Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно исполнительное право(экзамен).docx

— 281.68 Кб (Скачать файл)

К числу наказаний, не связанных  с обязательной трудовой деятельностью  относятся следующие виды ( ст. 44 УК РФ) :

а) Штраф;

б) Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград;

г) Обязательные работы;

д) Исправительные работы;

е) Ограничение по военной службе;

ж) Конфискация имущества;

Характерной особенностью данной группы наказаний  являются их меньшая репрессивность: они не ограничивают свободу передвижения осужденного ( штраф и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), могут применяться и как основные, и как дополнительные; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества – только как дополнительная.

Приговоры к рассматриваемым наказаниям исполняются: в отношении штрафа и конфискации  имущества – судебными приставами-исполнителями; в отношении лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград – судом; в отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если оно назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если это наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы или лишению свободы – соответствующими учреждениями уголовно-исполнительной системы по месту отбывания основного наказания, а после отбытия основного наказания – уголовно-исполнительной инспекцией.

5. Исполнение наказания  в виде обязательных работ

Обязательные работы представляют собой новую меру наказания, ранее не известную уголовному праву  России. Их сущность состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы назначаются, как взрослым так и несовершеннолетним (в возрасте от четырнадцати лет) преступникам, на срок от 60 до 240 часов и отбывается не свыше 4 часов в сутки (ст.27 УИК РФ).

Обязательные работы не назначаются инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего  возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего  возраста, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии со ст. 45 УК РФ обязательные работы применяются лишь в качестве основного вида наказания, что свидетельствует о том, что  законодатель относит обязательные работы к достаточно строгому виду наказания, ощутимо воздействующим на личность осужденного. Поэтому осужденные к обязательным работам не могут  рассчитывать на условное осуждение (ст. 73 УК), в отличие от лиц, которым  назначены исправительные работы, поскольку  ставит осужденного к менее строгому наказанию в более суровые  условия.

Обязательные работы предусмотрено  применять в качестве наказания  за преступления небольшой тяжести, например ст.115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 125 УК РФ – оставление в опасности; ст.130 УК РФ – оскорбление; ст. 157 УК РФ –  злостное уклонение от уплаты средств  на содержание детей или нетрудоспособных родителей; ст. 177 УК РФ – злостное уклонение  от погашения кредиторской задолженности  и т.д. Иными словами, социальное назначение обязательных заключается  в том, чтобы оказать исправительное и предупредительное воздействие  на менее опасные для общества категории преступников, не отрывая  их при этом от привычной работы, учебы и иной общественно полезной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Выполнение работ производится на объектах, определяемых органами местного самоуправления, создаваемых в порядке, предусмотренном ст.ст. 130-133 Конституции РФ.

Согласно ст. 25 и ст. 26 УИК  РФ на уголовно-исполнительную инспекцию  возложены ряд функций по реализации рассматриваемого вида наказания, но необходимо учитывать следующие условия:

  • во первых - бесплатными обязательные работы являются только для осужденного, а для объекта, где эти работы выполняются, они платные. Оплата перечисляется в соответствующие бюджеты.
  • во вторых - поскольку обязательные работы являются платными для нанимателя, организовать их в условиях существующей безработицы будет весьма сложным делом.

Прежде всего, организация  объекта должна контролировать выполнение осужденными порученной им работы, уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию  о числе проработанных каждым осужденным часов либо о его уклонении  от отбывания наказания. Далее она  должна ежемесячно перечислять в  соответствующий бюджет средства за выполненные осужденными работы в соответствии с расценками, существующими  в данной организации. В случае причинения осужденному увечья, связанного с  выполняемой работой, организация  несет ответственность, а осужденный получает возмещение на общих основаниях в порядке, установленном законодательством  о труде.

Практика исполнения других мер наказания показывает, что осужденные далеко не всегда добросовестно  выполняют возложенные на них  обязанности и соблюдают порядок  и условия отбывания наказания. В связи с этим закон предусматривает  ответственность осужденных за такого рода нарушения. За неявку на работу, прогулы, появления на работе в нетрезвом виде и т.п. осужденному может быть объявлено предупреждение об ответственности за уклонение от отбывания наказания. В том случае, если осужденный допускает злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ более тяжким видом наказания.

С учетом того, что признание  уклонения злостным влечет серьезные  правовые последствия, закон дает определение  злостного уклонения. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ  признается осужденный, если он более  двух раз в течение месяца не выходил  на обязательные работы без уважительных причин или более двух раз в  течение месяца нарушал трудовую дисциплину либо скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Установив факт злостного уклонения и выяснив, что невыход на работу не был связан с какими-либо уважительными причинами, - суд заменяет обязательные работы ограничением свободы или арестом в зависимости от поведения осужденного, его личности, характера допущенного уклонения, его причин и т.п. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, засчитывается из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Ответственность за злостное уклонение от отбывания обязательных работ свидетельствует о недисциплинированности осужденного и показывает, что  такая мера наказания не соответствует  степени его социально-нравственной запущенности и требует более  серьезного воздействия. С другой стороны, самый факт установления такой ответственности  призван оказать предупредительное  воздействие на осужденного, который  понимает, что злостное уклонение от отбывания обязательных работ ухудшит его положение и приведет к необходимости отбывать более суровое наказание.

6. Исполнение наказания  в виде исправительных работ

Исправительные работы как  вид наказания были предусмотрены  уже в первых законодательных  актах советского государства. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), отпадали или  возникали некоторые правоограничения, но основные черты оставались неизменными. По действующему законодательству исправительные работы могут назначаться на срок от двух месяцев до двух лет.

Осужденный проживает  дома, работает на прежнем месте  работы или на другом избранном им месте, при этом удерживается от 5 до 20% его заработка, ему запрещается  увольняться по собственному желанию  без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Последнее ограничение  введено для предупреждения уклонения  осужденного от отбывания наказания, но вместе с тем оно имеет и  карательное значение, ибо ограничивает трудовые права осужденных на изменение  места работы по своему усмотрению. Отказ инспекции может быть обжалован.

При увольнении с работы осужденный трудоустраивается по своему усмотрению. Если он трудоустроиться  не может, инспекция направляет его  в службу занятости, которая подбирает  работу с учетом его трудоспособности, по возможности, специальности и  места жительства. Это означает, что место работы осужденного  должно находиться в том населенном пункте, где он проживает, либо в  местности, из которой он может ежедневно  возвращаться к месту постоянного  жительства. Разрешение на увольнение выдается при наличии уважительных причин (приближение места работы к месту жительства, более высокая  заработная плата, переход на работу по специальности и т.п.).

Очередной отпуск осужденного  ограничивается 18 рабочими днями. Отбывающим исправительные работы дополнительные отпуска и отпуска в связи  с временной нетрудоспособностью, а также по беременности и родам  предоставляются в общеустановленном  порядке. Поскольку эти отпуска  связаны с состоянием здоровья осужденного, понятно, что факт осуждения их касаться не должен.

Исправительные работы принадлежат  к числу наказаний, которые представлены в санкциях значительной части статей Уголовного кодекса. При этом от одного кодекса к другому удельный вес  санкции, включающих исправительные работы, неизменно растет.

Отбывание исправительных работ  неразрывно связано с трудовой деятельностью. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. Исправительным работам не могут быть подвергнуты военнослужащие. Это наказание заменяется им наказанием в виде ограничения по военной службе.

В 1992 году законодательная  регламентация исправительных работ  была существенно изменена. Ряд правоограничений осужденных был исключен, что в значительной мере снизило карательную сторону этого наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года также внес существенные изменения в правовую регламентацию исправительных работ. Был исключен один из видов этого наказания - исправительные работы в иных местах, определяемых органами, исполняющими это наказание. Предусмотрена возможность установления ряда дополнительных обязанностей и запретов для этой категории осужденных. Изменена ответственность за злостное уклонение от отбывания исправительных работ.

До 1992 года срок отбывания  исправительных работ исключался из всех видов трудового стажа. Это  время могло быть включено лишь в  общий трудовой стаж по специальному определению суда при условии  добросовестной работы и примерного поведения осужденного.

Закон от 12 июня 1992 г. частично отказался от этого правоограничения. Время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж на общих основаниях. Однако в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к зарплате, оно не включается. Такая регламентация сохранена и новым законодательством.

6.1. Организация  исполнения наказания в виде  исправительных работ

Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции  либо в порядке изменения приговора  определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 80 УК, в связи с заменой штрафа исправительными работами в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в порядке части 5 ст. 46 УК, в связи с назначением исправительных работ вместо более строгого наказания женщинам, имеющим малолетних детей, в порядке части 3 ст. 82 УК либо в порядке помилования или амнистии.

Исполнение приговора  суда, в соответствии с которым  лицо обязано отбывать наказание  в виде исправительных работ, возложено  на уголовно-исполнительную инспекцию .

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления  возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения  дела из кассационной инстанции суд  направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора  в уголовно-исполнительную инспекцию  по месту жительства осужденного.

Если приговор был изменен  кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в  силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу.

Исполнение наказания  в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий  приговора, определения, постановления  суда. Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Для удобства контроля за отбывающими наказание установлено  четыре основных вида их персонального  учета:

  1. Оперативный учет - осужденные, в отношении которых исполняется наказание. Это касается основной массы лиц, отбывание наказания которыми осуществляется нормально.
  2. Предварительный учет - лица, которые не работают. К их числу относятся не поступившие на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет; уволенные с места прежней работы и не поступившие на новую работу в течение такого же срока; не работающие без уважительных причин, а также лица, в отношении которых осуществляются первоначальные действия с целью розыска.
  3. Контрольный учет - лица, не работающие или уволенные с работы - до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания наказания; выехавшие на территорию, обслуживаемую другой инспекцией, до получения подтверждения о прибытии направленного туда личного дела; лица, находящиеся под стражей в порядке меры пресечения по другому делу, а также отбывающие арест или исправительные работы в качестве мер административного воздействия; осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора; лица, направленные на медицинское освидетельствование для определения трудоспособности или наличия хронической душевной или иной тяжкой болезни, а также признанные нетрудоспособными, инвалидами I или II групп, страдающие хронической душевной или иной тяжкой болезнью, в отношении которых в суд направлены представления о замене наказания более мягким (ч.3 ст. 175 УИК) или об освобождении от наказания (ст. 81 УК, части 5 и 6 ст. 175 УИК).
  4. Учет разыскиваемых (скрывшихся) лиц - лица, материалы в отношении которых переданы в аппараты уголовного розыска в связи с тем, что первоначальные розыскные действия, проводившиеся инспекцией, к успеху не привели.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"