История развитие прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Прокуратура.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

Принцип законности имеет  особое значение для прокурорского  надзора. На прокурорский надзор возложена  обязанность следить за исполнением  законов всеми юридическими и  физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и  неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует  на основе законов, определяющих организацию  и порядок ее деятельности: Конституции  РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных  актов РФ. Осуществляя свои полномочия, прокуроры действуют в интересах  охраны закона и должны неукоснительно соблюдать законность в собственной  деятельности. Малейшее отступление  от этого требования или ослабление надзора за исполнением законов  в деятельности других органов и  должностных лиц не только подрывают  авторитет прокуратуры как органа надзора, но и наносят ущерб состоянию  законности в стране. Деятельность прокуратуры может быть успешной только при условии абсолютного соблюдения и точного исполнения законов самими прокурорами. Вся организация и деятельность прокуратуры проникнуты началами законности, требованием безусловного соблюдения законов в процессе осуществления прокурорского надзора. Осуществляя от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.

Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского  надзора приобретает особое значение в тех случаях, когда прокуроры  принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора в этих случаях, каждый его акт реагирования должны быть строжайшим образом основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических  лиц. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре  органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений. Это положение закона имеет принципиальное значение.

4.Принцип гласности закреплен в ст. 4 ФЗ о прокуратуре РФ. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне;  информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

Одна из форм реализации названного принципа прокурорского  надзора закреплена в п.6 ст.12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Из Закона о прокуратуре  вытекает, что прокуратура информирует  органы государственной власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению.

В названных статьях Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем  уровне полномочий, также постоянно  информируют местные органы власти о результатах своей работы.

Реализация принципа гласности  обеспечивается созданием в органах  прокуратуры специальных структурных  подразделений (в Генеральной прокуратуре  РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности  определяется тем, что его реализация способствует информированности органов  государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания  населения и в конечном итоге  – укреплению законности. Последнее  имеет особо важное значение для  самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры  о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность  информации о работе прокуратуры  по конкретным уголовным и гражданским  делам, разрешению материалов о преступлениях  и правонарушениях для средств  массовой информации способствуют недопущению  нарушений законности в работе самой  прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить  вред интересам государства и  граждан, то такая гласность не допускается.

5.Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.

Принцип единства прокурорского  надзора реализуется в единоличном  разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора  подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих  прокуроров. Вышестоящий прокурор может  единолично отменить акт надзора  нижестоящего прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает  иные решения.

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые  решения, в особенности, когда они  сопряжены с применением мер  государственного принуждения и  ограничения прав граждан. Сказанное  не означает полное отсутствие в системе  прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского  надзора. В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов федерации  и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратуры. Обсуждаются такие  вопросы на совещаниях при руководителях  прокуратуры и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через  приказы прокуроров.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ  ПРОКУРАТУРЫ РФ.

 

3.1.     Прокурорский  надзор и его виды.

 

Свои функции Прокуратура  Российской Федерации осуществляет в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации.

Как уже было отмечено ранее  основной сферой деятельности органов  Прокуратуры Российской Федерации  является прокурорский надзор.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. На это  обстоятельство прямо указывает  Закон «О прокуратуре РФ».Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.

Для уяснения сущности и  специфики прокурорского надзора  следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого  иными органами государственной  власти. Дело в том, что контроль за законностью возложен на различные  органы власти и управления. Применяя термин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку  включает в себя и возможность  соответствующего вышестоящего и контролирующего органа не только наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления, осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными органами, общественными и частными организациями, действующими на соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные государственные, межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, торговые и т.д.).

Прокурорский надзор отличают от контроля вышеуказанных органов  следующие черты.

Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому  не вмешивается непосредственно  в оперативно-хозяйственную и  организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых  она осуществляет надзор, и, наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а  лишь осуществляет надзор за тем, чтобы  государственные органы, общественные организации, должностные лица и  граждане не нарушали закон.

Вскрыв нарушение, прокуратура  сама его не устраняет, а передают дело на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа

Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры  за исполнением закона при расследовании  уголовных дел и частично при  надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными  полномочиями и сам своей властью  может устранить выявленные нарушения  закона.

Существенным отличием прокурорского  надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые  широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и  исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.

Таким образом, прокуратура  ввиду специфики своей деятельности и структуры объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных и центральных, а также деятельность органов  исполнительной власти – федеральных  и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением  всех законов, действующих на территории России. Это особенно важно, когда  в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура  органов исполнительной власти не может  оптимально функционировать при  наличии только контроля вышестоящих  органов за исполнением законов  нижестоящими учредителями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием  законам деятельности, а также  правовых актов каждого звена  данной структуры, осуществляемым соответствующим  по уровню органом единой централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского  надзора остается надежным средством  обеспечения законности в стране. Прокуратуру, в известной мере, можно  рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей  компетенции за исполнением законов  контролирующими органами, она консолидирует  и активизирует их деятельность, способствует преодолению местных и ведомственных  влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе  путем привлечения к уголовной  ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным  исполнением законов осуществлялся  в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности, как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам  и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

Но если законы не будут  проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется  только пожеланием. Поэтому исполнение закона является непременным условием соблюдения законов.

Государство создает систему  гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Наиболее существенной гарантией  является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением  законности. Это также является составным  элементом понятия законности.

Государство устанавливает  различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости  от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, дисциплинарной или  материальной, но она должна неотвратимо  наступить. Известно, что безнаказанность  ведет к совершению еще более  опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия  законности образуется из следующих  элементов:

- законы и подзаконные  акты;

- исполнение законов т.е.  проведение их в жизнь;

- надзор за точным и  единообразным исполнением законов;

- ответственность за допущенное  нарушение законов.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение  сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве - это мощный организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих  обязанностей, способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от произвола и беззакония.

Важное значение в укреплении законности принадлежит Конституции  РФ. Принцип законности обозначен  Конституцией РФ как непременное  условие жизни нашего общества, успешной деятельности государственных органов, различного рода общественных образований, должностных лиц и поведения  граждан. В статье 15 Конституции  РФ провозглашено, что органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы.

Информация о работе История развитие прокуратуры РФ