История возникновения стандартов ИСО серии 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенности в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. История создания стандартов по управлению качеством ………………… 4
2. Международные стандарты ISO серии 9000 и отечественные аналоги .… 7
3. Принципы менеджмента качества, положенные в основу стандартов
ИСО серии 9000 ...……………………………………………………………. 10
Заключение ……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы ………………………………………….. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мой_Управление качеством.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………  3

1. История создания  стандартов по управлению качеством  …………………  4

2. Международные стандарты ISO серии 9000 и отечественные аналоги .…   7

3. Принципы менеджмента  качества, положенные в основу  стандартов

    ИСО серии  9000 ...……………………………………………………………. 10

Заключение ……………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы ………………………………………….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Переход России к рыночной экономике  определил новые условия для  деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

Право предприятий на самостоятельность  не означает вседозволенности в решениях, а заставляет изучать, знать и  применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Итак, чтобы Ваш бизнес мог успешно конкурировать в  условиях рынка, для того чтобы Вашу продукцию, Ваш брэнд узнавали, необходимо соблюдать некоторые правила игры. Многие крупные и начинающие фирмы в своей деятельности стараются привлечь потребителя именно безопасными и соответствующие стандартам товарами и услугами. При этом, предприниматели, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении, как обязательных, так и рекомендуемых требований к качеству.

Управление же качеством, это ни что иное, как управление предприятием, поскольку уровень  управления предприятием напрямую влияет на качество производимой продукции. При этом, говоря о менеджменте качества, подразумевается такая система управления предприятием, которая гарантирует постоянное соответствие продукции ожиданиям клиента и полную ее безопасность, когда производится постоянный мониторинг рынка (ожиданий клиента), контроль всех процессов, начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой, обеспечивается полная ответственность предприятия за производимый продукт.

Такое управление предприятием может осуществляться при внедрении систем менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000.

 

1. История создания  стандартов по управлению качеством.

Первые стандарты, содержащие описание требований к системам менеджмента  качества поставщика, возникли у военных США в 50-ых годах. Тогда были разработаны так называемые «Военные стандарты» («Military Standards»). Эти американские стандарты менеджмента качества были перенесены НАТО почти без изменений в семейство стандартов, обозначаемых как AQAP. Вооруженные силы других стран во всем мире также приняли «Военные стандарты» за основу при разработке своих систем менеджмента качества.

Предшественниками стандартов ISO серии 9000 были несколько национальных и отраслевых стандартов, в которых уже были описаны требования к системе менеджмента качества. Их задачей было вызвать доверие к качеству поставляемых товаров или услуг.

Раньше контроль качества обеспечивался проверкой качества перед продажей товара, но в результате возникало множество проблем, потому что процедуры проверки, применяемые потребителем с целью выявления всех важных для качества товара характеристик, становились все более трудоемкими и требовали все больше затрат времени и средств. Поэтому, потребители начали искать более эффективные методы обеспечения качества закупаемых продуктов и услуг. Вместо того чтобы самим проводить трудоемкую работу по входному контролю, все больше потребителей стало требовать от поставщиков подтверждения наличия у них системы менеджмента качества.

Хотя и сегодня наличие СМК не является гарантией оптимального уровня качества, тем не менее, это уже показатель большой вероятности его наличия. Имея такую систему, предприятие уже может показать своим заказчикам, что оно в состоянии производить продукцию нужного качества.

В 60-х годах примеру  военных последовали и другие высокотехнологичные отрасли промышленности, разработав свои собственные стандарты  по построению систем менеджмента качества. Прежде всего, это была космонавтика и атомная промышленность, например канадский стандарт CAN 3-Z-299 по строительству АЭС. Вслед за Канадой и многие другие страны разработали свои национальные страны по строительству АЭС.

После того как на примере  этих высокотехнологичных отраслей промышленности стало ясно, что системы  менеджмента качества представляют собой вполне подходящее и эффективное средство обеспечения качества поставляемых товаров и услуг, все больше остальных отраслей промышленности принялось формулировать требования к СМК своих поставщиков. Так, например, в фармацевтической и пищевой промышленности было разработано множество отраслевых стандартов по менеджменту качества, то же самое произошло и в нефтяной промышленности, и в электротехнической.

Наряду с отраслевыми  стали возникать в большом  количестве стандарты качества отдельных предприятий (Q 101 у «Форда»). Таким образом, с течением времени было создано огромное количество различных стандартов по разработке и построению СМК.

Однако, с ростом интернационализации  экономики эти национальные, отраслевые стандарты и стандарты отдельных фирм стали создавать всё больше и больше проблем. Поставщики, имеющие множество различных заказчиков, зачастую были вынуждены внедрять у себя на предприятии несколько различных систем менеджмента качества, некоторые из которых иногда даже противоречили друг другу. Кроме того, многочисленные виды контроля мешали не только производству, но и требовали от поставщиков и потребителей все больших затрат времени и средств. К тому же язык этих различных стандартов по менеджменту качества не был единым, с терминологией обращались настолько вольно, что общение на эти темы на международном уровне было чрезвычайно сложным.

По этой причине многие страны пришли к выводу, что необходимо уже существующее большое количество различных требований к системам менеджмента качества объединить в единые стандарты. Решением этой задачи занялась Международная организация по стандартизации (сокращенно ISO: International Organisation for Standardisation), основанная в 1947 году и отвечающая за международную стандартизацию всех областей, кроме электротехники.

Так были собраны уже  существующие в различных странах  и отраслях стандарты по менеджменту  качества, и на их основе был разработан единый международный стандарт. Работа эта длилась почти десять лет, и в 1987 году было опубликовано первое издание стандартов ISO серии 9000, в который были включены многочисленные национальные и отраслевые предшественники.

К сегодняшнему дню объекты  стандартизации этой серии международных  стандартов значительно расширились  и охватывают не только элементы системы качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте: принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих системы обеспечения качества.

Ни один другой стандарт не распространялся по всему миру с такой скоростью, как этот. Практически все государства – члены ISO приняли международные стандарты по менеджменту качества как свои национальные стандарты, в том числе все страны ЕС, все государства EFTA (European Free Trade Association), Япония, США, Канада.

 

 

 

 

 

 

2. Международные стандарты ISO серии 9000 и отечественные аналоги.

Стандарты ISO серии 9000, как и все прочие стандарты ISO, каждые пять лет подвергаются пересмотру.

15 декабря 2000 г. стандарты 9000:94 официально заменила новая, третья по счету и радикально обновленная версия: ISO 9000:2000. Главное отличие стандартов 9000:2000 от ранее действовавших заключалось в их направленности не на управление качеством продукции, а на управление и оптимизацию процессов по ее созданию (процессный подход). Вместо обилия рекомендательных стандартов остались лишь несколько, из которых самыми важными являлись 5:

- ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008; представляет собой введение в СМК и словарь терминов.)

- ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Это базовый стандарт в структуре ИСО. Содержит философию СМК и основывается на понятии «результативность» (способность достигать цель). Устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК, выполнение которых необходимо для сертификации – именно по этому стандарту проводится первый аудит компаний, решивших получить сертификат.)

- ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. (В России в настоящее время действует как стандарт  ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Содержит более широкие, чем 9001, методические указания и рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, ее эффективности и результативности. Рекомендуется для тех организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают выйти за рамки требований 9001. Не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.) 

 

- ISO 19011:2000. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. (В России в настоящее время действует как ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Содержит руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и экологического менеджмента, управлению программами аудитов, квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.) 

- ISO 10012. Обеспечение качества измерительного оборудования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 10612. Содержит требования к измерительному оборудованию.)

Госстандарт является национальным членом ISO от России. С 15 августа 2001 г. в  нашей стране действует аутентичная  стандартам ISO 900х:2000 серия отечественных  стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. Существенным моментом в них стала легитимизация термина «менеджмент» и таких производных от него словосочетаний, как «менеджмент качества», «система менеджмента качества» и «всеобщий менеджмент качества». По своей сути, ГОСТ является переводом ISO и имеет очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Однако, отечественные сертифицирующие организации проводят свои сертификационные аудиты и оформляют сертификаты на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001, а зарубежные организации – свои, по ISO 9001:2000. Различия заключаются в следующем. В России имеются законодательные решения о необходимости сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (в частности, в соответствии с Постановлением Правительства №113 от 02.02.1998, наличие данного сертификата является одним из условий получения Госзаказа). Однако, наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Для признания мировым сообществом необходимо сертифицироваться по ISO 9001:2000, у соответствующего органа, например Bureau Veritas Quality International (BVQI, Франция), SGS (Швейцария), Lloyd's Register Quality Assurance (Великобритания), Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), TUV (Германия), ABS Quality Evaluations (США) и др. (сегодня в России представлены все ведущие сертифицирующие организации). Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, и зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества. Если же некая организация, скажем, производит продукцию за счет средств госбюджета и отправляет её на экспорт, то ей потребуются оба сертификата.

В 2003 г. был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г. был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005).

15 ноября 2008 г. была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией.

Таким образом, на сегодняшний  день действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000:

-  ISO  9000:2005  «Системы  менеджмента качества. Основные  положения и словарь».

-   ISO  9001:2008  «Системы  менеджмента качества. Требования».

- ISO 9004:2009 «Менеджмент  для достижения устойчивого успеха  организации. Подход на основе менеджмента качества».

 

 

 

 

3. Принципы менеджмента  качества, положенные в основу  стандартов ИСО серии 9000.

Прежде всего, нужно уяснить  ряд основных концепций. В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2005 положены восемь фундаментальных принципов менеджмента качества. Применение восьми принципов менеджмента рассматривается как новый инструмент совершенствования управления организацией.

Принцип 1. Ориентация на потребителя.

В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

Принцип 2. Лидерство.

Лидерство — ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК — это области деятельности, где необходимо лидерство.

С представлением о лидерстве  тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему полномочиями.

Информация о работе История возникновения стандартов ИСО серии 9000