Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Уголовно-исполнительное право".
Рассмотренные выше основания могут выступать в качестве таковых и в отношении иных мер уголовно - правового характера.
14. Понятие исправления осужденных и его основные средства.
С точки
зрения науки уголовно-исполнительного
права категория исправления осужденных
по совей сути раскрывает содержание принципа
уголовно - исполнительного законодательства
РФ о соединении наказания с исправительным
воздействием, а также принципа дифференциации
и индивидуализации в части рационального
применения мер и средств принуждения,
исправления и стимулирования правопослушного
поведения осужденных. Таким образом,
как бы презюмируется основная направленность
уголовно - исполнительного законодательства
именно на исправление осужденных.
В ч. 1 статьи 9 УИК РФ дается определение понятия "исправление осужденных". По сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР сделан значительный шаг вперед не только тем, что закон раскрывает содержание данного понятия. Оно также свободно и от идеологизации. Сейчас процесс исправления осужденных ориентируется на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего, в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется более скромно: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее здесь речь идет не только о "юридическом" исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о нравственном, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом уголовно - исполнительной системы стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.
Исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечисляются в ч. 2 статьи 9 УИК РФ:
Функции режима:
1) правоограничительная – реализация заложенных в наказании правоограничений,
2) воспитательная –
способствование
3)обеспечивающая – состоит в создании условий для применения других средств исправления. Например, такое средство исправления как труд. Обеспечивающая функция состоит в том, чтобы создать условия для привлечения осужденных к труду,
4) профилактическая –
предотвращение
Именно комплекс воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов. В этом смысле непосредственную помощь персоналу может оказать знание основ исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы ныне широко развернуты в уголовно - исполнительной системе.
Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии (17 в.), причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки и т.п., лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не д. подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд д.б. средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).
Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно - педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность.
Общественное воздействие выражается в деятельности попечительских советов, советов родственников осужденных и иных общественных организаций, которые должны не только осуществлять общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвовать во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Такая деятельность направлена в первую очередь на ресоциализацию осужденных.
15. Режим отбывания наказания
и его функции.
Уголовно - исполнительное законодательство, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые в своей совокупности определяют объем и характер карательных и иных принудительных элементов в конкретном виде наказания. Хотя характер и объем кары устанавливает уголовное законодательство, их значительные элементы содержатся и в нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. Поэтому так называемые режимные требования доставляют осужденным больше всего неприятностей и неудобств. Такие требования ставят жизнь осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым, дисциплинируя поведение, что, в конечном счете, способствует их исправлению.
Режим – это установленная нормами УИП конкретная форма организации деятельности и поведения осужденных, через которые достигаются цели наказания. В литературе режим трактуется двояко либо, как выражение самого наказания, имеющего своим содержанием комплекс правоограничений, либо как комплекс правил повседневного поведения в условиях исправительных учреждений. А если говорить более просто режим это некий порядок.
Функции режима:
1) правоограничительная –
2) воспитательная –
3)обеспечивающая – состоит в создании условий для применения других средств исправления. Например, такое средство исправления как труд. Обеспечивающая функция состоит в том, чтобы создать условия для привлечения осужденных к труду,
4) профилактическая –
16. Воспитательная работа
с осужденными и ее основные
формы. Участие общественных
Комплекс воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов. В этом смысле непосредственную помощь персоналу может оказать знание основ исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы ныне широко развернуты в уголовно - исполнительной системе.
Известно, что для цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
В указанной системе мероприятий находит место и религиозное просвещение среди осужденных. Однако оно не может быть панацеей от всех бед; фетишизм в воспитательном процессе того или иного средства недопустим. Сейчас вместо политико - воспитательной работы с этим контингентом проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии с нее идеологической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся). Более подробно эти вопросы будут освещены в дальнейшем изложении при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний.
17. Общественно-полезный
труд осужденных и его функции.
Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии, то есть в 17 веке! Причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки, лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд должен быть средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).
Общественно полезный труд в силу своих исключительных возможностей выступает важнейшим средством исправления осужденных; в свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве акцент смещен с трудового на уголовно - исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим лишение свободы, проблема привлечения их к труду остается наиболее острой. Несмотря на колоссальные усилия, уголовно - исполнительной системы по сохранению и расширению рабочих мест, количество безработных осужденных не сокращается. Следует отметить, что условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде (подробнее см. комментарий к ст. ст. 103 - 107 УИК РФ).
Функции труда заключенных:
- создания материальных ценностей входящих составной частью в национальный доход. Но в решении этой задачи нельзя переусердствовать, нельзя ставить эту задачу на первую роль,
-обеспечения возможности расходовать часть заработанных денег на приобретение продуктов питания и предметов 1-й необходимости,
- частичного возмещения затрат на содержание заключенного. Переводить систему на полное самообеспечение нельзя – это путь в ГУЛАГ,
- возмещения материального ущерба причиненного преступлением,
- пополнения фонда личных сбережений заключенных, который откладывается на момент освобождения;
18. Юридическая природа
труда осужденных и его
Понимание о необходимости привлекать осужденных к труду пришло в период становления буржуазии, то есть в 17 веке! Причем из прагматических соображений – чем калечить осужденных, отрубая руки, лучше пусть работают и после отбытия наказания они не будут висеть на шее у общества. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда, т.е. труд должен быть средством исправления осужденных, а не получения прибыли (Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.1993 г.).
Международно-правовые акты указывают на то, что необходимо предоставлять заключенным такие условия труда, которые максимально напоминали бы существующие в обычной жизни. Эти условия включают возможность выбора рода занятий в соответствии со своими желаниями, установление рабочего дня и рабочей недели с учетом существующих на свободе, справедливое вознаграждение за труд, применение общих правил, касающихся безопасности и охраны здоровья, распространение на заключенных в случае увечья или профессиональных заболеваний общих правил.
Правовая природа труда осужденных. Является ли труд осужденных их правом или обязанностью? Труд в данном случае не является принудительным в смысле международных договоров, т.к. в них предусмотрено, что труд заключенных вследствие законного приговора суда не является принудительным. Вообще принудительным может быть только труд свободных людей. Но с другой стороны в одной Конвенции МОТ говорится о том, что этот принудительный труд не должен использоваться в целях экономического развития государства, а в отношении осужденных – в целях его перевоспитания. Потому в определенной степени упреки западных государств в том, что в России используется принудительный труд заключенных являются справедливыми. В Пенитенциарных правилах ООН также сказано, что труд не д. причинять заключенным страдание, принуждать можно только в соответствии с состоянием здоровья, что не соблюдалось в СССР.
19. Понятие правового
положения осужденных и его
значение. Виды правоограничений
осужденных.
Правовое положение осужденного - это совокупность нормативно закрепленных обязанностей и прав, обусловленных характером назначенного наказания, порядком его исполнения, поведением осужденного во время отбывания наказания и другими предусмотренными законом обстоятельствами. Надо прежде всего помнить, что заключенный – гражданин РФ д. прежде всего оставаться гражданином с соответствующими правами и обязанностями. Из этого исходит и УИК в ч. 1 ст. 10. Вместе с тем правовое положение осужденного не может быть идентичным статусу других граждан, т.к. наказание означает ограничение человека в правах и свободах. Осужденный с точки зрения его правового статуса – это гражданин с ограниченным правовым статусом. Ч. 3 ст. 10 касается правового статуса иностранцев – они пользуются правами и несут обязанности установленные международными договорами РФ и внутренним законодательством РФ о правом статусе иностранцев. С этой точки зрения осужденный – это правосубъектное лицо с ограниченным правовым статусом.
Значение правового статуса осужденного:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Уголовно-исполнительное право"