Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному процессу".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по УПК.docx

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности  отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении кого-либо к уголовной ответственности (т. е. даже по мнению самого заявите-

ля его сообщение —  не о преступлении). В остальных  случаях органы уголовного преследования  обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Неправомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия преступлений от учета1 влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

На практике возникают  трудности при приеме заявлений  от граждан и по делам частного обвинения. С одной стороны, они подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (ст. 318). С другой стороны, заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния, он может указать в своем заявлении и о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления о преступлениях частного обвинения, направленные органам уголовного преследования, должны быть приняты и зарегистрированы ими в общем порядке. По такому заявлению при необходимости может быть проведена предварительная проверка в целях установления признаков преступления публичного обвинения или для выяснения факта неспособности потерпевшего самостоятельно защищать свои права (ч. 4 ст. 20). Если в результате будут установлены признаки преступления публичного или частно-публичного обвинения, то уголовное дело возбуждается по общим правилам. Если же потерпевший неспособен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами по осуществлению уголовного преследования (в силу ограниченной дееспособности, зависимости от будущего обвиняемого, невозможности самому установить преступника), то уголовное дело частного обвинения возбуждается прокурором (ч. 4 ст. 20) и тем самым переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание или по указанию прокурора — предварительное следствие (ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145). При этом потерпевший обязан составить заявление в установленной ст. 318 УПК форме. Если в суд поступит заявление без этих реквизитов, то суд возвращает его потерпевшему для устранения недостатков со своими указаниями (ст. 319). Невыполнение указаний мирового судьи влечет вынесение им постановления об отказе в принятии заявления к своему производству (ч. 1 ст. 319). Постановление мирового судьи может быть обжаловано потерпевшим в апелляционном порядке (гл. 43).

 

43. Порядок возбуждения  уголовного дела. 44. Основания и  порядок отказа в возбуждении  уголовного дела.

При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, суд обязаны в пределах своей  компетенции возбудить уголовное  дело (ст. 112 УПК). О возбуждении дела орган дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление (определение) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается, кем, когда и где вынесено постановление (определение). В описательной — излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной — по признакам какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

После вынесения постановления  о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания — к производству дознания, судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).

Копия постановления о  возбуждении дела, вынесенного органом дознания или следователем, немедленно направляется прокурору.

В тех случаях, когда уголовное  дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление — о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору (ст. 129 УПК). Орган дознания о начатом расследовании уведомляет прокурора немедленно (ст. 119 УПК).

Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.

В случае отсутствия оснований  к возбуждению уголовного Дела, а  равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 113 УПК).

Об отказе в  возбуждении уголовного дела выносится  мотивированное постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого решения. В постановлении должно быть 

указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшим места или в нем  отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство

по делу.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором в сообщении  или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие

этот вывод.

Содержащаяся в постановлении  аргументация, подтверждающая выводы лица, вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым решением принести мотивированную жалобу.

Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право на обжалование отказа в возбуждении дела и мотивы решения. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

В постановлении Конституционного Суда от 29 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК  РСФСР, разъяснено, что постановление  об отказе в возбуждении уголовного дел может быть обжаловано не только надлежащему прокурору но и в суд.

При этом право на обжалование  принадлежит не только заявителю, но и другим заинтересованным лицам. Например, если в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что в действиях лица, о которых сообщил заявитель, нет состава преступления, а поэтому в возбуждении уголовного дела отказано, лицо, упомянутое в постановлении, может принести жалобу на это постановление ввиду того, что вообще указанные в постановлении действия не совершало, к ним непричастно*.

Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обратиться с просьбой об отмене постановления об отказе в возбуждении Дела к прокурору или в суд (ст. 375* УПК).           

 

45. Понятие и  значение стадии предварительного  расследования. Формы предварительного  расследования.

Предварительное расследование  – это регламентированная законом  деятельность следователя и дознавателя  по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются  необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное  преследование; всесторонне, полно  и объективно исследовать все  обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования  в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и  не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.

Значение предварительного расследования состоит в том, что органом расследования устанавливаются  данные о преступлении, лице, его  совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной  законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в  качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны  других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование  производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие  осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать  как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым  необязательно и перечень которых  дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.

 

46.Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

предварительного расследования  – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 Уголовно-процессуального  кодекса) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты  деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые  к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий  способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл. 21 Уголовно-процессуального  кодекса можно выделить следующие  общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 Уголовно-процессуального кодекса определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"