Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Задачи курсовой работы:
выяснить, что представляет собой концепция всеобщего управления качеством;
раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные положения всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные принципы и инструменты ТQM.
Введение
1. Понятие и сущность TQM
2. Основные принципы TQM
3. Различия TQM и ISO 9000
4. Проблемы реализации TQM в России
Заключение
Список используемых литературных источников
3. Различия TQM и ISO 9000
В большей степени подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, являющемся методическим пособием по применению системы качества. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице 1:
Таблица 1 – Различия TQM и ISO 9000 [6]
ISO 9000 |
TQM |
Нет необходимости фокуса на определенного потребителя; |
Фокус на определенного потребителя |
Не интегрировано в корпоративную стратегию |
Интегрированная стратегия компании |
Фокус на технические системы и процедуры |
Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию |
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна |
Подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников |
Не фокусирует на непрерывном улучшении |
Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество |
Продолжение табл. 1 – Различия TQM и ISO 9000 | |
Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества |
Каждый сотрудник ответственен за качество |
Возможность фокуса на подразделения |
Организация всех подразделений, функций и уровней |
В основном статичен |
Подразумевает изменение процесса и культуры |
Основное отличие состоит в том, что стандарты ISO в первую очередь направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда будет достигнут некий уровень качества.
4. Проблемы TQM в России
Внедрение всеобщего управления качеством в России зачастую сопровождаются целым рядом проблем [5]:
1) во-первых, стоит отметить эволюционный разрыв в 50 лет. На западе философия качества последовательно прошла этапы отбраковки, контроля качества, гарантии качества и приняло форму всеобщего управления качеством. Причем основной движущей силой этого развития был и остается потребитель. Именно борьба за потребителя заставляла менеджеров искать новые подходы в бизнесе, чтобы максимально удовлетворить потребности своих клиентов наивысшим качеством. В административно – командной системе Советского Союза спрос и предложение были предметом государственного планирования, конкуренция между производителями отсутствовала. Наследство советской системы можно перебороть также только эволюционным путем. Преимущество настоящего положения России в том, что путь может быть гораздо короче, т.к. накопленные мировые знания, опыт, а также ошибки и неудачи уже известны. Кроме того, Россия располагает обширной теоретической и методологической базой в области качества советского периода. Однако этот опыт таит в себе следующий подводный камень;
2) в качестве второй проблемы можно выделить разницу в расстановке акцентов в понимании качества. Развитие систем качества в Советском Союзе носило региональный характер, поэтому предлагаемые подходы ассоциировались с местом их разработки: БИП – Саратов, КАНАРСПИ – Горький, СБТ и КСУКП – Львов, НОРМ – Ярославль, КСУКП и ЭИР – Днепропетровск, КСПЭК – Краснодар. При производстве потребительских товаров в условиях планово – распределительной системы качество означало соответствие стандарту. Такое понимание крепко осело и до сих пор превалирует в головах российских управленцев и заставляет их думать, что параметры качества устанавливаются или регулирующими органами, или производителем. Сегодня это серьезная ошибка. Воспитание культуры качества, основанной только на стандартах, особенно в политико-экономических системах несет за собой определенные риски. Такая психология в рыночной системе может привести к тому, что компания будет производить качественные с ее точки зрения продукты, которые не будут находить спроса. Кроме того, советским системам качества присущи следующие недостатки, которые не позволяют рассматривать эти подходы как современную альтернативу TQM: ограниченность сферы действия, отсутствие ориентации на потребителя, экономическая незаинтересованность предприятий, несистемный подход к системе;
3) в-третьих, стоит отметить недостаточность специалистов в области качества. В советское время эти специалисты имели исключительно техническое образование, однако, современный менеджмент качества давно вышел за рамки математики и статистики. Нынешние требования к специалисту в области качества дополняются знаниями экономики и менеджмента. Недостаток комплексной теоретической и методологической базы по вопросам управления в целом и управления качеством в частности, как у зрелых, так и у начинающих специалистов в области качества, таит в себе очередное препятствие для внедрения TQM в России;
4) в-четвертых, к проблемам внедрения TQM в России следует отнести использование современных методов совершенствования. Такие подходы как ИСО 9000, премии в области качества, самооценка вводятся искусственно в российский бизнес, что вызывает проблему адаптации западных подходов. Руководители, с одной стороны, понимают, что менять философию необходимо, с другой стороны, существует масса барьеров: незнание, как и что, менять, сопротивление работников, непонимание коллег и партнеров по бизнесу.
Также хотелось бы отметить, что российские производители больше внимания уделяют исследованию рынка и привлечению новых клиентов, но так и не научились их удерживать. Еще один фактор, связанный с удовлетворением потребителей – это одностороннее восприятие клиентов – только как конечных покупателей продукта или услуги. Концепция внутреннего потребителя, когда следующий процесс является потребителем предыдущего, не используется в большинстве российских организаций, т.к. компании редко рассматривают свою деятельность как совокупность процессов. Но именно процессный подход является одним из основных принципов TQM.
Но следует заметить, что уже в советские времена появились компании, которые в своей деятельности, осознанно или нет, использовали основные элементы современных систем управления качеством.
Заключение
В результате проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1) всеобщее управление качеством ставит главной целью изменение культуры организации до состояния, когда каждый работник будет заботиться не просто о выполнении запросов потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителя;
2) всеобщее управление качеством предполагает такой подход, который предполагает взаимодействие и с поставщиками, и с потребителями. Здесь также следует применять соответствующие системы управления и методы обеспечения качества, чтобы изыскать возможности для дальнейшего совершенствования работы и извлечь для них дополнительную пользу;
3) всеобщее управление качеством требует значительного участия руководства, но в то же время должны находиться пути для подключения всех сотрудников и их идей.
Таким образом, всеобщее управление качеством – это система взглядов, в которой качество считается источником преимущества в конкурентной борьбе. Стремление к качеству улучшит работу всей организации. Над качеством нужно работать стратегически. Это требует всеобщей, в масштабах всей организации, приверженности таким взглядам на долговременной основе.
Список используемых литературных источников