Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:29, шпаргалка
Сущность П.Н. состоит в том, что;
1.П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2.П.Н. осуществляется от имени государства.
3.П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4.П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Международные договоры РФ содержат большое кол-во норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
Также регламентируют вопросы деят-ти и Указы Президента. Напр, «об утвреждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ» от 20.06.1997, «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ» от 01.08.2007 года.
Важную роль имеют акты, исходящие от Ген прок-ра, т.к. ФЗ о прок-ре предоставляет Гене право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции…Они должны соотв-ть след требованиям: 1. Приниматься уполномоченным на это должностным лицом (Гена или его замы); 2. Не противоречить К РФ и ФЗ; 3. Быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями П.
5. Система
и содержание курса «
Курс прокурорского надзора – это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности.
Предмет курса прокурорского надзора «смыкается» с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс). Прокуратура является одним из специализированных органов. Система курса делится на две части: общую и особенную.
В рамках общей части изучаются:
органов прокуратуры
виды прокурорских полномочий
органов прокуратуры
особенная часть
В рамках особенной части изучаются:
отдельным направлениям
отдельным вопросам
разрешению поступающих заявлений, обращений (от граждан и организаций)
Курс "Прокурорский надзор" включает в себя изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора в основных направлениях деятельности органов прокуратуры. Полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений закона носят разноплановый характер: при осуществлении надзора за исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за исполнением законов в стадии исполнения приговоров прокурор наделен рядом полномочий, позволяющих ему самому не только устранять нарушение закона, но и принимать самостоятельное решение по любому возникающему вопросу. Иное дело - в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в различных сферах хозяйственных и социальных отношений, когда перед прокурором ставится запрет на попытки вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность государственного органа, предприятия или организации. Аналогичные ограничения для прокуроров сформулированы в действующем законодательстве относительно надзора за деятельностью судебных органов в уголовном и гражданском судопроизводстве. Суд независим и подчиняется только закону, поэтому обязанность прокурора - принести протест на незаконные приговоры, решения, определения и постановления суда. Принятие решения по уголовным и гражданским делам - это право и обязанность только суда.
Учебная дисциплина,
посвященная прокурорскому
6. Понятия курса «Прокурорский надзор в РФ»
Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности.
В широком смысле: прокурор – работники прокуратуры.
Ст.54 ФЗ «О прокуратуре»
Прокурор – это руководитель органа прокуратуры или его заместитель, т.е. это лица, которые могут осуществлять наиболее важные и значимые направления деятельности.
Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре РФ" (далее - Закон о прокуратуре), и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
Прокурорские работники – это прокуроры, следователи и иные сотрудники: научные, педагогические (занимающиеся, например, изучением преступности), а также специалисты, которые занимаются решением организационных вопросов, выполняют технические функции (например, работники канцелярии), которые имеют классный чин. Классный чин – квалифицированный разряд, который присваивается прок работнику в зависимости от занимаемой должности, уровня подготовки, стажа работы.
Субъект надзора
– это те органы власти и управления,
органы контроля, организации и должностные
лица, которые поднадзорны
Объект надзора – это организации, в отношении которых прокурор осуществляет свои полномочия (проводит проверки).
Предмет надзора (есть свой в каждой из отраслей) – это деятельность поднадзорных субъектов по исполнению законов. Особенности этой деятельности определяют полномочия прокурора и используемые им правовые средства. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Методика предполагает,
каким образом будет
Методические рекомендации исходят, как правило, от вышестоящих прокуратур.
Формы методических рекомендаций:
Методические рекомендации вырабатываются на базе обобщения практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры.
Методика – это совокупность методов и приёмов использования правовых средств прокурорского надзора.
По каждому участку надзора имеется своя методика.
Тактика прокурорского надзора – это линия поведения, выбор и последовательность использования правовых средств прок работником при осуществлении ПН в условиях конкретной ситуации. В теории и практике прокурорского надзора выработана совокупность наиболее оптимальных приемов и способов применения конкретных правовых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом конкретных условий и обстоятельств.
7. Понятие
и система принципов
Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ.
В РФ существует система принципов.
Принципы делятся на 3 вида:
1) общеправовые (общеорганизационные)
Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов.
1) принцип законности
2) принцип гласности
2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов):
1) независимость
2) единство и централизм
3) принцип единоначалия
3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.
Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.
Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре РФ (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником. Осн принципы: пр законности, гаслности, независимости прокуров, централизма и единства, публичности, внепартийности, пр обязательности исполнения указаний прокуров.
8. Общие
принципы организации и
Статья 4. ФЗ о Прокуратуре. Осн принципы: пр законности, гаслности, независимости прокуров, централизма и единства, публичности, внепартийности, пр обязательности исполнения указаний прокуров.
Принцип законности. Среди всех принципов организации и осуществления надзора важнейшее значение имеет принцип законности. «законность» употребляется в двух смыслах: в широком и узком. В первом под законностью понимается требуемый государством образ поведения физических и юридических лиц, который заключается в безусловном соблюдении законов и подзаконных актов всеми гражданами и органами, независимо от форм собственности и подчиненности. В более узком смысле законность выступает как принцип деятельности государственного аппарата: все органы государства осуществляют свои властные полномочия в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно конституционные права граждан. Первым требованием законности является обеспечение верховенства закона по отношению ко всем подзаконным актам органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Осуществляя свои полномочия, прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности.
Принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Реализация названного принципа прокурорского надзора закреплена в п. 6 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению. Реализация принципа гласности организационно обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах. Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конечном итоге — укреплению законности.
9. Принцип независимости прокуроров при выполнении надзорных функций.
Сформулирован в ст.4, 5 ФЗ «О прокуратуре».
Принцип независимости прокуратуры означает, что прокуроры должны действовать на основе внутреннего убеждения, руководствуясь правовыми нормами, самостоятельно. Вмешательство в деятельность прокуроров со стороны каких-либо гос. органов, должностных лиц или граждан недопустимо.