Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:01, курсовая работа
Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантантами
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора
Курсовая работа
Обеспечение безопасности участников уголовного процесса
Выполнила:
студентка 4 курса, 7 группы, юридического факультета БГУ специальности «Правоведение» очной формы обучения Науменко Юлия Владимировна
Научный руководитель:
Самарин Вадим Игоревич, старший преподаватель, кандидат юридических наук.
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………
Введение
Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы,
протекающие в мире, ставят перед
современным обществом
Проблемы законодательного регулирования Россией института государственной защиты прав вышеуказанной категории лиц не могут быть решены без учета новых тенденций в международной уголовно-правовой политике. Транснациональный характер преступлений против личности и собственности, особенно связанный с деятельностью организованных преступных групп, требует активного взаимодействия компетентных органов различных стран не только в рамках ставших уже традиционными форм полицейского сотрудничества, но и путем создания и развития новых правовых институтов, необходимых практике.
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса.
Статья 65. Обязанность органа, ведущего уголовный процесс, по принятию мер по обеспечению безопасности
1. Орган, ведущий
уголовный процесс, при
2. Решения о применении мер безопасности принимаются:
1) при установлении
органом, ведущим уголовный
2) в случае
получения органом, ведущим
3) по заявлению участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.
3. Разглашение
сведений о мерах безопасности,
применяемых в отношении
(часть 3 статьи 65 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З)
В России на проблему обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства обратили внимание в начале 90-х годов 20 века. Этому способствовали изменения, которые произошли в политической жизни нашей страны в этот период, а также криминализация общества. Возникла необходимость создания института безопасности в уголовном процессе, так как лица, участвующие в нем, оказались совершенно не защищены от противоправных воздействий со стороны лиц, не заинтересованных в том, чтобы лицо, совершившее преступление понесло заслуженное наказание. Создание такого института позволило бы, в первую очередь, изменить отношение к потерпевшему, а также другим лицам, содействующим правосудию. 12 июня 1990 году был принят Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», где в статье 27 сказано, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством Союза ССР и союзных республик меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности. В данной норме отсутствовал процессуальный механизм защиты лиц, участвующих в уголовном процессе. Процессуальные меры безопасности в указанном Законе не могли в полной мере обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства
5 сентября 1991 года в СССР появился
первый документ, посвященный конституированию
и гарантиям прав человека, —
Декларация прав и свобод
К этой норме по степени декларативности близка норма п. 24 ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции». Вопрос обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию, оговаривается в Федеральном законе
Необходимость обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства была впервые официально признана Законом СССР от 12 июня 1990 г. N 1556-I "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" . Закон установил "обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц" "...при наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством Союза ССР и союзных республик меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности" (ст. 27.1). Данная статья должна была действовать одновременно с положениями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако в ней содержалась бланкетная отсылка к иным законодательным актам, которые так и не были приняты. Более того, Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" данные Основы признаны утратившими юридическую силу на территории страны.
Таким образом, система норм, регламентирующих безопасность участников уголовного судопроизводства, из-за отсутствия какого-либо первоначального опыта в данной сфере правового регулирования в УПК РФ установлена вновь.
Представляется,
что в первую очередь нуждается
в совершенствовании
В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание проблемам уголовного правосудия. Эта деятельность осуществляется Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН. Внимание проблемам уголовного правосудия уделяется на сессиях. Экономического и Социального Совета ООН и Генеральных Ассамблеях ООН, в деятельности региональных международных организаций, в том числе Совета Европы.
Указанные органы отслеживают глобальные тенденции преступности, обобщают мировой опыт борьбы с ней, исследуют эффективность конкретных средств борьбы, и рекомендуют их для применения на национальном уровне.
Считается, что уголовный процесс должен быть справедливым не только к обвиняемым, но и к жертвам преступлений. Причиной принятия «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления
11
властью» в 1985 году явилась проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.
На Десятом Конгрессе ООН было отмечено, что «в настоящее время перед системами уголовного правосудия стоит трудная задача достижения равновесия между законными интересами трех сторон: общества, правонарушителя и потерпевшего».
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности.
В момент появления института обеспечения безопасности участников уголовного процесса в США с 1971 года работает специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. Таким образом, единственным участником, в отношении которого применялись меры по обеспечению безопасности, являлся свидетель. 12 октября 1982 года в США был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», который предусматривал справедливое, уважительное обращение с потерпевшими, соблюдение конфиденциальности.
Что же касается Беларуси, то в проекте уголовного кодекса, разрабатываемого в СССР ч.1 ст. 259 проекта предусматривала уголовную ответственность за неправомерное воздействие на следователя, прокурора, народного заседателя или судью и их близких родственников. Также в проекте предусматривались уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за принуждение свидетеля к даче ложных показаний при производстве по уголовному делу.
На данный момент круг участников уголовного процесса, к которым следует применять меры обеспечения безопасности значительно расширен. В уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь ч.1 ст.65 содержится норма о том, что меры безопасности применяются в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе. Также в п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке применения мер по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и других лиц» указано, что
в соответствии со статьей 65 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь меры по обеспечению безопасности применяются в отношении:
потерпевших;
свидетелей;
частных обвинителей;
подозреваемых, обвиняемых, их защитников;
законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;
экспертов, специалистов, переводчиков, понятых;
гражданских истцов, гражданских ответчиков;
членов семей защищаемых лиц, их близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими;
имущества защищаемых лиц, их близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими.
Все участники уголовного процесса, указанные выше в соответствии с данным положением именуются «защищаемые лица».
В соответствии
с данной формулировкой и
1) лица, содействующие уголовному
процессу посредством дачи
2) лица, содействующие
уголовному процессу
3) лица, содействующие уголовному
процессу путем осуществления
вспомогательных функций:
4) члены семьи участника процесса, его близкие. К ним относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, бабка, дед, внуки, супруг (супруга) либо те же родственники супруги (супруги), а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с защищаемым лицом;
5) иные лица, которых
они обоснованно признают
В отличии от лиц, содействующих правосудию, их близкие не осуществляют какой бы то ни было деятельности, связанной с фактическими обстоятельствами, знание которых позволяет решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством ( связь с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу). Конечно, возможны случаи, когда посткриминальное воздействие в виде угроз и иных действий применяется не к содействующим правосудию лицам, а непосредственно к их близким. В этой ситуации последние должны бать допрошены об обстоятельствах такого воздействия как свидетели (т.е. будут осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в рамках данного уголовного дела), так как посткриминальное воздействие в отношении их даже в формах, не запрещенных уголовным законом, подлежит доказыванию в качестве обстоятельства, характеризующего личность обвиняемого, если такое воздействие осуществляется им самим или же иными лицами по инициативе или с согласия обвиняемого, либо в качестве вспомогательного (побочного) факта, когда воздействие осуществляется без ведома обвиняемого.
Информация о работе Обеспечение безопасности участников уголовного процесса