Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству и конкурентоспособности продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………….
4
1. Обеспечение качества продукции – путь предприятия к рынку………….
6
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции, их сущность и значение в развитии производства и насыщении рынка...…………………..

6
1.2. Показатели качества и конкурентоспособности продукции……..
14
1.3. Оценка уровня качества продукции согласно требований МС ИСО-9000 «Петля качества»…………………………………………………...

26
1.4. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством выпускаемой продукции……………………………………………………….

41
2. Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МТЗ»………………...
51
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..
51
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии…….
58
2.3. Динамика и тенденции показателей качества продукции на РУП «МТЗ». Анализ брака и построение диаграммы Парето……………………..

69
2.4. Опыт применения ЭВМ в управлении качеством ………………..
81
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга…..
86
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
86
3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции...
93
3.3. Эффективность мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции……………………………………………………….

97
Заключение……………………………………………………………….
101
Список использованных источников…………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом качество.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)
  • качество невозможно определить. Иными словами, все мы «невежды в вопросах качества»;
  • если вы не можете определить точно объект, невозможно узнать, существует ли он;
  • качество подобно современному искусству. Мы, скорее всего не способны точно определить, что это такое, но часто (почти всегда) узнаем, что именно «оно», когда его видим;
  • в основном мы имеем дело с интеллектуальной непорядочностью, когда в дискуссиях используются технические термины, которые не могут быть точно определены (и значение которых не может быть точно установлено). [17, стр. 100]

Г. Тагути заинтересовался тем, насколько функция социальной значимости (или функция социальных потерь) зависит от восприятия качества отдельными потребителями, которые и составляют рынок, и как можно определить потери для общества, если исходная информация для данной модели формируется из интегрального мнения о качестве отдельных потребителей.

Приведем наиболее существенные положения  Г. Тагути:

  • качество – это социальные потери;
  • потери, связанные с наличием внутренне присущих продукции или услуге функций и возможностей, не должны учитываться при определении социальных потерь. [17, стр. 102]

Не смотря на то, что В. Шухарт высказывает суждения о необходимости определять измеряемые характеристики продукции и услуг высокого качества, суть его определения все же ближе ко второму уровню качества. Приведем основные тезисы В. Шухарта:

  • существует две стороны качества: субъективная (что желает потребитель) и объективная (свойства продукции, которые не зависят от желаний потребителя);
  • важным измерением качества является та ценность (значимость), наличиствующая в продукции, которую потребитель получает, уплачивая запрашиваемую цену;
  • стандарты качества должны быть выражены в терминах физических, количественно измеряемых характеристик продукции;
  • для получения информации об индивидуальных желаниях огромного числа потенциальных потребителей и перевода ее в измеряемые характеристики конкретной продукции или услуги, которая будет удовлетворять желания общества, необходимо использовать статистические методы. [17, стр. 101]

Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее приемлемо определение, данное В. Шухартом. Оно применимо с точки зрения как теории, так и практики. Нужно отдать должное концептуальной модели, разработанной Г.Тагути, но упор на социальные аспекты делает его определение далеким от практики и методологии и тем самым менее интересным, чем определения, данные другими семью специалистами.

В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [11]

В 2000 году ИСО дала новую формулировку определения качества. В соответствии с МС ИСО 9000:2000 «качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования». [12] То есть, не достаточно удовлетворения только установленных потребностей, надо выполнять и те невысказанные, которые покупатель требует в неявном виде. Имеются в виду само собой разумеющиеся ожидания, которые обычно не формулируются конкретно, однако заносятся в ряд устойчивых требований.

Термин «требования» сам имеет определение в этом же стандарте. «Требование – это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным». [14]

Таким образом, определение качества стало «многоступенчатым», что очевидно затрудняет его понимание.

Обратимся к отечественной литературе. Здесь также можно встретить различные трактовки понятия качество. Авторы книги «Что такое качество?» [3] еще в 1968 г. выявили боле 100 различных толкований понятия «качества продукции». С тех пор число толкований понятий «качество» и «качество продукции» не уменьшилось. Дискуссии по этому вопросу периодически возникают, причем авторы совершенно справедливо отмечают, что качество – весьма сложная и противоречивая категория.

В работе М.Г. Долинской и И.А. Соловьева [4] понятие качество продукции совершенно оправданно анализируется в сопоставлении с другой важнейшей категорией – конкурентоспособностью. При этом качество продукции авторы рассматривают, основываясь на определении этого понятия, зафиксированного в ГОСТ 15467-79. «Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». [4, стр.11]

Выбор терминологической базы представляется весьма оправданным. В то же время авторы разделяют понятия «качество» и «потребительная стоимость», исходя из той посылки, что «...потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью удовлетворять человеческие потребности, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции». [4, стр. 9] Резонно предположить, что под потребительной стоимостью продукции авторы подразумевают набор свойств, непосредственно связанных с тем, что обыденное сознание связывает с конкурентоспособностью. В то же время качество, как известно, представляет собой не что иное, как набор свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности.

Наиболее полно различие между  понятиями качество и конкурентоспособность охарактеризовал в своей работе А.П. Дурович. [5]

Во-первых, если под качеством понимается совокупность свойств продукции, то конкурентоспособность характеризует их соответствие конкретной общественной потребности. В этом смысле при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Во-вторых, показатели качества определяются, как правило, исходя из интересов производителя, а показатели конкурентоспособности – прежде всего из интересов потребителя. Иными словами, конкурентоспособность обусловливается только теми показателями, которые представляют существенный интерес для потребителя (и естественно гарантируют удовлетворение его потребностей). Все показатели изделия, выходящие за указанные границы, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

В-третьих, уровень качества задается уровнем технически современной продукции, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставление ее показателей с уровнем развития потребностей.

В-четвертых, если качество представляет собой более или менее статичную характеристику товара, то конкурентоспособность является его динамической характеристикой. На уровень конкурентоспособности значительное влияние оказывают такие факторы рынка и маркетинга, как степень удовлетворения спроса на товар и емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, ассортимент и структура товарного предложения, социально-демографические характеристики потребителей, стадии жизненного цикла изделий, реклама, а на качество – в основном факторы производства. [5, стр. 45-46]

Резюмируя сказанное, можно предложить следующее определение конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Определяемые совокупностью свойств  товара его качество и конкурентоспособность проявляются в разных сферах. Качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства и обнаруживается в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения. Таким образом, у категорий «качество» и «конкурентоспособность» имеют место разные сферы проявления.

Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод, что качество и конкурентоспособность – это категории связанные, но далеко не совпадающие. Кроме того, понятие «конкурентоспособность» шире понятия «качество». Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества – это конкурентный или высококонкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.

Центральное место, занимаемое качеством  и конкурентоспособностью в развитии производства и насыщении рынка товарами, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого проблемы качества и  конкурентоспособности носят не текущий, тактический, а стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

1.2. Показатели качества  и конкурентоспособности продукции

Качество и конкурентоспособность  продукции более полно раскрывается через систему показателей. Они  представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня качества и конкурентоспособности изделий.

Основой для построения системы  показателей качества конкурентоспособности являются анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Суммарный полезный эффект Р каждого товара по существу представляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия. Именно оно является основным критерием успеха товаров в конкурентной борьбе на рынке и образует группу качественных показателей конкурентоспособности. Действительно, для того чтобы товар мог удовлетворить конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами той или иной потребности.

Приобретая товар, покупатель стремится  оптимизировать свои расходы на удовлетворение потребности и затратить минимум средств на покупку и потребление изделия. Поэтому для него первостепенную важность представляет уровень затрат, связанных с конкретным товаром. Параметры, которые оказывают влияние на уровень расходов покупателя, можно объединить в группу экономических. Они фактически определяют уровень цены потребления.

Достаточно близко к экономическим  находится группа организационно-коммерческих показателей, которые характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке.

Таким образом, конкурентоспособность  товаров определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями.

Рассмотрим подробнее каждую группу показателей:

1) Показатели качества

В общей совокупности показателей  качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Качественные показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства продукции благодаря которым он удовлетворяет конкретную общественную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данного вида продукции. Они могут быть представлены как количественные (показатели, параметры) и качественные (признаки) характеристики.

 

 

Рис. 1.2.1. Классификация качественных показателей

конкурентоспособности продукции

К классификационным показателям относятся:

  • показатели, служащие для установления параметрического или типоразмерного ряда продукции (например, размер экрана по диагонали телевизора, объем низкотемпературной камеры холодильника и т.п.);
  • показатели исполнения продукции, определяющие область и условия ее применения (исполнение для условий тропиков, крайнего Севеpa, среднеевропейских районов для использования под водой, в газовое среде и т.п.);
  • показатели, определяющие группу потребителей продукции (фотоаппаpат любительский или для астрономических съемок; легковой автомобиль малого или среднего класса, спортивный, представительский и т.п.).

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

По выполняемой роли оценочные  показатели разделяют на две группы:

  • используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;
  • используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.

Информация о работе Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб