Концепция Всеобщего управления качеством (TQM)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение всеобщего менеджмента качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия «TQM», её принципы, подходы и методы;
- раскрыть основные принципы TQM;
- рассмотреть систему TQM в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность системы всеобщего менеджмента качества………………………5
2. Концепция TQM: общие подходы и методы………………………………..12
3. Концепция всеобщего качества (TQM) в России…………………………...18
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список использованных источников…………………………………...………24

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)

Вадим Аркадьевич Лапидус, доктор технических наук считает, что вынесение идей Всеобщего качества на уровень нации является необходимым по следующим четырем причинам.

  1. Системный характер обеспечения качества. Качество продукции, услуг — системное понятие, оно с трудом решается в рамках одного, отдельно взятого предприятия. Особенно четко это видно на примере автомобильной продукции. Чтобы поднять качество своих автомобилей, «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» должны потребовать соответствующего подъема качества продукции от своих поставщиков. Их около полутысячи у каждого. Поставщики, в свою очередь, должны добиваться подъема качества своих поставщиков-субподрядчиков. А это уже тысячи предприятий, значительная часть промышленности.
  2. Авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели в своем выборе чаще всего ориентируются на страну, к которой принадлежит производитель. Репутация страны в вопросах качества — очень важный фактор успеха в международной торговле. Все знают: японское — значит отличное. Другое отношение к китайским товарам, польским и, к сожалению, к российским. Переломить ситуацию можно лишь представив концепцию Всеобщего качества как основу экономической политики страны.
  3. Социально-экономический аспект Всеобщего качества. Концепции TQM гуманны и справедливы, они несут классовый мир и сотрудничество между владельцами, менеджерами и служащими. Другими словами, концепции Всеобщего качества привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь страны, общества, и в этом они также должны быть востребованы на национальном уровне. Для России начала XXI вв. концепции Всеобщего качества представляют дополнительный интерес в связи с отсутствием идеи, объединяющих страну.
  4. Использование научно-технического потенциала России. Очевидно, что концепции Всеобщего качества особенно привлекательны для научной и в целом интеллектуальной части общества. Огромное количество научных работников из бывших отраслевых НИИ, профессора и преподаватели вузов не востребованы сегодня промышленностью. Масштабное внедрение TQM на большом числе российских компаний с продуманной поддержкой государства могло бы начать процесс интеграции науки и производства. [14]

«Бескачественность» — это суть почти всей истории России. К сожалению, в России мало кто из политиков понимает суть проблемы качества, а правильнее сказать, дьявольскую роль проблемы бескачественности для судьбы России.

Не решив проблему бескачественности российской жизни, невозможно решить и любую другую социально-экономическую, геополитическую задачу. Проблема качества универсальна, любая политическая система, установленная в России, долго не продержится, если не справится с этой проблемой. [14]

Российская промышленность и сфера  услуг действительно только в  начале пути к овладению TQM, и стартовая  скорость тоже не внушает большого оптимизма. Нынешняя Россия не сформулировала ни миссии, ни целей, ни ценностей, ни руководящих  принципов. Хотя почти любая компания численностью от нескольких сот тысяч  работающих, таких, как Ford Motors и Xerox, или Saab и Ericsson с численностью работающих около 600 человек, или ресторан в Италии с 25 работниками провозглашают и миссию, и цели, и руководящие принципы и ценности. Таким образом, о том, чтобы поднять концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи, говорить пока рано. Но подготовительные действия уже необходимы.

Ниже мы приводен список основных причин неэффективности наших предприятий по мнению В. Д. Лапидуса:

  • 1. неэффективный менеджмент:
  • а) отсутствие контроля со стороны собственников (акционеров); 
    б) низкая культура менеджмента (репрессивный, милитаристский менеджмент); 
    в) отсутствие знаний и опыта менеджмента в рыночных условиях; 
    г) отсутствие эффективных механизмов выдвижения и отбора высших менеджеров.
  • 2. неразвитый маркетинг;
  • 3. низкое качество продукции и услуг;
  • 4. низкая производительность;
  • 5. непонимание сути конкуренции и роли качества в конкурентной борьбе;
  • 6. длительные сроки освоения новой продукции;
  • 7. непонимание роли образования и подготовки персонала;
  • 8. непонимание роли информации и данных;

9.подмена полномочий властью, использование власти за пределами ответственности (обязанностей).

Ниже приведен другой список. Он характерен для предприятий, применяющих TQM. Путем  сопоставления этих двух списков  можно определить направление преобразований предприятий.

Характерные черты предприятий, использующих TQM:

  • эффективный менеджмент, в том числе:
  • наличие четкого контроля за менеджерами со стороны собственников, акционеров, инвесторов;
  • новый стиль менеджмента, основанный на гуманистической философии, обеспечивающий высокую мотивацию и вовлеченность персонала;
  • подход, основанный на знаниях, научном методе;
  • наличие системы подготовки, выдвижения и отбора менеджеров лидеров;
  • ориентация на удовлетворение всех заинтересованных сторон — собственников, инвесторов, акционеров, потребителей, служащих, общества;
  • ориентация на долговременный успех, видение будущего и правильное целеполагание;
  • высокое качество продукции и услуг, непрерывное улучшение качества продукции, услуг, процессов, работы;
  • качество как цель номер один, ведущая к снижению затрат, сокращению сроков, повышению производительности и в итоге победе над конкурентами;
  • персонал как ценность номер один: его знания, творчество, приверженность интересам фирмы стоят больше, чем стоимость недвижимости и техники;
  • непрерывное, пожизненное образование всего персонала;
  • процессы циркулирования точной и достоверной информации, охватывающие всю компанию; [14]
  • четкое распределение ответственности, полномочий и взаимодействия.

Продвижение идей TQM в российскую экономику  является самостоятельной задачей. Побудительным моментом может и  должно стать массовое внедрение  международных стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Всеобщее управление качеством - это подлинная революция в  руководстве. Для отработки новых  взаимоотношений нужны социальные и организационные эксперименты. Нужно пробовать, набираться опыта, выявлять плюсы и минусы системы. Хорошо когда этим одновременно занимаются несколько фирм по скоординированным планам. Тогда экономится время, поскольку одной фирме потребовалось бы поочередно пробовать различные варианты. Поэтому надо объединять усилия десятков фирм, проводить социальные и организационные эксперименты параллельно, а затем совместно анализировать результаты и вырабатывать оптимальные решения.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более  высокого качества продукции и услуг.

Внедрение TQM в России, как  и любые перемены, связанные с  переходом к рыночной системе  хозяйствования, сопровождаются рядом  барьеров, одни из которых - наследство советского прошлого, другие - объективная  реальность настоящего.

Успех и реализация потенциала российского бизнеса в первую очередь зависит от адекватного  восприятия происходящего всеми  участниками процесса. Каждый из них, не питая иллюзий, обязан профессионально  выполнять свою роль:

- потребители - защищать  и отстаивать свои интересы;

- компании - удовлетворять  требования и пожелания потребителей;

- наука - формировать научную  и методологическую базу для  адаптации философии качества;

- образование - готовить  грамотных специалистов для осуществления  преобразований;

- государство - устанавливать  вектор развития и способствовать  формированию культуры качества  в политике, в экономике, в социальной  сфере.

Список использованных источников

1. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика - СПб: Питер, 2010. - 416с.

2. Гладов В. Менеджмент качества: процессный подход // ПТ и ПУ. - 2008. - № 10. - С. 100 - 106.

3. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И, Зорин Ю.В.; / Под ред. Глудкина О.П. - М.: Радио и связь, 2005. - 600с.

4. Кнорринг В. И. Основы искусства управления: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2006. - 328с.

5. Курицын А.И. Управление в Японии: Организация и методы. - М.: Наука, 2007.-338с.

6. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2010. - 432с.

7. Мазур И. И. Управление качеством: Учеб. Пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Под ред. И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2010. - 334с.: ил.

8. Маслов Д., Ватсон П., Белокоровин Э. Эффект TQM. Всеобщее управление качеством в России - труден путь к совершенству // Управление качеством. - 2009. - № 6. - С. 17-23.

9. Нугаев М. А. Качество как категория философии и социально-экономической науки // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2008. - № 1. - С. 65 - 68.

10. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2010. - 912 с.

11. Пантелеева Е. Современный японский менеджмент // Управление персоналом. - 2009. - №14. - С. 42-45.

12. Пашкус В. Ю. Современная теория управления: Теории менеджмента на пороге XXI века: Учеб пособие. - СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2008. - 272с.

13. Тихомирова О. И. Методический подход к оценке функционирования системы менеджмента качества // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 70 – 76

14. Концепция всеобщего качества  (TQM) как национальная идея России. http://www.iteam.ru/publications/quality/section_61/article_2759. Дата обращения 27. 11.12

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Концепция Всеобщего управления качеством (TQM)