Домашний арест, как мера пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Среди всех видов государственной деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивая права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Учитывая это обстоятельство, необходимо строго соблюдать требования их индивидуализации при применении и выборе меры пресечения, которые выражены в виде оснований, предусмотренных законом, применения меры пресечения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие, признаки и система мер уголовно-процессуального принуждения…………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие и признаки мер уголовно процессуального принуждения………………………………………………………………….....4
§1.2. Система мер уголовно- процессуального принуждения……………………………………………………………………..6
Глава 2. Меры пресечения и их виды………………………………………......9
§2.1 Понятие мер пресечения, основные признаки………………………..9
§2.2. Виды мер пресечения…………………………………………………11
Глава 3. Домашний арест как мера пресечения: понятие, основания, условия и порядок применения…………………………………………………..………13
§3.1. Понятие и основания применения домашнего ареста………….......13
§3.2. Условия применения домашнего ареста…………………………….16
§3.3. Порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста…...17
Глава 4. Проблемы применения домашнего ареста…………………………...23
Заключение………………………………………………………………………26
Список законодательных актов и литературы…………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

крсовая по упп (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

2. Как район нахождения изолятора временного содержания, где содержится задержанный ч. 4 ст. 108 УПК РФ.

5. Состав участников  судебного заседания.

Обязанность извещения  сторон о времени и месте рассмотрения ходатайства лежит на следователе, обращающемся с ходатайством. В заседании участвуют: подозреваемый или обвиняемый, защитник, прокурор, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь или дознаватель.

В отсутствие подозреваемого или обвиняемого ходатайство не рассматривается, за исключением случаев, когда обвиняемый объявлен в международный розыск ч. 5 ст. 108 УПК РФ. Заседание должно быть отложено до явки обвиняемого ч. 4 ст. 108 УПК РФ. Неявка без уважительных причин прочих участников, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства.

Если подозреваемый  задержан, суд выносит постановление  о продлении срока задержания с учетом положений, указанных в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ. После назначения защитника к указанному в постановлении сроку суд с участием сторон рассматривает ходатайство по существу.21

Содержащийся в ч. 4 ст. 108 УПК перечень лиц, имеющих право участвовать в ходе судебного заседания, не является исчерпывающим. Когда решением вопроса о мере пресечения затрагиваются права и законные интересы потерпевшего, в том числе связанные с необходимостью защиты его личной безопасности от угроз со стороны подозреваемого, обвиняемого или обеспечения возмещения причиненного преступлением материального ущерба, он, его представитель, законный представитель вправе довести до сведения органов предварительного расследования, прокурора и суда свою позицию относительно избрания, продления, изменения, отмены той или иной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, а также обжаловать принятое решение.22

6. Порядок заседания определен ч. 6 ст. 108 УПК РФ:

В начале заседания судья  объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

В ходе судебного заседания  ведется протокол (ч. 1 ст. 259 УПК РФ).

7. Судебное постановление. По результатам рассмотрения ходатайства судья в соответствии с ч. 7 ст. 108 УПК РФ выносит одно из следующих постановлений:

1. об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2. об отказе в удовлетворении ходатайства.

В постановлении или  определении суда об избрании домашнего  ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также указываются орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений ч. 3 ст. 107 УПК РФ. Избирая подозреваемому, обвиняемому согласно ч. 2 ст. 107 УПК РФ в качестве меры пресечения домашний арест, суд должен учитывать его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом либо всем ограничениям и запретам, перечисленным в части первой указанной статьи, либо отдельным из них.23

В случае удовлетворения ходатайства обвиняемый, а также подозреваемый, который не был задержан до рассмотрения дела судом, должен быть взят под охрану и препровожден к месту домашнего ареста.24

Постановление судьи  направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению ч. 8 ст. 108 УПК РФ.

8. Обжалование судебного постановления. В постановлении указывается порядок обжалования: решение, принятое судом, может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения ч. 11 ст. 108 УПК. Жалоба может быть принесена обвиняемым (подозреваемым), защитником, законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого. Прокурор вправе принести представление, однако следователь или дознаватель, участвовавшие в судебном заседании, не могут самостоятельно принести кассационное представление, для этого они должны обратиться к прокурору.25

Потерпевший в соответствии с ч. 4 ст. 354 УПК вправе обжаловать судебное решение о мере пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. При этом возможность обжалования не зависит от того, принимал ли потерпевший непосредственное участие в судебном заседании.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблемы применения домашнего ареста.

Норма о применении домашнего  ареста в качестве меры пресечения вступила в действие с 1 июля 2002 года. Однако до сегодняшнего дня ее исполнение было затруднительным ввиду отсутствия надлежащих механизмов, регулирующих ее порядок, не были определены конкретные органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением, как самого домашнего ареста, так и установленных ограничений.

В соответствии с ч. 3 ст. 107 УПК РФ орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений, определяется непосредственно в постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения. УПК РФ не содержит даже примерный перечень этих органов или должностных лиц.

На практике выполнение функций по надзору за соблюдением  ограничений и запретов домашнего  ареста судами возлагается на: районные управления внутренних дел, участковых уполномоченных, комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников криминальной милиции, следователей, в производстве которых находится уголовное дело в отношении данного обвиняемого (подозреваемого), подразделения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Целесообразным же исполнение домашнего ареста было возлагать на соответствующие учреждения уголовно-исполнительной системы, поскольку данная мера пресечения, по сути, является альтернативой мере пресечения в виде заключения под стражу и предусматривает аналогичные ограничения для лиц, в отношении которых она избрана. 27

При применении ограничений  указанных в пп. 2 и 3 ч.1 ст. 107 УПК  РФ существует проблема определения  органа, который будет осуществлять надзор за исполнением данных ограничений.

 

Согласно ст. ст. 165, 185, 186 УПК РФ для осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений, равно как контроля и записи телефонных и иных переговоров подозреваемого (обвиняемого), требуется судебное решение. Причем действующий УПК предусматривает получение таких судебных решений по уголовным делам следователем. Но в компетенцию следователя не входит надзор за соблюдением подозреваемым (обвиняемым) ограничений и запретов, установленных судом при избрании меры пресечения - домашнего ареста. Участковому инспектору либо иному должностному лицу или органу, на которые будет решением суда возложен надзор за соблюдением установленных при домашнем аресте ограничений, тот же суд откажет в получении разрешения на осмотр и выемку почтово-телеграфной корреспонденции либо на контроль и запись телефонных и иных переговоров, так как ст. ст. 165, 185, 186 УПК не подлежат расширенному толкованию.

Поэтому применение домашнего  ареста необходимо урегулировать законодательно то есть помимо УПК РФ должен быть принят федеральный закон о домашнем аресте.28 Такой закон должен содержать четкие инструкции, когда, как, при каких обстоятельствах, на какой период времени подозреваемый, обвиняемый или подсудимый могут покидать место постоянного или временного жительства, по которому исполняется домашний арест, и могут ли делать это вообще; возможно ли посещение работы, больницы, поликлиники, детских воспитательных учреждений (если, например, человек один воспитывает нуждающегося в уходе ребенка или ухаживает за больным родственником); в какой период времени возможно покинуть квартиру, дом, дачу и т.п. и на какой срок (например, от одного до шести часов) и т.д. Критерии запретов не могут быть тождественны хотя бы только потому, что не могут быть одинаковыми характеристики личностей граждан, к которым применен домашний арест, обстоятельства, при которых совершено вменяемое преступление, отношение к совершенному преступлению, данные о семейном положении и др. Необходимо регламентировать порядок соблюдения всех запретов, изложенных в законе, и вопросы контроля за их соблюдением.29

Кроме того, высказывается предположение о том, что, несмотря на трудности, в долгосрочной перспективе необходимо создать Федеральную службу, занимающуюся надзором за соблюдением ограничений и запретов лицами, находящимися под домашним арестом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Таким образом, меры пресечения- это процессуальные средства ограничения  личной свободы обвиняемого, а в  исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. В общем виде меры пресечения обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого. При назначении той или иной меры процессуального принуждения, следователь выносит мотивированное постановление, где указываются основания применения меры пресечения.

Под мерой пресечения в виде домашнего ареста следует  понимать меру процессуального принуждения, избираемую судом в судебном заседании по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, содержание домашнего ареста состоит в том, чтобы обеспечить изоляцию обвиняемого, не помещая его при этом в следственный изолятор и не вырывая из привычной микросреды. При домашнем аресте недопустимо покидать жилище, помимо выхода на прогулку, и осуществлять какие-либо контакты, помимо контактов с тем, кто проживает вместе с обвиняемым.

Домашний арест в  системе мер пресечения занимает особое место. С одной стороны, он существенного ограничивает конституционные права подозреваемого, обвиняемого, на что указывает исключительность судебного решения при избрании данной меры, ограничение свободы передвижения, которое уступает лишь заключению под стражу; установление запретов; применение к обвиняемому домашнего ареста за более тяжкиё преступления, чем остальные меры пресечения (исключение составляёт заключение под стражу). С другой стороны, домашний арест есть гуманная мера, позволяющая содержать подозреваемого, обвиняемого в условиях «мягкой» изоляции, что позволяет последним наиболее полно реализовать свои права на досудебном производстве.

Основанием для избрания мер пресечения, а следовательно, и домашнего ареста, являются сведения, указывающие на совокупность трех групп обстоятельств: 1) причастность лица к совершению преступления; 2) возможное его противоправное поведение; 3) иные обстоятельства; учитываемые при избрании меры пресечения.

К условиям избрания домашнего ареста следует относить обстоятельства, дающие возможность избрания именно этой меры пресечения. Они подразделяются на общие и специальные. Общие условия такие как наличие возбужденного уголовного дела и субъекта, принявшего дело к своему производству. Специальные условия - указание в санкции статьи УК РФ, что за преступление, совершенное обвиняемым, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет; наличие у обвиняемого жилища, наличие компетентного органа или должностного лица, осуществляющего надзор и установление механизма надзора за поведением обвиняемого.

Представляется, что домашний арест следует преимущественно  применять в отношении больных  лиц, беременных женщин, лиц преклонного  возраста и несовершеннолетних.

Применение домашнего  ареста может быть реализовано в двух формах: при полной изоляции лица, т.е. с назначением стражи и при неполной изоляции, т.е. без назначения стражи. Применение домашнего ареста с неполной формой изоляции не связано с предельным стеснением прав и свобод личности. Обвиняемый может реализовывать свои процессуальные права и нести процессуальные обязанности, пользоваться социальными благами, не изолируется от семьи и общества.

Список законодательных  актов и литературы:

Нормативно правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года;
  2. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ;

Судебные акты:

  1. Постановления пленума Российской Федерации от  29.10.2009 г. №22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста»;

Литература:

  1. Артамонов А.Н. Обжалование действий и решений органов расследования в досудебных стадиях российского уголовного процесса. Омск 2003 г;
  2. Балакшин В.С., Козубенко Ю.В., Прошляков А.Д. Уголовный процесс. М., 2011 г;
  3. Безлепкин Б.Т.. Краткое пособие для следователя и дознавателя. М., 2011 г;
  4. Дьяконова Л.В. «Мера пресечения - домашний арест» // Законность. 2010. N 10;
  5. Капинус Н.И. «Меры пресечения в Российском уголовном процессе» //Следователь, 2001 г.№8. стр.21-40;
  6. Мельников В.Ю.Проблемы применения домашнего ареста как меры пресечения//  Российское право. 2007. N 3;
  7. Соловьев И.Н. «Проблемные вопросы исполнения домашнего ареста» // Российский следователь. 2010. N 13;
  8. Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. СПб 2003 г. стр. 309;
  9. Трунова Л.К. «Меры пресечения в новом УПК РФ»// Адвокатские вести, 2002 г. №8. стр. 8-11;
  10. Цоколова О.И., Костылева Г.В., Муженская Н.Е., Данилова С.И. Домашний арест и залог как меры пресечения // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Информация о работе Домашний арест, как мера пресечения