Судебная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

Один из таких элементов, занимающий большое место в государственном механизме по обеспечению безопасности общества, — это правоохранительные органы. Правовое государство, каким является наша страна сегодня, немыслимо без развитого института по охране и защите прав его граждан. Судебная система — важнейшая его часть, а следовательнно ей стоит уделить наибольшее внимение. Таким образом, в данной работе я рассмотрел историю развития российской судебной системы, раскрыл содержание современной судебной системы РФ, а затем определил направления развития судебной системы.

Содержание

Введение 2
1 История развития судебной системы в России 3
1.1 Суды Киевского периода 3
1.2 Суды Московского государства 4
1.3 Судебная система Российской Империи 7
1.4 Судебная система СССР 11
1.5 Судебная система Российской Федерации 15
2.1 Суды общей юрисдикции 17
2.2 Арбитражные суды 20
2.3 Конституционные суды 22
3 Развитие судебной системы Российской Федерации 23
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

сгму.docx

— 55.10 Кб (Скачать файл)

После смерти Петра, судебная система принципиально  не менялась вплоть до 1864 года. От идеи разделения судов пришлось отказаться по ряду политических и экономических причин. Как уже говорилось выше, низшие и надворные суды были упразднены, а их функции переданы губернаторам и воеводам.Главы администрации, и без того перегруженные делами управления, были просто не в состоянии решать все судебные вопросы. При Екатерине II суды приобрели сословный характер. Для каждого сословия создавался свой судебный орган. Для крестьян это были нижняя и верхняя расправы. Верхняя палата выполняла роль ревизионной (надзорной) инстанции над нижними расправами. Для дворянства судебным органом стал уездный суд (низшая инстанция, существовавшая в каждом уезде) и верхний земский суд (один на губернию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Городские жители судились в городовом магистрате, существовавшем в каждом городе. Все суды делились на две палаты — гражданскую и уголовную. Кроме того существовал еще бессословный Совестный суд — призванный решать дела в примирительном порядке.

Пореформенный период. Основными документами судебной реформы 1864 года являлись: Учреждения судебных установлении, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Были провозглашены новые принципы судопроизводства: независимость суда от администрации, бессословность суда, установление прокурорского надзора, введение присяжных заседателей, отделение предварительного следствия от суда, устность и гласность процесса, участие в процессе обвинения и зашиты и недопустимость слияния роли защитника и обвинителя в одном лице, равенство сторон, ликвидировалась формальная оценка доказательств и вводился принцип свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела, устанавливалась презумпция невиновности. Полному реформированию подверглись все судебные органы государства. На местном уровне действовали мировые суды и съезды мировых судей. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. Дела в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сообщениям государственных органов, или по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией. Апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям выступали съезды мировых судей.

На более  высоком уровне находились окружные суды (действовавшие в пределах судебных, а не административных округов) и  судебные палаты. Окружной суд состоял  из гражданской и уголовной палаты. Уголовная палата в свою очередь  делилась на коронный суд и суд  присяжных заседателей. В окружном суде рассматривались почти все  уголовные и гражданские дела, выходившие за компетенцию мировых  судей. Заседания суда проходили  коллегиально (два судьи и один председатель). Для проведения предварительного следствия при окружных судах  имелись судебные следователи. Судьями  таких судов были как правило дворяне.

Присяжными  могли быть не все желающие, они  отбирались специальными комиссиями, должны были отвечать множеству требовании и утверждались губернатором. Задачей присяжных было, выслушав все доводы суда, решить, виновен обвиняемый или нет, определение меры наказание оставалось за судом.

Судебные  палаты были апелляционной и надзорной  инстанцией по отношению к судам  окружным. А также рассматривали  в первой инстанции особо важные дела, такие как дела о государственных  изменах или преступлениях должностных лиц.

Над всеми  судебными органами Российской Империи  находился Сенат. Он был кассационной инстанцией по отношению ко всем судам. И мог быть судом первой инстанции  по особо важным делам. Например, он разбирал дела о преступлениях высших должностных лиц

Для рассмотрения дел о государственных преступлениях  особой важности, указом Императора мог  быть создан специализированный суд: Верховный  уголовный суд.

Император, что естественно для абсолютизма, стоял во главе всей судебной системы.

В период контреформ, законодатели частично восстановили состояние судебной системы до 1864 года. Суды по особо важным делам стали проходить в особом порядке, была ограничена несменяемость судей и увеличина их зависимость от администрации: высшему дисциплинарному присутствию предоставлено право увольнять судей без прошения не только за служебные проступки, но и за противные нравственности и предосудительные служебные проступки.

    1. Судебная система СССР

 

Формирование  первых судебных органов сразу после  революции происходило во многом стихийно. В некоторых регионах сохранялись еще дореволюционные суды, например, мировые. Во многих губерниях существовали разные по полномочиям суды. В целом судебная система сразу после революции была не проработанной и бессвязной. Отсутствовала даже нормальная законодательная база.

Первым  нормативным актом, внёсшим хоть какую-то определённость в организацию суда, был декрет СНК 22 ноября 1917 года "О суде". Первая и вторая его статьи приостанавливали действие мировых судов и отменяли все остальные суды. Вместо мировых судов учреждались местные суды, судьи которых избирались на основе прямых демократических выборов. Кассационной инстанцией для этих судов являлись съезды местных судей. Следствие возлагалось еще на местных судей. В качестве защитников и обвинителей в таких судах могли выступать все граждане.

Статья  №6 создавала рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Для проведения следственных мероприятий при оных учреждались особые следственные комиссии. Позже система рев. трибуналов неоднократно менялась, в частности был создан Верховный трибунал. Он являлся единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов и судом первой инстанции по делам особой важности.

Второй  декрет о суде от 15 февраля 1918 года расширил и дополнил первый. Согласно нему, для  рассмотрения дел, выходивших за рамки  компетенции Местных Судов, образовывались Окружные Народные Суды, члены которых  избирались местными СРСКД (Советы Рабочих  Солдатских и Крестьянских Депутатов). Обжалования в апелляционном  порядке отменялись, возможен был  только кассационный порядок обжалования. Для рассмотрения кассационных жалоб, предполагалось учредить областные  народные суды, обслуживающие несколько  окружных судов.

В Петрограде учреждается Верховный Судебный Контроль. Он мог выступать судом  кассационной или надзорной инстанции  ко всем остальным судам, был наделен  законодательной инициативой.

30 ноября 1918 года на территории каждого  района создается Единый Народный  Суд, который рассматривал все  уголовные и гражданские дела  и являлся основным судебным  звеном того времени. Кассационной  инстанцией выступал Совет Народных  Судей, действующий в пределах  губернии. Позже эти суды были  преобразованы в областные суды. При народных судах были учреждены  дежурные камеры народного суда. Цель их создания была проста: осуществление максимально быстрого  правосудия по несложным делам  - нередко судебные решения выносились  в день задержания обвиняемого.

Таким образом к 20 годам 20 века на территории РСФСР действовали две ветви судебной системы: Народные Суды, Советы Народных Судей губернии, Единый Кассационный Суд и революционные трибуналы.

Проводимая  советский властью в 20-х годах  новая экономическая политика (НЭП) потребовала реорганизации судебных органов. Другими причинами проведения судебной реформы была слабая систематизация нормативного материала и наличие пробелов в законодательстве.

Согласно  положению о судоустройстве РСФСР  от 31 октября 1922 года, на территории РСФСР действовали следующие суды: Народные Суды, Губернские (позже Краевые и Областные) Советы Народных Судей и Верховный Суд РСФСР. Из-за стабилизации политической обстановки, революционные трибуналы были упразднены.

После образования  СССР и принятия первой Конституции, Верховный Суд РСФСР стал Верховным  судом СССР, а к старым его функциям прибавилась функция контроля за соблюдением положении Конституции. В его состав входили: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия, железнодорожная коллегия и воднотранспортная коллегия и Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР, образованное для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности и для рассмотрения дел членов Центрального Исполнительного Комитета.

В годы Великой  Отечественной Войны судебная система потребовала срочной реорганизации, дабы отвечать жестким требованиям военного времени. Требовалось создать максимально быструю, жесткую и эффективную систему. Полномочия военных трибуналов были существенно расширенны. В местностях, объявленных на военном положении (это подавляющее большинство территории страны), их суду подлежали все дела о действиях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности в целом. Все дела рассматривались в течение 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения, а приговоры (кроме высшей меры наказания) приводились в исполнение немедленно и обжалованию не подлежали. В случае, когда выносился приговор о смертной казни, военный трибунал обязан был сообщить о нём в военную коллегию.

В военные  трибуналы были преобразованы линейные суды железных дорог и водных бассейнов, а в местностях на осадном положении, в них превращались и народные суды вместе с областными. Создавались новые военные трибуналы в рамках армий, дивизий, корпусов и так далее. Целью их создания было максимально быстрое наказание всех, кто посягал на обороноспособность страны.

Во главе  системы военных трибуналов стояла Военная Коллегия Верховного Суда СССР. Она разбирала особо важные дела в первой инстанции, была кассационной инстанцией для военных трибуналов в местностях не объявленных на военном положении.

В послевоенный период, большая часть военных трибуналов (1953 год) и транспортные суды (1957 год) были упразднены, упрощенный порядок рассмотрения дел по государственным преступлениям отменялся. Дела по организации судебной деятельности были поручены областным судам.

Согласно  Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года, в составе  Верховных судов союзных (и автономных) республик, областных (краевых) судов  и судов автономных областей были образованы президиумы, которые выполняли  функции по рассмотрению в порядке  надзора дел, опротестованных главными прокурорами СССР и республик, а  также председателями Верховного Суда СССР и республик.

В 1970 году Министерство Юстиции СССР было восстановлено, и выполняло функции по организации  деятельности судов. Всего к 1977 году, по Конституции СССР 1977 года, на территории СССР действовали следующие суды: Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Первым  звеном в этой системе судов были народные суды. Они рассматривали  широкую категорию дел: уголовные дела, дела об административных нарушениях, гражданские споры. Народными эти суды назывались потому, что в их заседаниях участвовали народные заседатели, приравненные в правах к судьям. Такие суды создавались на территориях районов и городов. Примечание: городские суды Москвы и Ленинграда имели статус не народных, а областных судов. Все районные и городские народные суды приписывались к особым зонам, которые, в свою очередь, были прикреплены к судьям областного суда.

Вторым  звеном выступали областные, краевые, автономной области или национального  округа суды (в зависимости от статуса  территории, на которой они находились). Они могли выступать в качестве судов первой инстанции по особо важным делам, в качестве надзорной и кассационной инстанции по отношению к народным судам. Областные суды могли изъять любое дело из народного суда и рассмотреть его в качестве суда первой инстанции.

Следующим звеном были Верховные суды союзных  республик. Они осуществляли надзор за всеми остальными судами на территории республики, организовывали их работу, давали разъяснения.

Высшим звеном судебной системы  был Верховный Суд СССР. Он следил за судебной деятельностью судебных органов СССР, давал разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал постановления и решения Верховных судов республик на предмет соответствия общесоюзному законодательству, даёт заключение о противоречии законов и постановлений союзных республик конституции СССР, разрешает судебные споры между союзными республиками, разрешает споры между судебными органами республик, разрешает в первой инстанции дела по преступлениям высших должностных лиц.

 

 

 

1.5     Судебная система Российской  Федерации

 

Основные  задачи судов Российской Федерации  это укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, защита от посягательств закрепленных в Конституции Российской Федерации общественного, политического и экономического строя. Суды должны защищать социально-экономические, политические, личные и иные права и свободы граждан Российской Федерации, закреплённые в конституции, законах и подзаконных актах.

Судебная  власть в РФ осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых к правосудию присяжных, народных и арбитражных заседателей, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть является независимой ветвью власти. Непосредственно сама судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации.

Суды  и судьи осуществляют свою деятельность независимо от кого бы то ни было, руководствуясь только законом. Никто и ничто не может в законодательном порядке уменьшить их независимость. Судебные постановления обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Информация и документы, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

Информация о работе Судебная система в России