Tерроризм в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить динамику террористических актов в РФ и
осведомлённость учащихся и студентов НГПУ по вопросам
терроризма.
Задачи исследования:
Провести обзор литературы по проблеме исследования,
Провести анализ статистических показателей по терроризму в России на современном этапе,
Провести практическое исследование уровня осведомленности учащихся школы и будущих педагогов в вопросах терроризма,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕРРОРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Определение сущности понятий "терроризм", "террор", "террористический акт"
1.2 Разновидности и факторы современного терроризма, формы борьбы с терроризмом
1.3 Последствия современного терроризма: психологические проблемы, вопросы освещения в СМИ
1.4 Специфика терроризма в России на современном этапе: тенденции, факторы, анализ статистических данных
1.5 Анализ террористических актов в России на современном этапе
1.5.1 Террористический акт на Дубровке ("Норд-Ост") в 2002 году
1.5.2 Террористический акт в Беслане в 2004 году
1.5.3 Террористический акт в московском метро в 2010 году
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ результатов анкетирования студентов педагогического вуза
3.2 Анализ результатов анкетирования учащихся школы
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

характеристика терроризма.rtf

— 8.96 Мб (Скачать файл)

 

Согласно таблицы 3.1.6 и рисунка 3.1.8, правильный вариант "в", предполагающий знания о том, как поддерживать физиологические процессы организма, выбрали всего 11% (9 студентов из 80-ти).

 

А) как не попасть в заложники

Б) как успокоиться, понизить уровень тревожности в ситуации

нахождения в заложниках

В) как поддерживать физиологические процессы организма

Г) как вести себя в момент освобождения

Д) как вести себя в ситуации возможного общения с террористами

 

Рисунок 3.1.8 - Результаты ответов студентов на вопрос "Какие знания Вы должны передать детям для обеспечения их безопасности в ситуации потенциального захвата в заложники"

 

Правильный вариант "г", предполагающий знания об особенностях поведения в момент освобождения, выбрали только 10% (8 студентов из 80-ти). Дополнительный правильный вариант ответа "б" выбрал 26% (21 студент из 80-ти); дополнительный правильный ответ "д" выбрало 25% (20 студентов из 80-ти).

При этом, большинство студентов - 58% (46 чел. из 80-ти) выбрали вариант ответа "а", который не является правильным.

По ответам, полученным на 6-й вопрос анкеты можно сделать следующие выводы: будущие специалисты не правильно расставляют приоритеты в выборе разделов знаний, имеющий первоочередное значение для детей для обеспечения их безопасности в ситуации потенциального захвата в заложники. Именно стратегии поддержания физиологических процессов организма ("в") и поведения в момент освобождения ("г") являются важнейшими при сохранении жизни и здоровья детей в ситуации нахождения в заложниках, а эти стратегии получили наименьший выбор у студентов всех курсов.

По результатам проведенного анкетирования студентов были сделаны следующие выводы. Будущие педагоги обнаружили некомпетентность в понимании смыслового содержания понятия "захват заложников"; недостаточно информированы о фактах захвата в заложники; не компетентны в правилах поведения в ситуациях, опасных для жизни. Стратегии поведения, выбираемые будущими педагогами, могут привести к трагическим последствиям. Более того, такие стратегии поведения подвергают жизнь детей опасности. Очень мало студентов выбрали вариант - попытку договориться о выводе на свободу нескольких детей, а ведь именно этот вариант стратегически важен при обеспечении безопасности и сохранении жизни детей в ситуации попадания в заложники.

Имеются стратегии, которые являются важнейшими при сохранении жизни и здоровья детей в ситуации нахождения в заложниках, но будущие педагоги их не выбрали. Так, только меньшинство выбрали варианты ответа - контроль места нахождения всех детей, оптимизация психологического состояния детей (по возможности успокоить, способы поддержания физиологических процессов организма и как вести себя в момент освобождения).

Таким образом, у будущих специалистов не достаточный уровень знаний о правилах поведения в ситуациях, опасных для жизни (на примере заложников), они выбирают неправильные стратегии поведения в ситуации захвата в заложники, что провоцирует трагические последствия для детей.

3.2 Анализ результатов анкетирования учащихся школы

 

Детям было предложено ответить: как бы они поступили, если бы оказались в заложниках. Предлагались варианты ответов. Правильными ответами являлись варианты "б", "д", "ж", "л", "м".

Ответы детей на 1-й вопрос анкеты представлены в таблицы 3.2.1:

 

Таблица 3.2.1 - Оценка детьми правильных действий в ситуации захвата в заложники

Варианты ответов

Количество ответов

А. попытаюсь убежать

 14 70%

К. ничего не буду есть

 14 70%

И. буду сильно плакать

 13 65%

Е. не буду подчиняться похитителям

 11 55%

Н. в случае штурма побегу навстречу освободителям

 8 40%

И. в случае штурма буду кричать и размахивать руками, чтобы скорее освободили

 8 40%

Б. постараюсь успокоиться

 7 35%

З. не буду с похитителями разговаривать, даже если зададут вопросы

 7 35%

Л. буду есть все, что дадут, чтобы поддержать силы

 6 30%

Д. буду выполнять все приказы и распоряжения похитителей

 5 25%

Ж. буду спокойно с ними разговаривать

 5 25%

М. в случае штурма здания лягу на пол лицом вниз, сложив руки на затылке

 4 20%

В. буду оказывать агрессивное сопротивление

 2 10%

Г. буду смотреть в глаза похитителям

 2 10%


 

Рисунок 3.2.1 - Выбор учащимися правильных стратегий поведения в ситуации захвата в заложники

Б) постараюсь успокоиться

Л) буду есть всё, что дадут, чтобы поддержать силы

Д) буду выполнять все приказы и распоряжения похитителей

Ж) буду спокойно с ними разговаривать

М) в случае штурма здания лягу на пол, сложив руки на затылке

 

Рисунок 3.2.2 - Выбор учащимися неправильных стратегий поведения в ситуации захвата в заложники

А) попытаюсь убежать

К) ничего не буду есть

И) в случае штурма буду кричать и размахивать руками, чтобы скорее освободили

Е) не буду подчиняться похитителям

Н) в случае штурма побегу навстречу освободителям

З) не буду с похитителями разговаривать, даже если зададут вопросы

В) буду оказывать агрессивное сопротивление

Г) буду смотреть в глаза похитителям

 

Максимальное количество выборов получили варианты ответов "а" - 70% (14 чел. из 20-ти) и "к" - 70% (14 чел. из 20-ти), которые относятся к неправильным и предполагают тактику побега и тотального отказа от еды. Тактика побега связана с очень высоким риском для жизни и здоровья, тактика отказа от еды также может привести к печальным последствиям, так как не известно, как долго может продолжаться удержание в заложниках.

Также очень высоки показатели выбора варианта ответа "и" - 65% (13 чел. из 20-ти). Данный вариант относится к неправильным. Около половины детей - 55% (11 чел. из 20-ти) выбрали вариант "е", который также относится к неправильным и предполагает категоричное неподчинение похитителям. Также около половины детей выбрали вариант "н" - 40% (8 чел. из 20-ти) и вариант "и" - 40% (8 чел. из 20-ти), которые являются неправильными в ситуации освобождения заложников. Правильные варианты ответов были выбраны малым количеством детей. Так, правильный вариант поведения в ситуации попадания в заложники "б" дали 35% (7 чел. из 20-ти). Именно столько детей выбрали тактику постараться успокоиться. Еще меньше детей - 30% (6 чел. из 20-ти) выбрали правильный вариант "л", который предполагал тактику приема в пищу всего, что дадут в целях поддержания сил. Четверть опрошенных выбрали правильный вариант "д" - 25% (5 чел. из 20-ти) и столько же правильный вариант "ж" -25% (5 чел. из 20-ти). Данные варианты ответов предполагают тактику выполнения приказов и распоряжений похитителей, спокойный разговор с ними в случае необходимости. Наконец, только 20% (4 ребенка из 20-ти) выбрали правильный вариант поведения в ситуации освобождения - вариант "м".

По ответам, полученным на 1-й вопрос анкеты, был сделан вывод о низкой осведомленности детей о правилах поведения в ситуации захвата в заложники: на первом месте по частоте доминируют неправильные варианты ответов, правильные варианты получили минимальное количество выборов.

Детям было предложено указать, кто из взрослых или сверстников рассказывал им о правилах поведения в подобных ситуациях (2-й вопрос анкеты). Далее детям было предложено ответить, как они относятся к информации о захвате заложников, их освобождении, которую предоставляет телевидение (3-й вопрос анкеты). На данный вопрос было предложено четыре варианта ответов. Неправильным является ответ "в", остальные варианты ответов являются разновидностями нормы. Также детям было предложено ответить: проводятся ли в их школе занятия по теме захвата заложников (5-й вопрос анкеты)

Ответы детей на 2-й вопрос анкеты представлены на рисунке 3.2.3:

 

Рисунок 3.2.3 - Актуальность источников информации о захвате заложников для детей

 

Согласно полученным результатам, представленным на рисунке 3.2.3, более половины детей - 65% (13 чел. из 20-ти) признались, что никто из взрослых или сверстников не рассказывал им о правилах поведения в подобных ситуациях.

Менее четверти опрошенных детей назвали бабушек и дедушек как источник информации о захвате заложников -20% (4 ребенка из 20-ти).

Еще меньше детей - 15% (3 чел. из 20-ти) в качестве источника информации о захвате заложников назвали родителей.

Было выявлено, что в школе на момент опроса не проводятся занятия по данной теме.

Среди реакций детей на тему захвата заложников доминирует "интерес" (10 чел. из 20-ти). На втором месте по выборам находится чувство страха (8 детей из 20-ти). На третьем месте по выборам находится реакция удивления (6 чел. из 20-ти). Последнее место по выборам занимает чувство равнодушия (3 чел. из 20-ти).

Детям было предложено ответить, какую информацию они хотели бы еще получить о правилах поведения в ситуациях захвата в заложники. Данный 4-й вопрос анкеты предполагал свободный ответ.

Результаты представлены в таблицы 3.2.2:

 

Таблица 3.2.2 - Пожелания детей о необходимой и дополнительной информации о правилах поведения в ситуациях захвата в заложники

Варианты ответов детей

Количество ответов

Нет ответа

7

35%

Как убежать от террористов

5

25%

Как не разозлить террористов

4

20%

Как выжить у террористов

4

20%


 

Рисунок 3.2.4 - Количество учащихся лицея, пожелавших получить дополнительную информацию о правилах поведения в ситуациях захвата в заложники

 

Согласно данным таблицы 3.2.2 и рисунка 3.2.4, около половины детей - 35% (7 чел. из 20-ти) не дают ответа, тем самым демонстрируя малую степень своей заинтересованности в данной теме, или не осознавая масштаба опасности.

Тематика дополнительной информации, предложенная детьми, представляет собой опасные стратегии, представляющие риск для жизни и здоровья. Так, 25% (5 чел. из 20-ти) предложили тематику "как убежать от террористов".

По результатам анкетирования детей были сделаны выводы.

Результаты анкетирования детей вызывают тревогу: в случае реальной угрозы и попадания в заложники дети могут выбрать не правильные стратегии поведения, что, в свою очередь, может привести к трагичным последствиям.

Так, более половины опрошенных детей указывали, что будут пытаться убежать, оказывать агрессивное сопротивление и не будут с похитителями разговаривать, даже если те зададут вопросы. Данные вызывающие и агрессивные стратегии поведения могут спровоцировать террористов к самым крайним мерам и привести к трагическим последствиям.

Также дети выбрали неправильные стратегии поведения в ситуации освобождения заложников, а именно - "побегу навстречу освободителям", "буду кричать и размахивать руками, чтобы скорее освободили". Такие стратегии поведения также могут привести к трагическим последствиям, то есть в них заключается угроза для жизни и здоровья по неосторожности от освобождающих.

Большинство детей выбрали вариант "ничего не буду есть", что является также неправильной стратегией поведения, так как не известно, сколько может продолжаться ситуация пребывания в заложниках и очень важно поддерживать силы.

Следовательно, есть необходимость организации работы в школе по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни.

 

ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

Нами были разработаны рекомендации по просвещению и обучению будущих педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей в ситуациях захвата заложников террористами. В задачи подготовки будущих педагогов входит формирование большей практической ориентированности студентов педагогических вузов по вопросам безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни. Принципы подготовки студентов по обеспечению безопасности детей в экстремальных ситуациях:

- включение активных методов, форм обучения при изучении темы обеспечения безопасности детей в экстремальных ситуациях,

- единство теории и практики (практическая отработка, закрепление теоретических знаний по обеспечению безопасности детей в экстремальных ситуациях),

- для повышения компетентности будущих педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни, целесообразно в учебный процесс включать такие дисциплины, как валеология, конфликтология, виктимология, психология экстремальных ситуаций, психология жертвы и т.д. Для большей практической ориентированности в процесс теоретической подготовки педагогов по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни, необходимо вводить следующие формы и методы работы:

- ситуации формирования суждений, дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование и др.;

- ситуации, требующие ответственности, способности к принятию решений, такие, как: деловые игры, тренинги, работа в группах по выполнению заданий, турниры, практические работы, индивидуальные и коллективные исследования и пр. Среди них наибольшее предпочтение должно быть отдано лекциям-диалогам, раскрывающим одну и ту же тему, проблему с различных теоретических, методологических и технологических позиций. Так, проблемы обеспечения безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни, целесообразно рассматривать с психологических, педагогических и социологических позиций, а также с позиций медицины и юриспруденции. Также целесообразно использовать при подготовке педагогов учебные проблемные ситуации, имитационные игровые ситуации по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни. Нами разработан примерный план подготовки педагогов по вопросам обеспечения безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни, связанных с террористическими актами захвата заложников:

Информация о работе Tерроризм в России на современном этапе