Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении основных понятий и видов должностных преступлений, выработке на основе изученного материала предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности должностных лиц.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
рассмотреть становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом;
определить понятие должностных преступлений, и их классификацию;
исследовать объективные и субъективные признаки составов должностных преступлений;
рассмотреть вопросы квалификации преступлений, совершенных должностными лицами;
проанализировать соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем законодательстве
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………………………..7
1.1. Становление законодательства об ответственности за совершение преступления должностным лицом……………………………………………..7
1.2. Понятие должностных преступлений, их классификация……………….17
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………....31
2.1. Объект и объективные признаки составов должностных преступлений..31
2.2. Субъект и субъективные признаки составов должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ………………………………………………...36
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………………43
3.1 Вопросы квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами путем превышения полномочий………………………………………49
3.2 Соотношение составов превышения и злоупотребления должностными полномочиями в действующем уголовном законодательстве………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………83
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852, состоит в нецелевом расходовании бюджетных средств и нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов: должностное лицо использует бюджетные средства, либо средства государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям получения. Разграничение указанных составов от злоупотребления полномочий происходит по следующим основаниям. Первое – непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285' УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие целевое расходование бюджетных средств, соответственно, преступления, предусмотренного, ст. 2852, – общественные отношения, обеспечивающие целевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Таким образом, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, где непосредственным объектом выступает нарушение нормального функционирования отдельного звена государственного аппарата (т. е. объект не конкретизирован), в ст. 2851, 2852 законодатель, на уровне основного непосредственного объекта, определяет сферу действия указанных преступлений. Вторым основанием отграничения является то, что преступления, предусмотренные ст. 2851, 2852, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, совершаются только с прямым умыслом. Третье основание отграничения заключается в специфике субъекта. Так, помимо признаков должностного лица, закрепленных в примечании к ст. 285 УК РФ, субъекты нецелевого расходования бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов обладают специфическим признаком – это лица, наделенные правом получения указанных средств, а также правом их расходования на определенные условиями получения этих средств цели. Четвертой особенностью является конструкция состава преступления. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, сконструированному как материальный, обязательным условием которого является наступление общественно опасных последствий, составы преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ, являются формальными и не требуют наступления общественно опасных последствий, преступление окончено в момент нецелевого расходования.
Должностное лицо в данном случае нарушает даже не процедуру реализации субъективного права, в данном случае происходит нарушение основания реализации. Это связано с тем, что, как указано, происходит расходование целевых средств, полномочия по использованию которых предельно строго определены в законодательстве, и, соответственно, несоблюдение условий их расходования всегда происходит с нарушением нормативно-правового акта, на основании которого были выделены денежные средства. Это, таким образом, позволяет говорить о том, что нецелевое расходование бюджетных средств, как и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, является способом превышения должностных полномочий.
При этом потребность в самостоятельной регламентации этих видов превышения представляется нам не вполне обоснованной, что отразилось и в конструкции новых составов. Одной из негативных особенностей данных преступлений, по нашему мнению, является то, что деяние является уголовно-наказуемым лишь в том случае, если преступление совершено в крупном размере. А крупным размером в ст. 2851, 2852 УК РФ признается сумма, превышающая миллион пятьсот тысяч рублей. Таким образом, если расходована сумма, составляющая менее полутора миллионов, лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности (ст. 15.14 КоАП РФ). До выделения указанных деяний в отдельные составы для привлечения к уголовной ответственности должностного лица данное обстоятельство не требовалось – необходимо было лишь установить существенность причиненного вреда, которая имеет место быть и при значительно меньших суммах используемых нецелевым образом бюджетных средств. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что законодатель, выделив данные деяния в самостоятельные составы и установив необходимым условием расходования крупный размер, фактически декриминализировал рассматриваемые деяния, совершенные на сумму менее полтора миллионов рублей.
Появление этих составов преступлений в УК РФ не упростило, а значительно усложнило правоприменение, создав искусственную внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. При проведении нами исследования на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым выделение самостоятельных составов преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ», около 40 % работников следственных подразделений, а также судей ответили отрицательно, указав, что это создает излишнюю конкуренцию, а 72 % указали на сложности их применения. Среди научных сотрудников и преподавателей вузов, опрошенных нами, около 75 % считает, что выделение данных составов является избыточным62.
Соответственно возникает вопрос: было ли выделение указанных составов попыткой ужесточения мер борьбы с нецелевым расходованием государственных средств либо способом значительного смягчения ответственности за эти деяния? Более вероятным выглядит второй вариант. Настоящее законодательное закрепление, по существу, сделало нецелевое расходование должностным лицом бюджетных средств либо средств государственных внебюджетных фондов привилегированным составом по отношению к общему составу превышения должностных полномочий. Никаких социальных, политических и экономических оснований для рассмотрения данного вида должностных преступлений в качестве состава с пониженной степенью типовой общественной опасности, на наш взгляд, нет. В составах фактически отсутствуют и обстоятельства, смягчающие ответственность. Перевод состава из разряда материальных в разряд формальных сам по себе не делает его менее опасным. Борьба же с этими проявлениями должностной преступности требует реакции, по крайней мере, не мягче, чем предусмотрена в базовых составах преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Таким образом, на основании изложенного, предлагается исключить из УК РФ ст. 285', 2852, предусматривающие ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. При исключении из уголовного закона указанных статей квалифицировать данные деяния мы предлагаем по ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы и предложения:
1. Должностное преступление - общественно
опасное деяние, выраженное в
действии или бездействии,
2. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ «представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
Отметим, что, использовав в определении представителя власти такие термины, как «правоохранительные и контролирующие органы», законодатель не учел того обстоятельства, что в российском законодательстве отсутствует толкование данных понятий, а в научных исследованиях к правоохранительным и контролирующим органам относятся различные, как государственные, так и негосударственные структуры, выполняющие правоохранительную либо контролирующую функцию.
В Уголовном кодексе должна быть
исключена возможность
Представляется, что в целях единообразного понимания и применения уголовного законодательства, в частности предусматривающего ответственность должностных лиц, необходимо изменить п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ и изложить его в следующей редакции: «Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица...», тем самым распространив действие примечания и на иные статьи УК.
Соответственно п. 1 примечания к
ст. 285 УКРФ необходимо изложить в следующей
редакции: «Должностными лицами в
настоящем Кодексе признаются лица,
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
«Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за его полномочия, а равно умышленное неисполнение своих должностных полномочий, которые оно должно и могло было совершить, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – …»
6. При вменении квалифицирующих
признаков состава превышения
должностных полномочий имеет
смысл отметить следующие
– некорректным представляется использование
в ч. 2 ст. 286 УК РФ
словосочетания «глава местного самоуправления»,
так как действующее законодательство
таким определением не пользуется. Полагаем,
что синонимом главы местного самоуправления
в действующем законодательстве является
именно глава местной администрации –
лицо, на принципах единоначалия руководящее
исполнительно-распорядительным органом
местного образования (местной администрацией);
7. В целях повышения эффективности системы предупреждения должностных преступлений необходимо совершенствование правового обеспечения деятельности лиц, осуществляющих функции представителя власти или занимающих государственные должности. Эффективность любых правовых средств, направленных на борьбу с должностными преступлениями, достигается совершенствованием самих общественных отношений, регулируемых правовыми нормами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: