Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа
В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.
Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63
ГЛАВА 2. ПРОКУРАТУРА РФ КАК СУБЪЕКТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие Прокуратуры РФ
Прокуратура Российской Федерации – есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.
Многие исследователи
едины во мнении, что прокуратура
является самостоятельным органом
государства, не принадлежащим ни к
одной из ветвей государственной
власти, поскольку, прежде всего, прокуратура
как орган государства не осуществляет
власти – власть исходит лишь от
прокурора. В то же время, отдельные
исследователи склонны
Прокуратура не может быть в государстве совершенно одинокой при выполнении ею своих обязанностей. Закон - выражение народной воли. Одновременно он - творение законодательной власти. Прокурор вместе с этой властью заботится о претворении его в жизнь, о точном и неуклонном его исполнении. Сам действует на основе закона и подчиняется только закону, а следовательно, в своей деятельности независим и от законодательных органов. Однако прокурору нужна поддержка, которая должна исходить, прежде всего от законодательной власти. С другой стороны, законодательной власти для реального осуществления ею функции высшего контроля за исполнением законов нужна собственная или близкая к ней государственно-правовая структура, в качестве которой может выступать опять-таки только прокуратура».
Таким образом, не претендуя
на статус особой ветви государственной
власти, прокуратура, в силу специфики
выполняемых ею функций, не позволяющей
ей быть в какой-либо из ветвей власти
в «чистом» виде, является специальным
государственным органом, независимый
от всех других государственных структур,
обеспечивающий нормальное функционирование
механизма сдержек и
2.2 Система Прокуратуры РФ
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
Образование, реорганизация
и упразднение органов и
В структуру Генеральной
прокуратуры Российской Федерации
входят главные управления (в том
числе по федеральным округам), управления,
отделы, а также Главная военная
прокуратура на правах структурного
подразделения. Прокуроры субъектов
возглавляют прокуратуры
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:
Должность «начальник отдела»
отсутствует в большинстве
2.3. Принципы
организации и деятельности
Принципы организации
и деятельности прокуратуры –
это основополагающие, руководящие
положения, определяющие наиболее существенные
черты и признаки многогранной деятельности
органов прокуратуры и основные
предъявляемые к ней
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:
1. централизация;
2. независимость;
3. законность;
4. гласность;
5. единство прокурорского надзора.
1.Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указанный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора. Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратуры на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах. Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.
Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ.
Прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении надзора может быть заменен другим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев (например, в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ, председателем коллегии прокуратуры субъекта федерации является прокурор субъекта РФ). Вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может поручить прокурору района принести протест в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор несет за принятое решение персональную ответственность.
Исходя из принципа централизации
каждый вышестоящий прокурор обязан
осуществлять руководство и контроль
за работой подчиненных ему
Согласно ст. 129 Конституции
РФ прокуратура – это единая федеральная
система территориальных
2.Принцип независимости заключается в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления.
Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.
Принцип независимости организации
и осуществления надзора имеет
важнейшее государственное и
политическое значение, так как только
при последовательном соблюдении этого
принципа прокуратура может достичь
поставленные перед ней государством
цели и задачи. Осуществление принципа
независимости органов
Прокуроры не обязаны давать
каких-либо объяснений по существу находящихся
в их производстве материалов, а
также предоставлять их кому бы то
ни было для ознакомления, иначе
как в случаях и в порядке,
предусмотренных федеральным
Одной из черт, или свойств
принципа независимости является политическая
независимость прокурора. Предусмотренное
п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение
прокурорам быть членами общественных
объединений, преследующих политические
цели, или принимать участие в
их деятельности исключает возможность
влияния этих объединений на прокурора,
а следовательно, и на принимаемые
им решения в процессе осуществления
прокурорского надзора. Известно, что
во всех политических объединениях (партиях,
движениях и т.п.) существует внутренняя,
организационная дисциплина, подчинение
меньшинства большинству, большая
или меньшая степень
Решению этой же задачи служит предусмотренное в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных вне органов и учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в деятельности таких организаций в самой прокуратуре. Поэтому возможность их создания в органах прокуратуры запрещены законом.Конечно, каждый прокурор как гражданин и член общества может разделять или придерживаться каких-либо взглядов или доктрин тех или иных политических объединений, существующих, как известно, в настоящее время в большом количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им своих профессиональных решений. Важность неукоснительного соблюдения принципа политической независимости прокуратуры особенно актуальна в периоды конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества.
3.Принцип законности. Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.