Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству и конкурентоспособности продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».
Введение………………………………………………………………….
4
1. Обеспечение качества продукции – путь предприятия к рынку………….
6
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции, их сущность и значение в развитии производства и насыщении рынка...…………………..
6
1.2. Показатели качества и конкурентоспособности продукции……..
14
1.3. Оценка уровня качества продукции согласно требований МС ИСО-9000 «Петля качества»…………………………………………………...
26
1.4. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством выпускаемой продукции……………………………………………………….
41
2. Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МТЗ»………………...
51
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..
51
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии…….
58
2.3. Динамика и тенденции показателей качества продукции на РУП «МТЗ». Анализ брака и построение диаграммы Парето……………………..
69
2.4. Опыт применения ЭВМ в управлении качеством ………………..
81
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга…..
86
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
86
3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции...
93
3.3. Эффективность мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции……………………………………………………….
97
Заключение……………………………………………………………….
101
Список использованных источников…………………………………...
Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают:
Состав и структура цены потребления определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Кроме того, в структуру затрат могут включаться и элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара.
Цена потребления зависит
Поскольку цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо учитывать сроки эксплуатации товаров. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С его окончанием потребитель должен прекратить использование данного товара и заменить его новым и провести ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс. [6, стр.4-6]
3) Организационно-коммерческие показатели
Критерии, по которым потребитель оценивает товар, включают в себя гораздо больше аспектов, чем качество и цена потребления.
Для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором он действительно нужен, в нужном количестве и в нужный момент времени. Потребитель также должен быть подготовлен к появлению данного товара. Все это зависит от эффективного решения комплекса маркетинговых задач: изучения рынка, создания и производства товара, сбыта и деятельности по его стимулированию. Особенно стремительно в последние годы растет значение организационно-коммерческих показателей, обеспечивающих скорейшее продвижение товара от производителя до потребителя. [5]
Организационно-коммерческие показатели раскрывают преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и др. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставки, уторговывании условий контракта, в частности определении цены товара, его качества, способов удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, технического обслуживания.
Организационно-коммерческие показатели
конкурентоспособности в
В системе мероприятий организационно-коммерческого характера, направленных на повышение конкурентоспособности товаров, особое место занимают следующие виды деятельности.
Мероприятия «паблик рилейшнз» (англ. public relations). Данные мероприятия создают благоприятный образ (имидж) фирмы. Ради его достижения и сохранения фирмы не жалеют денег, он превращается в эффективный инструмент бизнеса.
Упаковка. Ее роль в деятельности наших предприятий зачастую недооценивается. Тем не менее упаковка значительно влияет на эффективность сбыта изделий. Помимо того, что соответствующая упаковка обеспечивает сохранность товара на пути к потребителю, уменьшает величину транспортных и складских расходов, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, она может служить и дополнительной рекламой. Внешнее оформление и информационное содержание упаковки имеет огромное значение: с помощью упаковки товар сам себя продает.
Торговая марка. Это зарегистрированное в установленном порядке обозначение (товарный знак), проставляемое на товаре или его упаковке и служащее для отличия товаров одной фирмы от изделий других фирм. Товарный знак юридически защищается, так как имеет свойства исключительной принадлежности. Торговой маркой могут быть название фирмы, термин, символ, рисунок, взятые в отдельности или в комбинации друг с другом. Торговая марка удостоверяет качество товара и призвана содействовать его реализации. [5, стр. 33]
МС ИСО-9000 «Петля качества»
Рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества. Это обуславливает необходимость руководителям современных отечественных предприятий более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Следовательно, оценка качества продукции является исходным моментом для принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Детальный анализ литературных источников свидетельствует об отсутствии единого подхода к оценке качества. Проследим эволюцию разработок методов оценки качества.
Возникновение необходимости оценок качества продукции было исторически обусловлено разделением труда и появлением массового производства. Здесь можно выделить 3 этапа. Первый – этап непосредственного соединения человека со средствами производства, когда качество продукции зависело от мастерства работника, его физического совершенства, органов его чувств. Изготовление и потребление продукции не было разделено ни в пространстве, ни во времени, поэтому необходимость в оценке отсутствовала.
На втором этапе – этапе машинного производства, с усилением разделения труда, развитием товарных отношений, когда продукция производится на неизвестного потребителя и в массовом количестве, возникает необходимость в получении объективной оценки качества продукции; эта оценка должна нести информацию о потребности в той или иной продукции. Оценка качества здесь уже важна, но особая необходимость в ней приобретается на третьем этапе – этапе автоматизированного производства в силу того, что продукция все более усложняется, одновременно предлагается до нескольких десятков разновидностей товаров одного и того же назначения, резко сокращается период между сменами моделей, возрастает серьезность последствий, к которым может привести неточная или ошибочная оценка. [12]
До недавнего времени
Наличие большого количества видов оценок свидетельствовало о двух моментах: во-первых, проблема оценки считалась сложной задачей, во-вторых, признавалось, что в то время отсутствовали достаточно объективные методы по количественной оценке качества, которые принимались бы всеми потребителями. Именно такое положение дел с оценкой качества продукции привело к усилению научных исследований по поиску объективных количественных оценок качества продукции (также потребительной стоимости, полезности), а затем и к появлению научного направления, связанного с количественной оценкой качества, квалиметрией. Квалиметрия оперирует не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и определяет качество по отношению к изделию, принятому за базу сравнения – уровень качества (ГОСТ 15467-79). Были введены понятия показателей качества продукции: единичный, комплексный, групповой, обобщенный, относительный, интегральный. Предлагалось учитывать только важнейшие свойства продукции при оценках качества продукции. Среди оценок качества продукции были дифференциальная, а также – надежности, технического и технико-экономического уровня качества. Первым этапом оценки качества продукции являлся выбор номенклатуры показателей качества. В 1979 году ВНИИ Стандартизации Госстандарта предложил для оценки качества продукции номенклатуру из 10 видов показателей; каждый из видов содержал множество более конкретных показателей. В зависимости от используемых средств методы измерения показателей качества подразделялись на измерительные, регистрационные, расчетные, органолептические, экспертные и др. [12]
За базовую модель изделия выбиралась не только существующая, но и гипотетическая, отражающая самые различные уровни качества:
Для получения относительных
Таким образом, уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения. [12]
Данный показатель определяется следующими методами:
1) Дифференциальный метод или метод относительных показателей. Основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий.
Для продукции отраслей машиностроения используют следующие основные показатели технического уровня и качества продукции: назначения, унификации, безопасности, расходование топлива, сырья, энергии; общественно-полезный эффект; экономичность; эксплуатационная эффективность; эстетические; экологические и патентно-правовые.
Качество продукции
Д = Рi / Рia , (i =1, …, n), (1)
где Д – относительный показатель качества; Рi – значение i-го показателя качества оцениваемого изделия; Рia – значение i-го показателя базового изделия (аналога); n – количество показателей.
При незначительном количестве относительных показателей дифференциальный метод может оказаться наиболее быстрым для определения уровня качества продукции на конкретном рынке.
2) Обобщающий метод. Используется если показателей много и оценка качества по ним вызывает затруднение (трудно отдать какому-то из них предпочтение).
Ку= |
å Дi |
< > |
1 (i =1, …, n), (2) |
n |
где Ку – обобщающий показатель качества; Дi – относительный показатель качества; n – количество относительных показателей.
Уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя, как и относительного, больше или равно единице.
3) Смешанный метод (сочетание дифференциального и обобщающего методов). Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
При смешанном методе оценки выполняются следующие действия. Часть единичных показателей объединяются в группы и для каждой группы определяют соответствующий обобщающий показатель. Отдельные важные показатели не объединяют в группы, а применяют их в дальнейшем анализе как единичные. На основе получаемой совокупности обобщенных и единичных показателей оценивают уровень качества изделий дифференциальным методом.
4) Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т.е. определяется обобщающий показатель экономической эффективности:
Кэ = |
Ку За |
< > |
1 (3) |
Куа З |
где Ку и Куа – обобщающий показатель качества оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно; З и За – суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца (аналога) соответственно.
Обобщающий показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если Кэ>1. Это значит, что затраты на выпуск изделия растут медленнее, чем увеличивается технический уровень и повышается качество продукции.
Для техники, революционизирующей производство, и для специфических товаров народного потребления, которые попросту не имеют аналогов, применяют интегральный показатель качества продукции, установленный государственным стандартом. Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от использования образца продукции за заданный срок службы к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. [8]
Следует отметить, что такой подход к оценке качества продукции существует и сейчас (например, при оценке уровня конкурентоспособности продукции), но за рубежом наши способы оценок качества продукции не были приняты.
С течением времени становилось
ясно, что устойчивого