Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:52, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и виды источников УИП
Общественно полезный труд как основное средство исправления осуждённых. Привлечение осужденных к труду
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды

Вложенные файлы: 49 файлов

7.docx

— 24.62 Кб (Скачать файл)

Контроль  за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды.  

Постоянный  контроль за деятельностью исправительных учреждений позволяет поддерживать в них относительное спокойствие, безопасность и стабильность.

Виды контроля:

1) Контроль органов представительной  власти (депутаты всех уровней);

- поездки в  учреждения. На их имя приходят  жалобы.  

2) Контроль органов исполнительной  власти;

3) Судебный контроль (ст.20 УИК РФ). Суд может рассматривать жалобы осужденных на действия администрации.

Учреждения  и органы, исполняющие уголовное  наказание, обязаны информировать  суд о начале и месте исполнения наказания.

4) Ведомственный контроль;

5) Прокурорский надзор;

6) Общественный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, предусмотрен настоящим законом и ст. 19-24 УИК РФ. Таким образом, федеральные органы государственной власти наделены правом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и их персонала. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. 

Конституция РФ (ст. 11) относит  к федеральным органам государственной  власти Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственную Думу) Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.  

2. Президент РФ как глава государства (ст. 80 Конституции РФ) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в систему которой входят учреждения и органы, исполняющие наказания. Кроме того, по поручению Президента соответствующие органы государственной власти и должностные лица могут провести проверку деятельности указанных учреждений и органов. Президент определяет также основные направления внутренней политики государства, составной частью которой является уголовно-исполнительная политика. Роль Президента применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, нашла, в частности, выражение в одобрении им Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы. В настоящее время  

3. Контроль Федерального Собрания за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы основан на принципе разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью. В Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", регламентах Совета Федерации и Государственной Думы предусмотрены различные формы контроля.

для принятия мер по улучшению  условий содержания заключенных. 

4. Определенными контрольными  функциями по отношению к органам  исполнительной власти и в  конечном итоге по отношению  к учреждениям и органам, исполняющим  наказания, обладают депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы" депутат Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства (ст. 14), он пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, начальствующего состава Вооруженных Сил (ст. 15), получения от них необходимой информации и документации (ст. 16). Перечисленные выше руководители и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение (ст. 17). Указанные полномочия депутатов в полной мере относятся и к учреждениям и органам, исполняющим наказание. 

5. С точки зрения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны органов государственной власти особо следует выделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на которого согласно Конституции возложено обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 1996 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, должностных лиц, если ранее гражданин обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе (ст. 16). При проверке жалобы Уполномоченный вправе посещать все государственные органы, учреждения и организации, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности соответствующих учреждений и органов, требовать объяснения от соответствующих должностных лиц (ст. 16-24 Закона). Перечисленные права Уполномоченного в полном объеме распространяются на учреждения и органы, исполняющие наказания, а также на их должностных лиц. 

6. То обстоятельство, что  ФСИН России находится в ведении  Президента РФ, не означает исключения  ее из юрисдикции Правительства  РФ. Правительство осуществляет  контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в том числе за функционированием уголовно-исполнительной системы, обеспечивает ее финансовую и материальную базу. Правительством, в частности, одобрена Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы в 2007-2016 годы" (Постановление Правительства РФ N 540 от 5 сентября 2006 г.).  

7. Органы государственной  власти субъектов РФ осуществляют  контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории. Так, Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы предоставлены полномочия субъектам Федерации по непосредственному руководству и контролю за функционированием уголовно-исполнительной системы через соответствующие органы исполнительной власти. 

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти полномочия вытекают из ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. 

8. Сущностная характеристика  судебного контроля, данная в  ст. 20 УИК РФ, раскрывает лишь часть  форм, используемых судами при  осуществлении контрольной деятельности. В механизме судебного контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, участвуют как суды, вынесшие приговор, так и суды, расположенные по месту исполнения уголовного наказания (ст. 396 УПК РФ). 

Особое место в судебном контроле занимает рассмотрение жалоб  осужденных и иных лиц на действия администрации исправительных учреждений. Если ранее оно допускалось только в специальных случаях, предусмотренных  законом, то теперь производится по общим  правилам в соответствии с законодательством  РФ. Основания и порядок рассмотрения подобных жалоб предусмотрены нормами  гл. 25 ГПК РФ, регламентирующими производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих. Другие формы судебного контроля за соблюдением прав осужденных закреплены в процессуальном законодательстве. Они касаются контроля деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, по обеспечению прав осужденных при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел. 

9. В уголовно-исполнительном  законодательстве закреплен ведомственный  контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания и составляющие в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ уголовно-исполнительную систему, находятся под контролем Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Министерства юстиции РФ. Такой контроль осуществляется на федеральном уровне ФСИН Минюста России, на межрегиональном - Управлениями ФСИН Минюста в федеральных округах, на региональном - территориальными Управлениями ФСИН в субъектах РФ. Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных; безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан. 

Формами контроля за указанными выше учреждениями и органами являются: анализ статистической отчетности, ревизии и проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности, непосредственное инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, их проверка и принятие соответствующих решений. 

10. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных и законностью деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии со ст. 22 УИК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". 

В соответствии со ст. 33 названного закона при осуществлении надзора  за исполнением законов прокурор вправе: посещать в любое время  органы и учреждения, исполняющие  наказания; опрашивать осужденных; знакомиться  с документами, на основании которых  эти лица осуждены, и с оперативными материалами; требовать от администрации  создания условий, обеспечивающих права  осужденных, проверять соответствие законодательству Российской Федерации  приказов, распоряжений, постановлений  администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных  лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.  

Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных  под стражу, и осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения  камерного типа, карцера, одиночной  камеры, дисциплинарного изолятора. Кроме того, прокурор или его заместитель  обязан немедленно освободить своим  постановлением каждого содержащегося  без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания. 

Федеральным законом "О  прокуратуре Российской Федерации" устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора  администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 указанного Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний. 

УИК РФ предоставил прокурорам дополнительные полномочия по решению  вопросов, связанных с исполнением  наказаний. Они в основном относятся  к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного  к ограничению свободы от получения  предписания о выезде к месту  отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания  в установленный срок без уважительных причин он задерживается органом  внутренних дел с санкции прокурора  на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин оставлении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток. 

По согласованию с Генеральным  прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором субъекта Федерации в исправительных учреждениях  устанавливается режим особых условий.  

Возрастает роль прокурора  по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения  с ходатайством о помиловании  с участием прокурора администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК). 

11. Особое место в системе  контроля занимают общественные  организации. В целях координации  взаимодействия учреждений и  органов уголовно-исполнительной  системы с международными неправительственными  и российскими общественными  организациями (объединениями), религиозными  конфессиями, использования их потенциала издан приказ Минюста РФ от 30 июля 2003 г. N 184 "О создании Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы". Для этого создан Общественный совет при Министре юстиции РФ по проблемам деятельности УИС и утверждено его Положение. Совет является постоянно действующим совещательным органом при Министре юстиции Российской Федерации (далее - Министр).  

Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Основной целью совета является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед УИС. 

Совет рассматривает наиболее важные вопросы о деятельности международных  неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий по содействию учреждениям и органам УИС в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и защите прав человека в местах лишения свободы; совершенствовании координации работы по взаимодействию международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и органами УИС; об информировании общественности о деятельности ФСИН России по реформированию уголовно-исполнительной системы; по совершенствованию нормативной правовой базы, а также созданию условий для соблюдения прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; о содействии в получении образования осужденными, социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; взаимодействии с органами государственной власти по защите прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; распространении положительного опыта работы учреждений и органов УИС в вопросах защиты прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. 

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"