Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.
Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы
Вторая группа преступлений, совершаемых на религиозной почве, - нарушения законодательства о религиях. К таким преступлениям следует относить деяния, предусмотренные ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), ст. 148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания) и ст. 239 УК РФ (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Объединение указанных составов и выделение их в одну группу требует объяснения.
Сама идея
создания подобной группы
Следует
отметить, что под законодательством
о религиях здесь
Отталкиваясь
от общепринятого подхода к
определению места состава
Третья группа
в предложенной классификации
религиозных преступлений объед
Четвертую группу религиозных преступлений составляют преступления, совершенные под видом следования религиозным мотивам, и иные преступления, совершаемые на религиозной почве. Мотивом выделения такой группы религиозных преступлений послужило использование в диспозиции уголовно-правовой нормы ссылки на религиозную мотивацию совершения преступления. Ввиду этого, в группу преступлений, совершенных под видом следования религиозным мотивам, и иных преступлений, совершенных на религиозной почве, выделим:
• возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ);
• геноцид (ст. 357 УК РФ).
Обобщая
вышесказанное можно сделать
вывод о том, что современное
уголовное законодательство
Конституционно закрепленный светский характер Российского государства не позволяет криминализировать деяния, непосредственно направленные против божьих велений и против церкви как общественного института. В связи с этим институт религиозных преступлений включает деяния, нарушающие законодательство о религиях, а также общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным мотивам, под видом следования религиозным обрядам и иные преступления, совершаемые на религиозной почве.
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Рассмотрим несколько составов религиозных преступлений, относящихся к разным группам.
Одна из групп религиозных преступлений - нарушения законодательства о религиях. К преступлениям, нарушающим законодательство о религиях, относятся нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).
Все указанные составы объединяет общий признак - непосредственным объектом посягательства здесь является совокупность общественных отношений, регулируемых законодательством о религиях.
Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ)
Статья 136 УК РФ 1996 г. устанавливает ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. УК РСФСР 1960 г. не предусматривал состав, выделенный в ст. 136 УК РФ, так как защита и гарантии прав граждан не считались тогда приоритетом государственной политики.
В рамках
характеристики религиозных
Данное преступление посягает на конституционное право человека и гражданина быть равным среди равных вне зависимости от отношения к религии и нарушает конституционный запрет на ограничение прав граждан по признаку религиозной принадлежности. Нарушение этого права может быть выражено в ограничении прав и свобод человека и гражданина в зависимости от религии, но независимо от каких-либо индивидуальных качеств.
Объект преступления. Анализ точек зрения, предлагаемых в юридической литературе, относительно объекта нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина заставляет сделать следующие выводы.
Во-первых, в
части работ характеристика
Во-вторых, в
тех трудах ученых-юристов,
В системе
законодательства Российской
Предмет
преступления факультативен.
Объективная сторона нарушения равенства прав и свобод граждан представлена в виде деяния, нарушающего равноправие прав и свобод человека и гражданина, наступления последствий в виде вреда его правам и интересам и причинной связи между ними.
Нарушение
равенства прав и свобод
Общественно
опасные последствия как
Действие (бездействие)
и наступившие общественно
Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния по ст. 136 УК РФ. Однако в некоторых случаях может выступать в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.
Нарушение
равенства прав и свобод челове
Субъективная
сторона. В вопросе о субъектив
Действительно, нарушение равенства и прав и свобод человека и гражданина возможно и с прямым, и с косвенным умыслом. Виновный не только осознает, что нарушает равноправие граждан, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам граждан и желает причинить этот вред, но и сознательно допускает причинение такого вреда или относится к этому безразлично.
Для квалификации
деяния по ст. 136 УК РФ обязательно
наличие мотива. Мотивом здесь
будет побуждение нарушить
Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Использование служебного положения выступает здесь в качестве квалифицирующего признака.
В составе преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 136 УК РФ, можно выделить дополнительный объект, в качестве которого выступает законная деятельность предприятия, учреждения, организации, где работает виновный, использующий для совершения преступления свое служебное положение.
Субъект
преступления, совершенного по ч.
2 ст. 136 УК РФ - специальный. Им
может быть как должностное
лицо, так и государственный