Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является общая характеристика законов Хаммурапи и Ману, сфер регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:
1.Дать общую характеристику законника Хаммурапи и законов Ману;
2.Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману регулирующих обязательственные отношения и отношения собственности;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика законов Хаммурапи и законов Ману 4-9
2. Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману 10-15
3. Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи и законам Ману 16-21
4. Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману 22-31
Заключение 32-33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины (III. 21 - 42). Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог  и продать ее (IX. 46; XI, 62). Ману осуждает такие сделки, но практика шла своим  путем. Женщина могла выступать  свидетелем в суде в редчайших  случаях (VIII. 77).

Муж мог взять другую жену, принудить  жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей  от другого сожителя, если в семье  не было детей (XI. 167). Женщины рассматривались  как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII. 275).

В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых  статьях она выше, чем учитель  и отец. Она - хранительница очага, воплощение богини земли (II. 225). Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии».

Брачный возраст для мужчины - не моложе 20 лет, девушек -12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст  невесты должен был соответствовать  трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги  жили у своих родителей и часто  вообще не видели друг друга. После  обряда бракосочетания новобрачные  направлялись в дом жениха, где  совершалось жертвоприношение домашнему  очагу.

В течение первых трех или даже десяти ночей идеальная супружеская  пара обязана была хранить целомудрие.

«Отец невесты нес большие расходы  на приданое дочери, в результате которых  бедняк на всю жизнь оставался  в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз  приводило к трагедиям.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось  покидать своего мужа и детей (V. 149). Жена должна повиноваться мужу и следовать  за ним после его смерти (V. 151)».

Законы Древней Индии в своем  большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного  субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена - безропотная  служанка. В случае бездетности супруги  муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность  женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при  свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата  матери и отца (IX. 194). Женщина могла  распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная  жена вообще лишалась имущественных  прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству (IX. 80). Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию.

Женщина не могла вторично выйти  замуж, если же она вступила в связь  с мужчиной низшей касты, ее ждала  суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить  на потребу собакам (VIII. 37).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Уголовное право и  уголовный процесс по Законнику  Хаммурапи и законам Ману

Законы не проводили различия между  преступлением и гражданским  правонарушением.

Разновидности преступлений можно  сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные  преступления.

Наиболее суровыми были наказания  за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после  продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная  операция лекаря, телесные повреждения  в драке, оскорбление словом и  действием, ложные обвинения. Большое  значение имело социальное положение  обвиняемого и потерпевшего, которое  способствовало возникновению особого  тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Если авилум («сын человека») ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст. 202-205).

Смертью карали того, кто крал ребенка  у свободных родителей с целью  превратить его в раба. Сурово наказывалось снятие клейма с раба (ст. 226). Если бык, идя по улице, забодает человека и  причинит ему смерть, то это не было основанием для претензии к хозяину  быка (ст. 250).

В числе преступлений против собственности  чаще всего встречаются кражи  и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его  рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических  проделок - мошенничество корчемницы, тамкара и др.

Если вор признавался до собирания  свидетельских показаний, то ему  дозволялось в качестве наказания  оплатить стоимость украденной вещи в 10- или 30-кратном размере. Если у  него не было такой суммы денег, его  уличали при свидетелях и убивали (ст. 7- 8). Если человек осмеливался  украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденое.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и  распутное поведение жены, похищение  и подмену ребенка.

В разряде совершающих должностные  преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты  государственные преступления в  виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвестной и безусловной  наказуемости.

Наказания были дифференцированными  и весьма строгими. Смертная казнь  осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись  также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Действовал принцип талиона, т.е. равновозмездности, «око за око». Возможны наказания без вины.

Был закреплен в законах: «если  человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его  глаз» (ст. 196 Законов Хаммурапи).

Преступников обращали в рабство, изгоняли из страны помимо обычных  наказаний в виде штрафов и  членовредительных действий. В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидности наказаний по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талиону «око за око» для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому повреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций - либо по принципу «око за око» (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского дворца или храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Таким образом, Уголовное право  по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный  традицией порядок; б) наказуемо  то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности  зависела и от социального положения  преступника, и от сословного статуса  потерпевшего. Совершенное рабом  преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община. Например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает (ст.23, 24).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона - «равное за равное». Однако он применялся по отношению  к лицам равного общественного  положения, состоящим в одном  сословии.

Анализ преступлений и наказаний  по Законам Хаммурапи показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий  характер, привилегированное положение  авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин»,- то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной  объявлялась смертная казнь, которая  предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида.

Таким образом, Законник Хаммурапи  обеспечивал защиту интересов господствующего  класса рабовладельцев.

Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который  совершался и при помощи законов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика  в суд, а преступника приводили  царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с  учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и  разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды.

Очень важную роль в судебном разбирательстве  играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе  юридических (торговых, брачных и  др.), имела большое значение в  сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества.

Таким образом, сборник Законов  Хаммурапи в целом был продуктом  зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные  отношения между социальными  группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность  женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.

Справедливость в суде гарантировалась  ордалиями на взаимной основе для  истца и ответчика, а также  дифференцированной системой штрафов.

Таким образом, судебный приговор или  постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой  штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и  должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой.

Кастовый характер права усматривается  в системе преступлений и наказаний  и по законам Ману. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушения, чаще всего - покаяние, штраф.

Тяжесть уголовной репрессии падала на людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние, ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости  лягушки, вороны, собаки (XI. 132).

С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости  от принадлежности потерпевшего и виновного  к определенной варне.

С другой стороны, законы отражают пережитки  старины, о чем свидетельствует  сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные.

Полного перечня этого вида преступлений законы не дают.

Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже.

Следует отметить, что законы четко  различают кражу как тайное похищение  имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью.

Пойманного с краденым и с  воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих  кражу ночью, следовало, отрубив  обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража  влекла за собой смертную казнь. Наказание  несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как  если бы он сам украл.

Информация о работе Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману