Информационное обеспечение стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Роль стандартизации в любой сфере человеческой деятельности чрезвычайно велика. В современных условиях развивающегося информационного общества и распространения информационных технологий изучение такой области, как стандартизация, более чем актуально.
История государственного управления стандартизацией в России начинается с 1925 года и в 2005 году отмечала свой 80-летний юбилей.
На этапе становления и развития стандартизация в России преследовала интересы государства и финансировалась исключительно за счёт средств федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………….……………….......4-5
Терминологическая база……………………………………………..6-8
Общая характеристика стандартизации…………………………….9-36
2.1 История развития стандартизации……………………………… 9-21
2.2 Цели, принципы и задачи стандартизации…………………….. 22-26
2.3 Категории и виды стандартов……….…………………………. 27-36
Информация о стандартах……………………...……………………. 37-48
Заключение……………………………………………………………….. 49-50
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК1.docx

— 94.60 Кб (Скачать файл)

Проблемы действующей  национальной системы стандартизации не позволяют в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного  роста в нашей стране.

В этой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких  темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности  российской экономики, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов  в соответствии с намеченными  стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации (19).

Проблемы и  перспективы стандартизации в книжном  деле.

Эффективное взаимодействие субъектов книжного дела (полиграфистов, издателей, книготорговцев, покупателей) диктует необходимость использования  новых информационных технологий, разработки общих правил и стандартов обмена данными.

В наши дни перед издателями и книготорговцами стоит проблема повышения качества выпускаемых  изданий, полноты издательского  и книготоргового ассортимента, а  также качества книготорговых услуг. Мощным средством решения этих и  других отраслевых проблем является стандартизация в области книжного дела, в том числе и внедрение  современных международных информационных стандартов.

Информатизация и стандартизация книжного дела направлены на унификацию процесса информационного обмена в  отрасли. Важнейшими направлениями  этой работы стало развитие внутрифирменных  и общеотраслевых стандартов, налаживание  электронного обмена документами.

Электронный обмен данными сводится к передаче информации от одного компьютера к другому с помощью электронных средств и использованием согласованных стандартов для структуризации этой информации. Развитие электронного обмена данными в книжной торговле осуществлялось постепенно. Первыми шагами на этом пути стало внедрение форматов электронных прайс-листов (каталогов) и накладных, как наиболее трудоемких для обработки документов. Как правило, в таком электронном документообороте участвовало, как правило, несколько предприятий-контрагентов.

В настоящее время в  книжном деле такая информационная сеть активно расширяется за счет включения не только оптовых, оптово-розничных  и розничных книготорговых предприятий, но и издательств и издающих организаций.

Если до недавнего времени  в книжном деле применялись разрозненные форматы передачи данных, иногда даже несовместимые между собой, то с  начала XXI в. четко отмечается тенденция  унификации форматов, разработки единых принципов структурирования и оформления документов в книжной торговле.

По традиционной схеме  взаимодействие субъектов книжного рынка начинается с оформления заказа путем заполнения бумажного документа  для последующей отправки его  контрагенту по почте или с  курьером. После получения документа  поставщик вручную вводит содержащуюся в нем информацию в собственную  внутреннюю систему информационного  поиска товарных предложений, а затем  формирует в ней документы, которые  должны сопровождать выполненный заказ. Эти документы отправляются обратно  покупателю традиционным образом.

Обмен книготорговой информацией  в единой компьютеризированной системе  продавца и покупателя позволит значительно  сократить временные затраты  на поиск нужной информации и составление  документов, а создание такой системы  значительно расширит информационное поле коммерческих предложений и  спроса на книжном рынке.

Проблемы со стандартизацией  обмена информации возникают также  между издательствами и книготорговыми предприятиями, главным образом, розничными. Отдельные розничные книготорговцы  по-прежнему предъявляют свои заказы к издателям в соответствии с  собственными требованиями к оформлению книготорговых заказов (15).

 

    1.  Цели, принципы и задачи стандартизации

А.Ф. Ширялкин считает, что «стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности  жизни или здоровья граждан,  имущества физических или юридических  лиц, государственного или муниципального  имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья  животных и растений и содействия  соблюдению требований технических  регламентов;

- повышения уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического  прогресса;

- повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг;

- рационального использования  ресурсов;

- технической и информационной  совместимости;

- сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений,  технических и экономико-статистических  данных и измерений;

  • взаимозаменяемости продукции» (21).

Ю.В. Мокров добавляет к описанным целям ещё несколько:

  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных;
  • содействие проведения работ по унификации.

Также он заметил, что «одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС), что является одним из требований членства во Всемирной торговой организации» (11, с. 102).

В 2003 г. Г.Д. Крылова писала, что «цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований и правил. Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.» (8, с. 18).

В Концепции можно найти, что  стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:

    • повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
    • обеспечение научно-технического прогресса;
    • обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;
    • обеспечение единства измерений;
    • обеспечение рационального использования ресурсов;
    • обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
    • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
    • содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран (7).

Ю.В. Мокров считает, что принципы стандартизации это:

  • добровольное применение стандартов.
  • максимальный учет интересов заинтересованных лиц.
  • применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
  • недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.
  • недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечение условий для единообразного применения стандартов (11, с. 102).

Однако А.Ф. Ширялкин добавляет к вышеуказанным принципам ещё несколько из ГОСТа Р. 1.0 - 2004:

  • принцип комплектности стандартизации для взаимосвязанных объектов.
  • принцип недопустимости применения в стандартах, требований противоречащих техническим регламентам.
  • принцип четкости и ясность изложения стандартов.
  • принцип исключения дублирования при разработке и принятии стандартов на идентичные по функциональному значению объекты (21, с. 31-32).

В отличие от Ю.В. Мокрова и А.Ф. Ширялкина, М.Г. Козлов выделяет несколько другие принципы стандартизации:

  • сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукт деятельности человека.
  • системность и комплексность стандартизации.

динамичность и опережающее развитие стандартизации (6, с. 221-222).

По мнению Д.Ф. Тартаковского, задачами стандартизации являются следующие пункты:

  • установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля, испытаний и сертификации продукции, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
  • установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
  • развитие унификации промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание государственных эталонов единиц физических величин и совершенствование методов и средств измерений высшей точности;
  • установление единых систем документации, в том числе унифицированных, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, разработка форм и систем организации производства;
  • установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (17, с. 176).

Согласно Концепции развития национальной системы стандартизации в основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:

    • добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
    • применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
    • максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;
    • обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
    • недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
    • обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
    • обоснованность разработки национальных стандартов;
    • открытость процессов разработки национальных стандартов;
    • обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
    • однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
    • прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
    • применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем (7).

 

 

2.3 Категории и виды стандартов

Стандартизация не выполнила  бы своей роли, если бы ограничивалась только установлением требований к выпускаемой продукции. Она должна иметь опережающий характер и устанавливать перспективные требования к продукции, которые должны закладываться в технические задания на разработку новой,  модернизируемой продукции. Разработка стандартов с перспективными требованиями к продукции — принципиально новое направление стандартизации.

Информация о работе Информационное обеспечение стандартизации