Поручения следователя, органа
дознания, указания прокурора или определения
суда по уголовным делам, находящимся
в их производстве.
Запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, по
основаниям, указанным в настоящей статье.
Постановление о применении
мер безопасности в отношении защищаемых
лиц, осуществляемых уполномоченными
на то государственными органами в порядке,
предусмотренном законодательством Российской
Федерации.
Запросы международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов
иностранных государств в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ
СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО
– ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Полномочия
на стадии возбуждения уголовного
дела.
При возбуждении уголовного
дела решаются многие важные вопросы,
затрагивающие права и свободы граждан,
касающиеся укрепления законности, вытекающие
из интересов охраны общественного порядка.
Первая стадия уголовного процесса
в УПК обозначена как «Возбуждение уголовного
дела» (разд. VII УПК).
Возбуждение уголовного дела
- это начальная стадия уголовного судопроизводства,
которая начинается с момента получения
уполномоченными на то органами и должностными
лицами информации о преступлении и завершается
принятием процессуального решения о
начале предварительного расследования
либо отказе в этом.
Эта стадия включает в себя
процессуальную деятельность как до вынесения
постановления о возбуждении дела (об
отказе в возбуждении), так и после (например,
направление возбужденного уголовного
дела надзирающему прокурору для передачи
по подследственности). Главная задача
на данной стадии состоит в выяснении
наличия повода и основания для возбуждения
уголовного дела. Кроме того, определяется
подследственность материалов и выясняется,
нет ли необходимости в проведении предварительной
проверки и какие при этом потребуется
произвести действия.
Момент возбуждения уголовного
дела - это своего рода рубеж между непроцессуальной
деятельностью по установлению поводов
и освований к возбуждению дела и проводимыми
сразу после вынесения постановления
о возбуждении уголовного дела неотложными
следственными действиями. Закон (ч. 1 ст.
140 УПК) называет следующие поводы для
возбуждения дела: заявление о преступлении;
явка с повинной; сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении, полученное
из иных источников. УПК требует, чтобы
документально информация о преступлении
облекалась в строгую процессуальную
форму: заявление о преступлении (ст. 141
УПК); явка с повинной (ст. 142 УПК); рапорт
об обнаружении признаков преступления
(ст. 143 УПК).
Заявление это адресованное
компетентным органам или должностным
лицам официальное обращение, содержащее
информацию о совершенном или готовящемся
преступлении.
На практике это наиболее распространенный
повод к возбуждению уголовного дела.
Заявление может быть устным
или письменным. Будучи сделанным в письменном
виде, оно должно быть подписано заявителем,
т.е указана его фамилия, место жительства
и т.д. Если заявитель осуществляет представительские
функции, это соответствующим образом
подтверждается прилагаемыми документами.
Анонимное заявление, т.е. не
содержащее сведений о фамилии и месте
жительстве заявителя либо имеющее ложные
данные о заявителе, не может служить поводом
для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст.
141 УПК). Однако при наличии в нем информации
о готовящихся или совершенных преступлениях
такое заявление передается в соответствующие
правоохранительные органы для его проверки.
Если анонимная информация подтвердится,
то поводом для возбуждения дела будет
не заявление, а рапорт об обнаружении
признаков преступления. Сходным образом
регулируется ситуация, когда заявитель
не может лично присутствовать при составлении
протокола заявления. В этом случае принявшее
информацию (например, по телефону) лицо
составляет рапорт (ч. 5 ст. 141 УПК). Рапортом
оформляется также информация, полученная
от заявителя, не имеющего удостоверяющих
личность документов.
При устном обращении явившегося
заявителя составляется соответствующий
протокол, который помимо общих требований
к документам подобного рода должен включать
в себя данные о заявителе и документах,
удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141
УПК). Протокол подписывается заявителем
и лицом, принявшим заявление. Однако заявление
о совершаемом или подготавливаемом преступлении
может быть сделано не только специально
для этого обратившимся гражданином, но
и участником следственного действия
либо судебно го разбирательства (ч. 4 ст.
141 УПК).
Принявшее заявление лицо выдает
об этом заявителю соответствующий документ
с указанием даты и времени принятия, а
также данных о лице, принявшем заявление.
Отказ в приеме сообщения о преступлении
может быть обжалован в установленном
УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).
Явка с повинной - это добровольная
подача заявления о содеян ном преступлении
лицом, его совершившим. Заявитель признается
и делает известным факт личного участия
или факт соучастия в совершенном преступлении.
Правила приема заявления о явке с повинной
аналогичны правилам, предусмотренным
ст. 141 УПК.
Как повод для возбуждения уголовного
дела, заявление о явке с повинной может
быть подано только до вынесения постановления
о возбуждении уголовного дела по признакам
преступления, о котором сообщается в
признании. На практике явкой с повинной
иногда называют письменное заявление
подозреваемого или обвиняемого, в котором
они излагают обстоятельства совершенного
преступления. Однако подобные документы,
полученные после вынесения постановления
возбуждении уголовного дела, не могут
в уголовно-процессуальном смысле считаться
заявлениями о явке с повинной, хотя иногда
имеют существенное уголовно-правовое
значение. Нельзя путать с заявлением
о преступлении сообщение об этом, распространенном
в средствах массовой информации. Такие
сведения могут быть отнесены лишь к поводу
для возбуждения уголовного дела, предусмотренному
п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК. Порядок рассмотрения
такого рода сообщения о преступлении
специфичен. Инициатором проверки в данном
случае может выступать только прокурор,
который поручает ее проведение органу
дознания или следователю. При этом надо
учитывать, что в непосредственные обязанности
прокурора не входит анализ материалов
СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются
в обязательном порядке. В то же время
при специальном уведомлении (например,
редакция адресует прокурору номер газеты,
содержащий соответствующие материалы
либо такие материалы переданы ему депутатом,
сопроводительным письмом от организации
или гражданина и т.д.) проверка материалов
СМИ обязательна.
Рапорт об обнаружении признаков
преступления служит поводом к возбуждению
уголовного дела, если в нем имеется сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников, а не тех,
которые указаны в ст. 141 и 142 УПК.
Любая информация о совершенном
или готовящемся преступлении может рассматриваться
в качестве повода для возбуждения уголовного
дела с того момента, как только будет
получена компетентным должностным лицом
и облечена в форму рапорта об обнаружении
признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими
лицами помимо дознавателя, органа дознания,
следователя и прокурора могут быть сотрудники
органа дознания, наделенные определенными
полномочиями по приему и регистрации
информации, по проведению оперативных
или розыскных мер и др. При определенных
условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания
возлагаются также на лиц, не являющихся
сотрудниками правоохранительного органа.
Составлению такого рапорта может, а в
некоторых случаях должна предшествовать
определенная проверочная работа (см.
ст. 144 УПК). Поводы (даже если их несколько)
только в том случае влекут за собой возбуждение
уголовного дела, когда имеется достаточно
данных, указывающих на признаки преступления,
т.е. при наличии соответствующего основания
(ч. 2 ст. 140 УПК).
На этом этапе не обязательно
иметь сведения обо всех элементах состава
преступления, а достаточен тот минимум
сведений, который позволит дать предварительную
уголовно-правовую квалификацию содеянному.
Именно наличие достаточных для такой
квалификации данных и служит основанием
для возбуждения уголовного дела. При
этом следует учитывать, что не будет «достаточности»
в случае явного существования обстоятельств,
исключающих производство по делу.
Далеко не всегда из поступившей
информации о преступлении сразу можно
сделать вывод о наличии или отсутствии
основания для возбуждения уголовного
дела. В подобных случаях необходима предварительная
проверка сообщения о преступлении, проводимая
в определенном ст. 144 УПК порядке.
Уголовно-процессуальное законодательство
(ч. 1 ст. 144 УПК) требует от уполномоченных
на то лиц принять сообщение о любом совершенном
или готовящемся преступлении.
Получив сообщение, должностные
лица начинают действовать в пределах
своей компетенции, но окончательное решение
должно быть принято в течение трех суток
со дня поступления информации. В исключительных
случаях возможно продление срока до 10
суток, для чего следователь (дознаватель)
представляет письменное ходатайство
с обоснованием необходимости и целесообразности
продолжения проверки информации. Если
прокурор (начальник следственного отдела,
начальник органа дознания) отказывает
в продлении срока проверки, решение принимается
в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК,
т.е. не позднее трех суток. Если же следователь
(дознаватель) документирование обоснует
необходимость проведения до вынесения
окончательного решения документальных
проверок или ревизий, то прокурор вправе
продлить срок проверки сообщения о преступлении
до 30 суток.
Если проверкой не выявлено
оснований к возбуждению уголовного дела,
а также при наличии обстоятельств, исключающих
производство по делу, прокурор, следователь
или дознаватель отказывают в возбуждении
уголовного дела, о чем выносится мотивированное
постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно
любое другое решение, принятое по результатам
рассмотрения сообщения о преступлении,
может быть обжаловано, о чем уведомляется
заявитель.
Прокурор, следователь, дознаватель
могут, не возбуждая уголовного дела, направить
материалы по подследственности, т.е. передать
их в тот орган, к компетенции которого
относится рассмотрение и разрешение
поступившего заявления или сообщения
о преступлении. Кроме того, уполномоченными
лицами может выноситься постановление
о возбуждении уголовного дела, в котором
делается отметка, что дело направляется
прокурору для определения подследственности
(ч. 4 ст. 146 УПК). Принимая решение о передаче
сообщения по подследственности, орган
дознания, дознаватель, следователь или
прокурор обязаны принять меры по сохранению
следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), для
чего возможно проведение осмотра места
происшествия, а также осуществление непроцессуальной
деятельности (например, охрана следов
преступления, выявление очевидцев и т.д.).
В случае возбуждения уголовного
дела прокурор, а также с его согласия
дознаватель или следователь выносят
соответствующее постановление (ст. 146,
147 УПК). Одновременно принимаются меры
к предотвращению или пресечению преступления
и закреплению следов преступления, а
о принятом решении сообщается заявителю.
2.2 Полномочия
на стадии предварительного расследования
Вторая стадия уголовного судопроизводства
и одновременно досудебного производства
- предварительное расследование (разд.
VIII УПК). УПК РФ придает термину «предварительное
расследование» несколько значений. Прежде
всего этим словосочетанием обозначен
Раздел VIII УПК. В нем в основном сосредоточены
нормы уголовно-процессуального законодательства,
которые устанавливают общие условия
предварительного расследования, систему
предварительного следствия и дознания,
регламентируют основания и порядок производства
следственных действий и правила их проведения
и т.д.
Предварительное расследование
составляет часть досудебного производства.
Оно начинается с момента «возбуждения
уголовного дела» (ст. 156 ч. 1 УПК) и заканчивается
направлением уголовного дела в суд (п.
9 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК) или
прекращением его (ст. 212 и 213 УПК).
Предварительное расследование
представляет собой деятельность по возбужденному
уголовному делу. Суть его заключается
в установлении обстоятельств, подлежащих
доказыванию, иначе - раскрытие преступления
до суда и для суда. Оно проводится по большинству
уголовных дел и считается основной формой
досудебного установления обстоятельств
преступления. Исключение предусмотрено
лишь для преступлений, преследуемых в
порядке частного обвинения. Раскрытие
преступления - протяженный во времени
процесс. Преступление признается раскрытым
на этапе досудебного производства, когда
доказаны все обстоятельства, предусмотренные
ст. 73 УПК. Непременное условие полноты
раскрытия преступления - это необходимая
и достаточная совокупность доказательств,
устанавливающих событие преступления,
виновность лица в совершении преступления,
формы его вины и мотивы, обстоятельства,
характеризующие личность обвиняемого,
характер и размер вреда, причиненного
преступлением, и обстоятельства, способствовавшие
совершению преступления. Полное раскрытие
преступления обеспечивает правильное
разрешение уголовного дела в суде, вынесение
справедливого приговора и определение
соразмерного виновности подсудимого
наказания.
Предварительное расследование
осуществляется следователем, органом
дознания, дознавателем, в отдельных случаях
- начальником следственного отдела и
прокурором.