Закон о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно - в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще

Содержание

1. Становление законодательства о защите прав потребителей
2. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
3. Программы просвещения и информирования
4. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей

Вложенные файлы: 1 файл

зозпп.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

Режим использования имущества  может измениться, поэтому при  возникновении спора следует  исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами. В некоторых  случаях пользоваться товаром (услугой), а значит, считаться потребителем, может только тот гражданин, который  заключил договор с продавцом (исполнителем), например, при покупке оружия, при  поездке железнодорожным транспортом  или самолетом, когда требуется  индивидуализация гражданина.

Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК), утвержденным приказом председателя ГАК от 20 мая 1998 г. N 160 (зарегистрированы Минюстом РФ 28 декабря 1998 г. N 1669), не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем, например командированный, проживающий в гостинице.

Изготовитель, исполнитель, продавец. При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель (в  редакции 1996 г.) отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", - предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК РФ. Согласно Кодексу (ст. 50) юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность согласно ст. 2 ГК РФ является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они, в принципе, не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.

Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная  ст. 50 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.), вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические  лица.

Однако как потребителям, так и организациям следует иметь  в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные  государственные и муниципальные  предприятия в отличие от иных коммерческих предприятий могут  совершать лишь те сделки, которые  вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Большинство  коммерческих организаций обладают общей правоспособностью, т.е. могут  совершать любые не запрещенные  законом сделки.

Все организации для занятия  определенными видами деятельности, установленными законом, должны иметь  лицензии. Сделка, совершенная юридическим  лицом с нарушением его специальной  правоспособности (внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке.

Контрагентом потребителя  также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой  предпринимательской деятельностью  с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются  правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

С другой стороны, если гражданин  совершил разовую сделку (продажу, работу) и не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные  обязанности, предусмотренные законодательством, в том числе Законом о защите прав потребителей, для предпринимателей.

Для всех контрагентов потребителя  установлено, что Закон на них  распространяется независимо от организационно-правовой формы организации.

Изготовитель согласно Закону о защите прав потребителей должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для  комплектации его изделия, не может  руководствоваться в этом случае нормами Закона.

Исполнителями согласно Закону являются организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами  вышеуказанного Закона.

Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд, потребителям по договору купли-продажи независимо от вида последнего.

Стандарт. Согласно определению, данному в Законе о защите прав потребителей, под стандартом понимаются не только собственно государственные стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с Законом устанавливаются обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), в частности санитарные нормы и правила, утверждаемые Минздравом РФ, строительные нормы и правила, утверждаемые Госстроем РФ и др.

Согласно положению о  Министерстве здравоохранения и  социального развития РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, одной из основных задач данного органа является разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая разработку и утверждение федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждение в пределах своей компетенции государственных стандартов (фармакопейных и временных фармакопейных статей) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) под санитарными правилами понимаются государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под гигиеническим нормативом указанный Закон понимает установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Недостаток товара, работы, услуги. В содержании этого понятия  в редакции Закона о защите прав потребителя (1996 г.) произошли существенные изменения. В первоначальном тексте недостаток определялся как несоответствие требованиям к качеству товара (работы, услуги) в соответствии с теми критериями, по которым согласно Закону определяется качество. При этом определение понятия "недостаток" излагалось в полном соответствии с критериями качества, содержащимися в статье, посвященной качеству товара. В новой редакции Закона эта необходимая логика была нарушена как в последовательности изложения, так и по существу.

Недостаток определяется как несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям  к качеству. В то же время критериями качества выступают договор, цель использования  товара (обычная и указанная потребителем) и обязательные требования стандарта. К этому следует добавить, что  из критериев качества (и из определения  понятия "недостаток") исключена  информация о товаре, хотя обязательные требования к этой информации и ответственность  за их нарушение в Законе сохранены.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" содержание понятия "недостаток товара" (работы, услуги) снова изменено.

Наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих  критериев:

1) несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке. Этот критерий заменил не вполне определенный критерий "несоответствие стандарту". Из новой формулировки ясно, что речь идет об общеобязательных требованиях, которые, как правило, утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом. Юридические формы, в которых утверждаются эти общеобязательные требования, содержатся в определении понятия "стандарт", которое сохранилось в Законе без изменений;

2) несоответствие условиям договора. Этот критерий сохранился без изменений;

3) несоответствие целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

5) несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

Три последних критерия введены  в определение понятия "недостаток" для устранения недопустимой несогласованности  между этим понятием и критериями качества товара. Таким образом, после внесенных изменений критерии качества и недостатка товара в Законе о защите прав потребителей приведены в соответствие с критериями качества товара, предусмотренными ст. 469 ГК РФ.

Существенный недостаток. На понятие "существенный недостаток" распространяются все характеристики, данные Законом в определении  понятия "недостаток" (и комментариях к нему). Это означает, что для  признания недостатка существенным прежде всего необходимо наличие недостатка.

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ прежнее очень сложное и неоднозначное толкование понятия "существенный недостаток" изменено. Из него исключен такой признак, как невозможность или недопустимость использования товара (работы, услуги) в соответствии с целевым назначением.

Исключены также такие  признаки, как большие затраты  на устранение недостатка и лишение  потребителя того, на что он был  вправе рассчитывать при заключении договора.

В результате этих упрощений  наличие существенного недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих признаков:

1) недостаток является неустранимым, т.е. не может быть устранен по техническим или иным объективным причинам (особенность конструкции изделия, невозможность предоставления гостиницы оговоренного класса и т.п.);

2) недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени. Этот недостаток также имеет технический характер. Например, низкая ремонтопригодность изделия, в результате чего для ремонта требуется разобрать все изделие и собрать заново. Затраты времени, следовательно, трудозатраты и их оплата могут оказаться экономически несоразмерными, нерентабельными;

3) недостаток, который выявляется неоднократно. Этот критерий в прежней редакции отсутствовал. Что имел в виду законодатель, сказать трудно, поскольку следующий за этим недостаток представляется аналогичным;

4) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, т.е. выявляется неоднократно;

5) другие подобные недостатки.

Следует отметить, что наличие  двух первых критериев существенности недостатка может определяться либо по нормативным и техническим  документам на данный товар (услуги), либо по заключению специалиста (эксперта). Таким образом, недостаток становится существенным практически тогда, когда  он не может быть устранен по тем  или иным причинам, указанным в  Законе.

Как видно из сказанного, понятие существенного недостатка имеет общий характер, а последний  критерий является юридически не определенным. Поэтому розничный продавец (исполнитель) заинтересован в том, чтобы в договоре поставки товаров (оказания услуг) были конкретизированы составляющие понятия "существенный недостаток" применительно к определенному виду (марке, типу и т.п.) товара (услуги) (например, какие недостатки считаются неустранимыми, какие недостатки не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, что следует считать неоднократностью выявления недостатка, какие конкретно иные подобные недостатки делают их существенными).

Включение таких условий  в договор тем более целесообразно, что изготовитель несет ответственность  за существенные недостатки, если они  обнаружены в пределах установленного срока службы или в течение  десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен.

Безопасность товара (работы, услуги). В новую редакцию Закона (1996 г.) включено понятие "безопасность товара (работы, услуги)", содержание которого в основном заимствовано из ст. 5 первоначальной редакции. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р.1.0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Информация о работе Закон о защите прав потребителей