Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:52, шпаргалка
Понятие и виды источников УИП
Общественно полезный труд как основное средство исправления осуждённых. Привлечение осужденных к труду
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды.
Постоянный контроль за деятельностью исправительных учреждений позволяет поддерживать в них относительное спокойствие, безопасность и стабильность.
Виды контроля:
1) Контроль органов
- поездки в учреждения. На их имя приходят жалобы.
2) Контроль органов
3) Судебный контроль (ст.20 УИК РФ). Суд может рассматривать жалобы осужденных на действия администрации.
Учреждения и органы, исполняющие уголовное наказание, обязаны информировать суд о начале и месте исполнения наказания.
4) Ведомственный контроль;
5) Прокурорский надзор;
6) Общественный контроль.
Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, предусмотрен настоящим законом и ст. 19-24 УИК РФ. Таким образом, федеральные органы государственной власти наделены правом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонала. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.
Конституция РФ (ст. 11) относит
к федеральным органам
2. Президент РФ как глава государства (ст. 80 Конституции РФ) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в систему которой входят учреждения и органы, исполняющие наказания. Кроме того, по поручению Президента соответствующие органы государственной власти и должностные лица могут провести проверку деятельности указанных учреждений и органов. Президент определяет также основные направления внутренней политики государства, составной частью которой является уголовно-исполнительная политика. Роль Президента применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, нашла, в частности, выражение в одобрении им Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы. В настоящее время
3. Контроль Федерального Собрания за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы основан на принципе разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью. В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", регламентах Совета Федерации и Государственной Думы предусмотрены различные формы контроля.
для принятия мер по улучшению условий содержания заключенных.
4. Определенными контрольными
функциями по отношению к
5. С точки зрения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны органов государственной власти особо следует выделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на которого согласно Конституции возложено обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 1996 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, должностных лиц, если ранее гражданин обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе (ст. 16). При проверке жалобы Уполномоченный вправе посещать все государственные органы, учреждения и организации, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности соответствующих учреждений и органов, требовать объяснения от соответствующих должностных лиц (ст. 16-24 Закона). Перечисленные права Уполномоченного в полном объеме распространяются на учреждения и органы, исполняющие наказания, а также на их должностных лиц.
6. То обстоятельство, что
ФСИН России находится в
7. Органы государственной
власти субъектов РФ
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти полномочия вытекают из ч. 1 ст. 132 Конституции РФ.
8. Сущностная характеристика
судебного контроля, данная в
ст. 20 УИК РФ, раскрывает лишь часть
форм, используемых судами при
осуществлении контрольной
Особое место в судебном
контроле занимает рассмотрение жалоб
осужденных и иных лиц на действия
администрации исправительных учреждений.
Если ранее оно допускалось только
в специальных случаях, предусмотренных
законом, то теперь производится по общим
правилам в соответствии с законодательством
РФ. Основания и порядок
9. В уголовно-исполнительном
законодательстве закреплен
Формами контроля за указанными выше учреждениями и органами являются: анализ статистической отчетности, ревизии и проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности, непосредственное инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, их проверка и принятие соответствующих решений.
10. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных и законностью деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии со ст. 22 УИК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст. 33 названного
закона при осуществлении надзора
за исполнением законов прокурор
вправе: посещать в любое время
органы и учреждения, исполняющие
наказания; опрашивать осужденных; знакомиться
с документами, на основании которых
эти лица осуждены, и с оперативными
материалами; требовать от администрации
создания условий, обеспечивающих права
осужденных, проверять соответствие
законодательству Российской Федерации
приказов, распоряжений, постановлений
администрации органов и
Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, и осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.
Федеральным законом "О
прокуратуре Российской Федерации"
устанавливается обязанность
УИК РФ предоставил прокурорам
дополнительные полномочия по решению
вопросов, связанных с исполнением
наказаний. Они в основном относятся
к даче санкций на задержание осужденных,
уклоняющихся от отбывания наказания.
Так, в случае уклонения осужденного
к ограничению свободы от получения
предписания о выезде к месту
отбывания наказания или
По согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором субъекта Федерации в исправительных учреждениях устанавливается режим особых условий.
Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании с участием прокурора администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).
11. Особое место в системе
контроля занимают
Совет осуществляет свою деятельность
на основе принципов законности, уважения
прав и свобод человека и гражданина,
невмешательства в оперативно-
Совет рассматривает наиболее
важные вопросы о деятельности международных
неправительственных и