Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:29, контрольная работа
Целью работы является закрепление и углубление знаний по теме исследования, полученных при использовании научной и технической литературы.
Задачи работы:
Анализ литературы по избранной теме.
Сравнение различных подходов к решению проблемы.
Исследовать подобранный материал по данной теме.
Введение 2
1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации 5
2 Международная организация по стандартизации 7
3 организация работ по стандартизации в рамках европейского союза (ес) 30
4 Соглашение по техническим барьерам в торговле 41
5 Применение международных стандартов в отечественной практике 44
Выводы и предложения 47
Список использованной литературы 49
Приложения 50
—группы управления договорами, которые разрабатывают правила по заключению договоров о взаимном признании и контролируют их выполнение; наблюдают за деятельностью национальных систем сертификации; поддерживают постоянный контакт с Советом, отраслевыми и специализированными комитетами, информируя их о своей работе и возникающих потребностях;
— административная инфраструктура поддержки, которая обеспечивается силами СЕН и СЕНЭЛЕК. Основное место в инфраструктуре занимает информационное обеспечение: единой информационной системой по стандартизации (ИСИС) пользуются все организации по стандартизации стран — членов ЕС [5] .
Информацию по сертификации,
испытаниям и испытательным лабораториям
предоставляет система «
Политика ЕС в области сертификации увязывается с политикой по качеству. Такой подход требует нового подхода к стратегическому управлению компанией, который соответствует концепции TQM — всестороннего управления качеством.
Политика ЕС в области
качества продукции направлена на повышение
конкурентоспособности европейс
К региональным организациям относится также учрежденный в 1992 г. государствами Содружества независимых государств (СНГ) — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), который в 1996 г. МГС признан Международной организацией по стандартизации (ИСО) — Региональной Организацией по стандартизации как Евро-Азиатский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC) (Резолюция Совета ИСО 26/1996). Высшим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах — участниках Соглашения. В работе МГС принимают участие суверенные государства, бывшие республики СССР. Между заседаниями руководство работой Совета осуществляют Председатель и Ответственный секретарь. Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. При Совете создано более 230 межгосударственных технических комитетов по стандартизации. К числу основных задач МГС относятся: осуществление согласованных работ по стандартизации, метрологии, сертификации продукции, работ, услуг и систем качества; устранение технических барьеров в экономическом сотрудничестве; обеспечение объективной оценки качества продукции и взаимного признания сертификатов и знаков соответствия на поставляемую продукцию. Как региональная организация по стандартизации Совет сотрудничает с ИСО, Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) и другими международными и региональными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации. Деятельность МГС осуществляется в соответствии с «Положением о Межгосударственном Совете по стандартизации метрологии и сертификации».
Соглашением от 1994 г. установлены условия и процедуры признания в области сертификации. Основные положения этого Соглашения закрепляют: взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур; аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств — участников Соглашения; право государств — участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Соглашения о взаимном
признании в области
Межгосударственный совет
принял Положение о сертификации
средств измерений, которое имеет
важное значение для признания сторонами
результатов испытаний
В ближайшей перспективе планируется разработка общего для стран СНГ законодательного акта «О сертификации продукции и услуг» и межгосударственных нормативных документов, устанавливающих общие требования к правилам (порядкам) проведения сертификации продукции, а также введение единой формы сертификата и знака соответствия [7].
К региональным организациям,
осуществляющим свою деятельность по
обеспечению взаимного
— Международная ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — межправительственная организация, объединяющая в настоящее время 6 стран и созданная с целью решения задач развития регионального сотрудничества в области стандартизации и сертификации, содействия развитию промышленности и торговли;
—Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО), созданная в 1977 г. с целью содействия развитию стандартизации, сертификации и испытаний в 23 африканских государствах;
— Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО), действующая с 1968 г. В ее работе принимают участие 17 арабских стран;
— Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ), учрежденный в 1961 г. 19 странами Центральной и Латинской Америки;
— Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), созданная в 1952 г. по инициативе национальных организаций по стандартизации Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, и ряд других европейских организаций по стандартизации, метрологии и сертификации [7].
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
Соглашение по техническим барьерам в торговле состоит их преамбулы, 15-ти статей и трех приложений. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется на все промышленные и сельскохозяйственные товары. Однако санитарные и фитосанитарные меры – предмет другого соглашения. В Соглашении используются два термина: «технический регламент» (Technical Regulation), включающий стандарты, соблюдение которых обязательно и термин «стандарт» (Standard), соблюдение которого является добровольным. Оно распространяется также и на процессы производства в тех случаях, когда они меняют качественные характеристики товаров. Соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные стандарты – «технические регламенты», включая требования к маркировке и упаковке товаров. Они должны базироваться на научно обоснованных данных, применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к товарам всех стран и не должны быть более обременительными к иностранным товарам по сравнению с товарами национального производства. Такие же правила относятся к процессам определения соответствия стандартам – сертификация (статья 2) [7].
Круг ведения Соглашения
по техническим барьерам в торговле
ВТО включает технические регламенты,
стандарты и правила
В Приложении к Соглашению содержится так называемый «Кодекс добросовестной практики», регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит основные положения, регулирующие использование стандартов. Статья 4 Соглашения рекомендует всем странам-членам ВТО придерживаться положений Кодекса. В нем признается право развивающихся стран не использовать стандарты, несовместимые с нуждами их развития и их право на разработку в международных органах международных стандартов на товары, имеющие особое значение для развивающихся стран. Положения Соглашения содержат также обязательства предоставления развивающимся странам необходимой помощи в развитии их систем стандартизации и в реализации норм Соглашения по техническим барьерам в торговле.
В рамках ВТО создан Комитет по техническим барьерам в торговле, входящий в круг органов Совета по торговле товарами ВТО, для обсуждения всех вопросов, относящихся к деятельности Соглашения [7].
Правила применения. ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:
• принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений ("метод обложки"). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
• принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).
Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт [3].
Руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает также прямое и косвенное применение международного стандарта.
Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.
Таким образом, по терминологии указанные выше два варианта — это косвенное применение международного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.
Российская система стандартизации, конечно, опирается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт и свои особенности, не противоречащие, однако, изложенному выше. Поэтому целесообразно рассмотреть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.
Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ "О стандартизации". К ним относятся:
До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.
Кроме стандартов, нормативными документами являются также
ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стандартизации и
ТУ — технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации [3].
Рассмотрим содержание российских нормативных документов.
Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов — Госстрой России.
Информация о работе Международная и региональная стандартизация