иметь определенное теоретическое и практическое значение для совершенствования законодательной регламентации этого вида уголовного наказания:
1. Положения действующего законодательство РФ о наказании в виде обязательных работ, не противоречат общепризнанным международным правовым актам в сфере охраны труда как по вопросу запрета но использование принудительного труда, так и по вопросу ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд. Отсутствие в действующем законодательстве согласия осужденного как обязательного условия назначения ему наказания в виде обязательных работ, не противоречит нормам международного права и вносить соответствующие изменения в российское законодательство является нецелесообразным.
2. Уголовному наказанию в виде обязательных работ присущи, прежде всего, признаки самого уголовного наказания. Признаками собственно обязательных работ как вида уголовного наказания являются: 1) данный вид наказания не связан с изоляцией осужденного от общества; 2) обязательные работы могут применяться только в качестве основного вида наказания; 3) обязательные работы являются самым мягким основным видом наказания, предусмотренным УК РФ; 4) обязательные работы являются уголовным наказанием с определенным содержанием; 5) обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву; 6) возможность назначения обязательных работ несовершеннолетним; 7) возможность назначения обязательных работ лицам, проходящим военную службу не по призыву; 8) в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом; 9) осужденный, отбывший обязательные работы является судимым и испытывает определенные неудобства в течение года, которые в ряде случаев могут его ущемлять.
3. Правоограничения, составляющие содержание обязательных работ следует классифицировать на количественные и качественные. К правоогра-ничениям количественного характера следует относить срок и интенсивность карательного воздействия на осужденного. Качественными правоограниче-ниями следует считать: сам факт осуждения лица от имени государства; принудительный характер выполняемых осужденным общественно полезных работ; бесплатность выполняемых осужденным общественно полезных работ; выполнение осужденным строго определенного вида общественно полезных работ; выполнение осужденным общественно полезных работ на строго определенных объектах; ограничение осужденного в реализации в полной мере своего право на отдых; невключение времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного; запрет осужденного призываться на военную службу.
4. Карательным элементом обязательных работ является осуждение лица, выраженное в приговоре, негативная оценка его поведения со стороны государства, а также осуждение этого лица и его поступка обществом.
5. Определение конкретных объектов для отбывания обязательных работ целесообразно возложить на Центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан, и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест. Для данных целей может быть создан самостоятельный отдел при Департаменте федеральной государственной службы занятости по субъекту и (или) отдел в центрах занятости населения (в районах, селах, деревня, поселках).
6. Положение ч. 1 ст. 25 УИК РФ о том, что обязательные работы исполняются на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, отчасти не соответствует требованию ч. 1 ст. 49 УК РФ о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В УК РФ в отличие от УИК РФ не ограничивается возможность выбора предприятий, на которых будут отбываться обязательные работы. В целях приведения указанных норм в соответствие друг с другом в ч. 1 ст. 49 УК РФ следует закрепить положение о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления среди подведомственных им предприятий по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Часть 4 ст. 16 УИК РФ следовало
бы изложить в следующей редакции:
«Наказание в виде обязательных работ
исполняется уголовно-
Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ