Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:29, дипломная работа
Цель работы - изучить динамику террористических актов в РФ и
осведомлённость учащихся и студентов НГПУ по вопросам
терроризма.
Задачи исследования:
Провести обзор литературы по проблеме исследования,
Провести анализ статистических показателей по терроризму в России на современном этапе,
Провести практическое исследование уровня осведомленности учащихся школы и будущих педагогов в вопросах терроризма,
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕРРОРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Определение сущности понятий "терроризм", "террор", "террористический акт"
1.2 Разновидности и факторы современного терроризма, формы борьбы с терроризмом
1.3 Последствия современного терроризма: психологические проблемы, вопросы освещения в СМИ
1.4 Специфика терроризма в России на современном этапе: тенденции, факторы, анализ статистических данных
1.5 Анализ террористических актов в России на современном этапе
1.5.1 Террористический акт на Дубровке ("Норд-Ост") в 2002 году
1.5.2 Террористический акт в Беслане в 2004 году
1.5.3 Террористический акт в московском метро в 2010 году
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ результатов анкетирования студентов педагогического вуза
3.2 Анализ результатов анкетирования учащихся школы
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 4.1 - План подготовки педагогов по вопросам обеспечения безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни, связанных с террористическими актами захвата заложников
Тема занятия |
Тип занятия |
Часы |
Угроза терроризма: общемировая и российская практика |
Лекция |
2 |
Захват заложников: общемировая и российская практика |
Лекция |
2 |
Школа и терроризм: опасность и предотвращение |
Лекция |
2 |
Как не попасть в заложники |
Круглый стол, дискуссия |
4 |
Как успокоиться, понизить уровень тревожности в ситуации нахождения в заложниках |
Индивидуальные исследования, конференция |
4 |
Как поддерживать физиологические процессы организма в ситуации захвата в заложники |
Лекция, тренинг |
4 |
Ситуация захвата в заложники в условиях школы |
Лекция, тренинг, ролевые игры |
4 |
Ситуация нахождения в заложниках: ответственность за жизнь и здоровье детей |
Лекция, тренинг, ролевые игры |
4 |
Ситуация взаимодействия с террористами (как вести себя в ситуации возможного общения с террористами) |
Лекция, тренинг, ролевые игры |
4 |
Ситуация освобождения заложников: ответственность за жизнь и здоровье детей (как вести себя в момент освобождения) |
Лекция, тренинг, ролевые игры |
4 |
Посттравматический синдром бывших заложников |
Лекция |
4 |
Методология, опыт, способы психолого-педагогических, психолого-терапевтических работ |
Лекция, тренинг, ролевые игры |
4 |
Итого |
42 |
Далее опишем особенности работы с учащимися школы по их просвещению в вопросах поведения в ситуациях захвата в заложники террористами:
- планирование и организация сотрудничества со специалистами МЧС, физкультуры и спорта, медицинскими работниками, сотрудниками МВД и т.д. в просвещении детей и педагогов школы по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни,
- координирование усилий разных специалистов в школе: преподавателей по ОБЖ, по физической культуре, по физике, по химии, по истории, по праву.
Принципы работы по обеспечению безопасности детей в экстремальных ситуациях:
- возможность координации с курсами, частными методиками по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни,
- в индивидуальной работе с каждым учителем-предметником выявить возможности учебных дисциплин в деле повышения осведомленности детей о правилах поведениях в ситуациях, опасных для жизни,
- координация усилия разных специалистов в школе: преподавателей по ОБЖ, по физической культуре, по физике, по химии, по истории, по праву.
В рамках занятий ОБЖ разрабатывается серия уроков по формированию правил поведения в ситуациях, попадания в заложники.
Разработан примерный план занятий с детьми и с педагогами:
Таблица 4.2 - План занятий с детьми
№№ занятия |
Тема занятия |
Тип занятия |
Задачи |
Участники |
Часы |
1 |
Терроризм. |
Теоретическое |
Дать детям знания об опасности терроризма |
Учитель ОБЖ |
1 |
2 |
Терроризм. |
Практическое |
Закрепить знания детей об опасности терроризма |
Учитель ОБЖ |
1 |
3 |
Захват заложников. |
Теоретическое |
Дать детям знания о ситуации "захват заложников" |
Учитель ОБЖ Учитель истории |
1 |
4 |
Захват заложников. |
Практическое |
Закрепить знания детей риске оказаться в заложниках, правилах поведения |
Учитель ОБЖ Учитель истории |
1 |
5 |
Риск возникновения экстремальных ситуаций в школе (захват заложников): предпосылки, признаки |
Теоретическое |
Формировать представления об опасности терроризма для каждого на примере школы |
Учитель ОБЖ Представитель МЧС |
2 |
6 |
Правила поведения заложника |
Теоретическое |
Дать детям знания о правилах поведения в ситуации нахождения в заложниках для сохранения жизни и здоровья |
Учитель ОБЖ Психолог |
2 |
7 |
"Если грянет беда" |
Практическое |
Учитель ОБЖ Психолог Родители |
||
8 |
Правила поведения при проведении операции освобождения заложников |
Теоретическое |
Дать детям знания о правилах поведения на этапе операции освобождения заложников для сохранения жизни и здоровья |
Учитель ОБЖ Психолог |
2 |
9 |
"Штурм" |
Практическое |
Практическая отработка теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии |
Учитель ОБЖ Психолог Родители |
3 |
Итого |
16 |
Цель занятий: воспитание и обучение детей ответственному отношению к своей жизни и жизни окружающих.
В задачи занятий входит:
1)дать детям знания о чрезвычайных ситуациях, о терроризме, о захвате заложников;
2) информировать детей о способах сохранения жизни при захвате заложников, при освобождении заложников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ ЛЮДЕЙ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ:
-в присутствии террористов не выражайте своё неудовольствие, воздержитесь от резких движений, крика и стонов;
-подчиняйтесь требованиям террористов;
-отдайте террористам личные вещи, которые они требуют;
-избегайте необдуманных действий;
-постарайтесь остаться незамеченным;
-не реагируйте на провокации террористов;
-при угрозе использования террористами оружия ложитесь на живот, закрыв голову руками;
-размещайтесь подальше от окон дверей проходов;
-не впадайте в панику;
-совместно с другими заложниками участвуйте за наблюдением за террористами;
-постарайтесь понять намерения террористов;
-попробуйте определить число террористов и кто где находиться;
-при освобождении заложников группой захвата оставайтесь лежать на полу, закрыв голову руками;
-подчиняйтесь требованиям группы по борьбе с терроризмом;
-не покидайте помещение без приказа группы по борьбе с терроризмом.
В 1-й главе проведен обзор литературы по проблеме терроризма на современном этапе. Под термином "терроризм" мы в данной работке понимаем акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований, насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц, мотивы имеют политический или иной характер. Исполнители терактов, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть. Единственная задача террористов - создать тотальное пространство опасности, там, где современное государство возводит тотальное пространство безопасности.
Многообразие видов терроризма, наличие у каждого из них своих особенностей обусловливает большую сложность оперативной обстановки на направлении борьбы с ним органов безопасности и требует постоянного отслеживания изменений в террористической деятельности для обеспечения адекватных мер защиты от данной формы политического экстремизма. В целом, специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом - "прогрессивную" (частичные уступки требованиям террористов; в определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия) и "консервативную" (безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников).
Во 2-й главе представлен анализ ситуации с терроризмом в России на современном этапе: специфика терроризма, тенденции, факторы, анализ статистических данных, анализ конкретных террористических актов (хронология, статистика пострадавших, реакция властей, реакция СМИ).
Напряженность на Северном Кавказе создает питательную базу для совершения террористических актов на территории России. Важным резервуаром для пополнения террористических рядов в России служит как праворадикальная, так и леворадикальная молодежь.
Наибольшее количество совершенных террористических актов за год приходится на 2004 год. С 2006 по 2008 гг. количество совершенных терактов существенно снижено. Однако, наблюдается повышение динамики в совершении терактов в 2009-2010гг. Наибольшее количество погибших в терактах на территории России приходится на 2004 год. Именно в этот год произошел крупный теракт - захват школы в Беслане. Несколько меньше жертв терактов зафиксировано по итогам 2002 года: именно в этом году произошел захват заложников в театральном центре на Дубровке ("Норд-Ост"). Большое количество жертв терактов зафиксировано и по итогам 2003 года.
В 3-й главе представлены результаты практического исследования. Исследование было направлено на выявление уровня осведомленности учащихся школы и будущих педагогов в вопросах терроризма, в вопросах правильных моделей поведения в ситуации захвата заложников. Выбор респондентов (будущие педагоги и учащиеся школ) не случаен: есть печальный прецедент захвата террористами школы в России (Беслан).
По результатам проведенного анкетирования студентов педагогического вуза были сделаны следующие выводы. Будущие специалисты обнаружили некомпетентность в понимании смыслового содержания понятия "захват заложников"; недостаточно информированы о фактах захвата в заложники; не компетентны в правилах поведения в ситуациях, опасных для жизни. Стратегии поведения, выбираемые будущими педагогами, могут привести к трагическим последствиям. Более того, такие стратегии поведения подвергают жизнь детей опасности. Очень мало студентов выбрали вариант - попытку договориться о выводе на свободу нескольких детей, а ведь именно этот вариант стратегически важен при обеспечении безопасности и сохранении жизни детей в ситуации попадания в заложники. Имеются стратегии, которые являются важнейшими при сохранении жизни и здоровья детей в ситуации нахождения в заложниках, но будущие педагоги их не выбрали. Так, только меньшинство выбрали варианты ответа - контроль места нахождения всех детей, оптимизация психологического состояния детей (по возможности успокоить, способы поддержания физиологических процессов организма и как вести себя в момент освобождения).
Таким образом, у будущих педагогов не достаточный уровень знаний о правилах поведения в ситуациях захвата заложников террористами, они выбирают неправильные стратегии поведения в ситуации захвата в заложники, что провоцирует потенциально трагические последствия для детей. Следовательно, есть необходимость организации специального просвещения и обучения будущих педагогов обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни.
Более половины опрошенных детей указывали, что будут пытаться убежать, оказывать агрессивное сопротивление и не будут с похитителями разговаривать, даже если те зададут вопросы. Данные (вызывающие и агрессивные) стратегии поведения могут спровоцировать террористов к самым крайним мерам и привести к трагическим последствиям. Также дети выбрали неправильные стратегии поведения в ситуации освобождения заложников, которые могут привести к трагическим последствиям, то есть в них заключается угроза для жизни и здоровья по неосторожности от освобождающих. Следовательно, есть необходимость организации работы социального педагога в школе по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни.
Нами были разработаны рекомендации по просвещению и обучению будущих педагогов по вопросам обеспечения безопасности детей в экстремальных ситуациях.
Желательно чтобы подготовка будущих педагогов по обеспечению безопасности детей в экстремальных ситуациях включала: активные методы, формы обучения; практическую отработку, закрепление теоретических знаний по обеспечению безопасности детей в экстремальных ситуациях; включение в учебный процесс таких дисциплин, как валеология, конфликтология, виктимология, психология экстремальных ситуаций, психология жертвы и т.д.
Работа в условиях школы должно быть направлено на содействие и обеспечении безопасности детей в экстремальных ситуациях: возможность координации с курсами, частных методик по обеспечению безопасности детей в ситуациях, опасных для жизни. Целесообразно с каждым учителем-предметником выявить возможности учебных дисциплин в деле повышения осведомленности детей о правилах поведениях в ситуациях захвата в заложники. Необходимо скоординировать усилия разных специалистов в школе: преподавателей по ОБЖ, по физической культуре, по физике, по химии, по истории, по праву. В рамках занятий ОБЖ разрабатывается серия уроков по формированию правил поведения в ситуациях попадания в заложники. Важно воспитывать ответственное отношение детей и взрослых к своей жизни и жизни окружающих, дети должны быть информированы о чрезвычайных ситуациях захвата заложников, способах и правилах поведения для сохранения жизни при захвате заложников, при освобождении заложников.