История развитие прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Прокуратура.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОКУРАТУРА  РФ КАК СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1.     Понятие  Прокуратуры РФ

 

Прокуратура Российской Федерации – есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.

Многие исследователи  едины во мнении, что прокуратура  является самостоятельным органом  государства, не принадлежащим ни к  одной из ветвей государственной  власти, поскольку, прежде всего, прокуратура  как орган государства не осуществляет власти – власть исходит лишь от прокурора. В то же время, отдельные  исследователи склонны причислять, или, скорее, склонять прокуратуру к  конкретной ветке власти.

Прокуратура не может быть в государстве совершенно одинокой при выполнении ею своих обязанностей. Закон - выражение народной воли. Одновременно он - творение законодательной власти. Прокурор вместе с этой властью заботится  о претворении его в жизнь, о точном и неуклонном его исполнении. Сам действует на основе закона и  подчиняется только закону, а следовательно, в своей деятельности независим  и от законодательных органов. Однако прокурору нужна поддержка, которая  должна исходить, прежде всего от законодательной власти. С другой стороны, законодательной власти для реального осуществления ею функции высшего контроля за исполнением законов нужна собственная или близкая к ней государственно-правовая структура, в качестве которой может выступать опять-таки только прокуратура».

Таким образом, не претендуя  на статус особой ветви государственной  власти, прокуратура, в силу специфики  выполняемых ею функций, не позволяющей  ей быть в какой-либо из ветвей власти в «чистом» виде, является специальным  государственным органом, независимый  от всех других государственных структур, обеспечивающий нормальное функционирование механизма сдержек и противовесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2     Система  Прокуратуры РФ

 

Прокуратура Российской Федерации  — единая централизованная система  органов и учреждений с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

    • Генеральная прокуратура Российской Федерации
    • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
    • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
    • Военная прокуратура
    • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
    • Научные и учебные учреждения прокуратуры
    • Редакции печатных изданий

 

Образование, реорганизация  и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса  и компетенции осуществляется Генеральным  прокурором Российской Федерации. Генеральный  прокурор Российской Федерации возглавляет  Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Заместители  Генерального прокурора Российской Федерации, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

 

В структуру Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  входят главные управления (в том  числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная  прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов  возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным  прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как  правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие  территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных  учреждений системы прокуратуры  назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ»  предусмотрены следующие должности:

  1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
    • Генеральный прокурор
    • Заместители Генерального прокурора
    • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
    • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
    • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)
    1. В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:
    • Прокурор
    • Первый заместитель прокурора
    • Заместитель прокурора
    • Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
    • Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
    • Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)
    1. В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:
    • Прокурор
    • Первый заместитель прокурора
    • Заместитель прокурора
    • Начальник отдела
    • Старший помощник прокурора
    • Помощник прокурора

 

Должность «начальник отдела»  отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники  прокурора условно объединены в  так называемые «группы», «линии»  надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник  отдела в районной прокуратуре и  приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

 

 

 

 

 

2.3.    Принципы  организации и деятельности Прокуратуры  РФ

 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры –  это основополагающие, руководящие  положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского  работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления  своей деятельности.

Принципами организации  и деятельности прокуратуры являются:

1. централизация;

2. независимость;

3. законность;

4. гласность;

5. единство прокурорского надзора.

1.Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указанный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.              Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратуры на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.

Централизация органов прокуратуры  вызвана необходимостью обеспечения  единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без  руководства прокурорами из единого  центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую  организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского  надзора во всех субъектах РФ, городах  и районах. Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.

Принцип централизации реализуется  и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим, а все  прокуроры – Генеральному прокурору  РФ.

Прокурор любого звена  прокурорской системы при осуществлении  надзора может быть заменен другим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев (например, в заседаниях Пленума  Верховного Суда РФ участвует Генеральный  прокурор РФ, председателем коллегии прокуратуры субъекта федерации  является прокурор субъекта РФ). Вышестоящий  прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а  также поручить ему выполнение некоторых  своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может поручить прокурору района принести протест  в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон  такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор несет за принятое решение персональную ответственность.

Исходя из принципа централизации  каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению  надзора подчиненными прокурорами.

Согласно ст. 129 Конституции  РФ прокуратура – это единая федеральная  система территориальных специализированных (военные, транспортные, природоохранные  и др.) прокуратуры, которые подчиняются  единому центру – Генеральной  прокуратуре РФ.

2.Принцип независимости заключается в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления.

Независимость органов прокуратуры  не означает отрыва прокуроров от местных  органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по осуществлению надзора и в  целом укреплению законности прокуроры  осуществляют в тесном контакте с  центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

Принцип независимости организации  и осуществления надзора имеет  важнейшее государственное и  политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого  принципа прокуратура может достичь  поставленные перед ней государством цели и задачи. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры  обеспечивается их организационным  построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности  прокуроров. Гарантией соблюдения этого  принципа является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства  в осуществление прокурорского  надзора. Согласно этой статье воздействие  в какой-либо форме федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств  массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.

Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся  в их производстве материалов, а  также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе  как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Одной из черт, или свойств  принципа независимости является политическая независимость прокурора. Предусмотренное  п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в  их деятельности исключает возможность  влияния этих объединений на прокурора, а следовательно, и на принимаемые  им решения в процессе осуществления  прокурорского надзора. Известно, что  во всех политических объединениях (партиях, движениях и т.п.) существует внутренняя, организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая  или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих  органов объединений или их большинства. Эти решения могут не всегда совпадать  с целями и задачами органов прокуратуры, поэтому их выполнение препятсвовало бы реализации функций прокуратуры. Членства втакого рода объединениях исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Решению этой же задачи служит предусмотренное в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели и их организаций в органах  и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных  вне органов и учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права  их создавать и участвовать в  деятельности таких организаций  в самой прокуратуре. Поэтому  возможность их создания в органах прокуратуры запрещены законом.Конечно, каждый прокурор как гражданин и член общества может разделять или придерживаться каких-либо взглядов или доктрин тех или иных политических объединений, существующих, как известно, в настоящее время в большом количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им своих профессиональных решений. Важность неукоснительного соблюдения принципа политической независимости прокуратуры особенно актуальна в периоды конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества.

3.Принцип законности. Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.

Информация о работе История развитие прокуратуры РФ