Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении основных понятий и видов должностных преступлений, выработке на основе изученного материала предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности должностных лиц.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
рассмотреть становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом;
определить понятие должностных преступлений, и их классификацию;
исследовать объективные и субъективные признаки составов должностных преступлений;
рассмотреть вопросы квалификации преступлений, совершенных должностными лицами;
проанализировать соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем законодательстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………………………..7
1.1. Становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом……………………………………………..7
1.2. Понятие должностных преступлений, их классификация……………….17
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………....31
2.1. Объект и объективные признаки составов должностных преступлений..31
2.2. Субъект и субъективные признаки составов должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ………………………………………………...36
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………………43
3.1 Вопросы квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий………………………………………49
3.2 Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………83

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 6 Понятие должностных лиц должностных преступлений.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Преступления, предусмотренные  в нормах гл. 30 УК, обладают рядом  общих признаков:

    1. они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;
    2. эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью;
    3. данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;
    4. рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ.

          К федеральным государственным органам относится: аппарат президента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов, прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство и др.

          К государственным органам субъектов  РФ следует относить Думы и  администрации, правительства субъектов  РФ, их комитеты.

          К военным службам, согласно ФЗ об обороне, относятся центральные органы военного управления, объединения, соединения, военные части, которые входят в виды и рода войск и тыла.

          Все преступления по субъекту  могут быть подразделены на 4 группы:

  1. совершаемые только должностными лицами;
  2. государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст. 292);
  3. совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст. 288);
  4. совершаемые общим субъектом.

          Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно можно разделить на три группы:

- общие должностные  преступления, которые могут быть  совершены в любой сфере деятельности  государственного аппарата и  органов местного самоуправления  и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;

- специальные  должностные преступления, которые  могут быть совершены лишь  в отдельных звеньях и сферах  деятельности государственного  аппарата и органов местного  самоуправления и лишь должностными  лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;

- альтернативно-должностные  преступления, которые могут быть  совершены как должностными, так и частными лицами43.

Третьим  обязательным признаком  любого  состава  преступления  является  субъективная сторона. Этот признак для большинства должностных преступлений  характеризуется,  как указано в УК, только  умышленной виной. Исключение  составляет  состав  халатности, для него  характерна  неосторожная  вина  в виде  преступного легкомыслия либо   небрежности.  В субъективную  сторону  любого  состава  преступления  также  в ходят  факультативные  признаки: мотив и цель. В  группе  рассматриваемых  нами,  таких  преступлений  как, ст. 286- превышение  должностных  полномочий;  ст.287 - отказ в  предоставлении  информации  Федеральному  Собранию; ст. 288- присвоение  полномочий  должностного  лица; ст. 291- дача  взятки - эти  признаки  являются  действительно  факультативными  и  на  квалификацию  не  влияют.  Но  в  этой  группе  присутствуют  такие  преступления, для  которых  мотив  и цель  становятся  необходимыми  признаками  субъективной  стороны. К ним  относятся: ст. 285- злоупотребление  должностными  полномочиями (корыстная  или  иная  заинтересованность); ст. 289- незаконное  участие  в  предпринимательской  деятельности (имущественная  выгода); ст. 290 - получение  взятки (корыстный мотив); ст. 292-  служебный  подлог (корыстная  или  иная  заинтересованность).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОЛЖНОСТНЫХ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

3.1 Вопросы квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий

 

Глава 30 Уголовного кодекса России «Преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления» содержит общие составы должностных преступлений44.

Однако круг преступлений, которые  могут быть совершены должностными лицами, значительно шире. На основе анализа действующего законодательства по способу описания признаков составов мы выделяем четыре группы подобных преступлений.

Должностное лицо в качестве субъекта основного или квалифицированного состава специально указано в  преступлениях, предусмотренных ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации», ч. 3 ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в нем», ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ «Контрабанда», ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии или отключение от иных источников жизнеобеспечения», ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», ч. 2 ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». При этом одним из способов совершения указанных преступлений наряду с использованием авторитета службы, связей, власти может выступать превышение должностных полномочий45.

В действующем законодательстве в  качестве конструктивного или квалифицирующего также широко применяется признак  использования служебного положения, трактовка которого предполагает совершение данных преступлений в том числе и должностными лицами. Субъектами таких преступлений могут выступать должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях и иные лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с различными публичными и частными структурами и в связи с этим обладающие определенным объемом специфических служебных прав и обязанностей. Разъяснение содержания этого типового квалифицирующего признака содержится в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 года. Так, в нем под использованием служебного положения рекомендуется понимать, во-первых, непосредственное использование лицом своих властных или иных служебных полномочий в целях совершения преступления, во-вторых, использование форменной одежды и атрибутики в тех же целях, в-третьих, использование служебных удостоверений и оружия, а также информации, которыми лицо располагает в связи со своим служебным положением. Таким образом, формами объективной стороны преступлений, совершаемых с использованием служебного положения должностными лицами, как мы видим, может выступать злоупотребление полномочиями, их превышение, а также

использование власти и авторитета службы.

В преступлениях следующей группы признак специального субъекта (должностного лица – исключительно или наряду с другими видами специальных субъектов) устанавливается путем систематического толкования признаков состава. В эту группу входят такие преступления, как необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту или подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 355 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ) и др.

В уголовном законе можно выделить еще одну группу преступлений, субъектами которых выступают должностные  лица, а формой выполнения которых  является превышение должностных полномочий. Речь в данном случае идет о преступлениях, субъектом которых выступают  специальные виды должностных лиц. К таковым преступлениям относятся, прежде всего, преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами (ст. 299 УК РФ «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», ст. 300 УК РФ «Незаконное освобождение от уголовной ответственности», ст. 301 УК РФ «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей», ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний», ст. 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта»).

В науке уголовного права предлагаются различные подходы к содержательной классификации преступлений, совершаемых  должностными

лицами.

Однако данные классификации  имеют преимущественно теоретико-познавательное значение. Они не обладают достаточным инструментальным потенциалом, позволяющим решать квалификационные вопросы. В связи с этим, как было отмечено, что в следственной и судебной практике зачастую возникают сложности при квалификации деяния должностного лица, которые заключаются в проблемах разграничения идеальной совокупности преступления от деяний, образующих сочетание общей и специальной нормы. Не вполне очевидно также, по каким признакам отличать конкуренцию общей и специальной норм от конкуренции части и целого. В связи с этим как на практике, так и в теории возникает достаточно дискуссионных вопросов о квалификации того или иного деяния должностного лица46.

Мы предлагаем иную классификации  преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий. По нашему мнению, содержательный анализ действующего уголовного законодательства позволяет выделить две сходные, но не идентичные по содержанию правовые категории «преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных полномочий» и «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий».

К первой группе относится широкий  круг преступлений, расположенных в  различных разделах и главах УК РФ, субъектом которых исключительно  или наряду с другими лицами выступает  должностное лицо, одним из возможных  способов совершения которых наряду со злоупотреблением полномочиями, использованием авторитета власти и служебных связей является превышение полномочий (преступления против конституционных прав граждан, совершаемые должностными лицами, преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами, преступления против мира и безопасности человечества и т. д.).

Вторая категория – должностные  преступления, совершаемые путем  превышения полномочий, – это деяния, родовым объектом которых выступает государственная власть в части интересов государственной и муниципальной службы, включая специальные виды службы (служба в правоохранительных органах, в частности). Они совершаются только и исключительно должностными лицами, а основным способом выполнения объективной стороны выступает превышение должностных полномочий. В эту группу входит базовая норма, предусмотренная в ст. 286 УК РФ, и преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами.

Расследование уголовного дела окончено в связи с вынесением обвинительного заключения и направления материала в суд47.

Выявленное соотношение категорий  «преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения должностных  полномочий» и «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий»  позволяет предложить общее правило их квалификации. Если деяние одновременно подпадает под признаки двух или более преступлений, относящихся к разным группам, содеянное требует квалификации по совокупности (например, ст. 169 и ст. 286 УК РФ). Преступления же, входящие в группу «должностные преступления, совершаемые путем превышения полномочий», находятся в соотношении общего (ст. 286 УК РФ) и специальных составов (преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами): по правилам ч. 3 ст. 17 УК РФ предпочтение в этом случае отдается специальным нормам.

Ранее было заявлено, что содержание этой группы преступлений шире, но мы решили ограничиться обозначенными видами преступлений по следующим причинам. Во-первых, невозможностью охвата в  нашем исследовании всех преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий. Во-вторых, данные преступления обладают повышенной социально-политической значимостью. В-третьих, мы постарались рассмотреть только те преступления, вопросы квалификации которых имеют не только теоретическую, но и прикладную ценность.

Итак, первую группу составляют преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Представляется целесообразным не проводить последовательное разграничение составов, а установить общее соотношение превышения должностных полномочий с указанной группой преступлений.

Если исходить из буквального толкования текста ст. 20 УК, то субъектами посягательств против конституционных прав и свобод могут быть любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Фактически же в большинстве предусмотренных гл. 19 УК основных или квалифицированных составов уголовную ответственность могут нести субъекты, использующие для посягательств на права и свободы личности свое служебное положение (ч. 2 ст. 136–138; 144, ч. 3 ст. 139, ст. 140, 141, 142, 142', 143, 145, 1451 и 149 УК РФ). Субъектом преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, как уже отмечалось, может являться не только должностное лицо, но и лица, осуществляющие публичные полномочия, не являющиеся должностными лицами согласно примечания к ст. 285 УК РФ. Сюда относятся должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, а также лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Следовательно, субъект преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина охватывает более широкий круг лиц, нежели субъект превышения должностных полномочий.

Информация о работе Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве