Цели и задачи прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:58, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение целей и задач прокурорского надзора – закрепленных законом общие положения, определяющие организацию, а также иной деятельности прокуратуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Цели и задачи прокурорского надзора…………………………………...6
1.1. Цели прокурорского надзора…………………………………………...6
1.2 Задачи прокурорского надзора…………………………………............7
1.2.1. Общие задачи прокурорского надзора……………………………....7
1.2.2. Специальные задачи прокурорского надзора………………………8
1.2.3. Частные задачи прокурорского надзора……………………………9
2. Цели и задачи деятельности прокуратуры……………………………....10
2.1 Иная деятельность прокуратуры РФ……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..26
Нормативно правовые акты………………………………………………….28
Задачи………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор2.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Представляется, что после ст. 1 под заголовком «Прокуратура Российской Федерации», где бы раскрывалось назначение, цели и задачи прокуратуры, было бы целесообразно поместить статью под названием «Функции прокуратуры». В ее тексте следовало бы изложить, что основной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов, а затем указать перечень иных функций прокуратуры. Подфункции следовало бы назвать в отдельной статье Закона о прокуратуре, а положение о том, что прокуратура выпускает специальные издания, можно было бы вообще отнести в раздел VII, именуемый «Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры».

В отличие от функций как самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности, основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Исследуя понятие «направления деятельности прокуратуры», следует прежде всего отметить, что данное понятие нужно отличать от понятия «функции прокуратуры». По этому поводу В.Н. Махов пишет, что «понятия направления деятельности и функции прокуратуры, безусловно, являются самостоятельными». Полагаю, нельзя не согласиться с В.С. Зеленецким, полагавшим, что «указание только на то, что функция - это определенное направление или вид процессуальной деятельности, ничего не дает для правильного уяснения понятия функции».

По своей значимости выделяются постоянные направления деятельности и динамичные, конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. К постоянным приоритетам относятся сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Это понятно, если учесть, что такими актами обычно затрагиваются права и свободы многих граждан.

Различные по своему характеру и содержанию направления охватывают всю деятельность прокуратуры: ее разделение на направления обусловлено видом субъектов, на которые распространяются прокурорский надзор, и особенностями их деятельности. В связи с этим и взаимоотношения прокуратуры с этими субъектами строятся на основе Закона о прокуратуре, норм конституционного уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражного процессуального, административного, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Генеральный прокурор РФ, руководя деятельностью подчиненных прокуроров, издает приказы, определяющие стратегическую линию по осуществлению надзора в конкретном направлении; инструкции, регулирующие порядок исполнения процессуальных или оперативных действий; указания, издающиеся в развитие руководящего приказа и касающиеся отдельных участков работы и др. акты. В законодательных актах и актах Генерального прокурора РФ закрепляются права и обязанности прокуроров в каждом из направлений прокурорской деятельности, а также средства прокурорского надзора.15

Некоторые авторы выделяют такое направление деятельности прокуратуры, как участие прокуроров в предупредительно-профилактической работе. В Приказе Генпрокуратуры РФ от 20.12.2010 №445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» сказано (п. 1.2) о необходимости прокурорам активно участвовать в разработке комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики правонарушений. Основные усилия сосредоточить на выработке согласованных решений и координации организационно-практических мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также направленных на активизацию борьбы с экстремизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией.

Итак, прокуратура РФ представляет собой государственный орган, осуществляющий многопрофильные функции в сфере законности и правопорядка. И самой жизнью подтверждается, что прокурорские органы обладают огромным и незаменимым в нынешних условиях правозащитным потенциалом в деле охраны прав и свобод личности, государственных и общественных интересов. По масштабности и социальной значимости функций и направлений деятельности роль прокуратуры уникальна.

 

2.1 Иная деятельность прокуратуры РФ

 

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений – дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная, ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.16

Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.

В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке.

Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об административном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью так же является иной деятельностью прокуратуры РФ.                             Данная функция преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний.

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам.

Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Другими формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящей работе была достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении. Автор придерживается мнения о том, что органы прокуратуры не входят в систему органов государственной власти и какую бы то ни было ветвь государственной власти, однако выступают важнейшим элементом системы сдержек и противовесов. Прокуратура сегодня – это мощная правоохранительная структура с огромным штатом, строго централизованный многофункциональный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с преступностью и другими видами антисоциального поведения. Этот орган имеет множество функций и решает сложные задачи для достижения целей, которые легально закреплены в законодательстве.

Прокурорский надзор составляет, пожалуй, основную сущность функционирования прокуратуры и представляет собой деятельность должностных лиц органов прокуратуры по наблюдению за правопорядком и законностью в нашей стране, осуществляемую по всем предусмотренным в Законе «О прокуратуре РФ» направлениям. Было выяснено, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации наблюдения за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Следует полагать, что деятельность должностных лиц органов прокуратуры направлена на достижение социально полезных задач и основана на руководящих идеях, основополагающих началах – принципах прокурорского надзора.

Проведенное исследование показало, что стабильность целей и принципов прокурорского надзора наряду с совершенствованием гарантий их реализации составляет основу всей деятельности прокуратуры в Российской Федерации и закладывает возможности модернизации этого института, позволяет избежать его бюрократизации. Хотя в Законе «О прокуратуре РФ» не отражено в полной мере содержание целей и принципов прокурорского надзора, этот факт нельзя считать недостатком, так как сущность прокурорского надзора отражена и во многих подзаконных актах. Так, обзор приказов Генерального Прокурора РФ показал, что многие из содержащихся в них рекомендаций со временем нашли отражение и в Федеральном законе.

Кроме того, было установлено, что цели, задачи и принципы прокурорского надзора составляют основу прокурорского надзора. Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы. Для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. По моему мнению, цели и принципы прокурорского надзора не только определяют предмет и пределы надзорной деятельности, но и создают основу для развития прокуратуры в целом. В то же время, стабильность принципов прокурорского надзора позволяет законодательству развиваться планомерно, в соответствии с потребностями государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев С.Н. Функции прокуроров по новому УПК РФ // Государство и право. - 2012. - №5. - С. 99-101.

2. Ашурбеков Т. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры // Законность. - 2009. - №5. - С. 21-25.

3. Бажанов С. Правовое положение прокурора в уголовном процессе // Законность. - 2008. - №7. - С. 19-23.

4. Белова Г.Д. Некоторые проблемы организации работы по поддержанию государственного обвинения // Проблемы применения Уголовно-процессуального кодекса РФ органами прокуратуры: Сб. статей. - М., 2010. - С. 156-162.

5. Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. - 2011. - №4. - С. 29-32.

6. Берензон А.Д., Мелкумов В.Г. Работа прокурора по общему надзору. - М.: Юрид. лит-ра, 2012. - 278 с.

7. Виноградов И.П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. - Коломна, 2010. - 89 с.

8. Вишневская А.Е. Прокурорский надзор как особая разновидность юридических гарантий законности правовых актов // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №7. - С. 128-130.

9. Гасанов P.M. Функции районной прокуратуры // Закон. - 2011. - №4. - С. 120-122.

10. Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях // Российское право в Интернете. - 2009. - №2. - С. 7-11.

11. Гулягин А.Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. - 2011. - №3. - С. 50-52.

12. Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности: Учеб. пособие. - Харьков, 2008. - 311 с.

13. Камышов В.Г. Работа органов прокуратуры с обращениями граждан и ее роль в защите прав и свобод человека и гражданина // Современное право. - 2011. - №1. - С. 54-57.

Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры РФ