Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод» в условиях маркетинга при переходе его на соблюдение требований МС ИСО-9000 «Петля качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству и конкурентоспособности продукции;
2) проведение анализа обеспечения качества продукции на предприятии;
3) разработка комплекса мероприятий по повышению качества продукции РУП «Минский тракторный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………….
4
1. Обеспечение качества продукции – путь предприятия к рынку………….
6
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции, их сущность и значение в развитии производства и насыщении рынка...…………………..

6
1.2. Показатели качества и конкурентоспособности продукции……..
14
1.3. Оценка уровня качества продукции согласно требований МС ИСО-9000 «Петля качества»…………………………………………………...

26
1.4. Отечественный и зарубежный опыт в управлении качеством выпускаемой продукции……………………………………………………….

41
2. Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МТЗ»………………...
51
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………..
51
2.2. Система управления качеством продукции на предприятии…….
58
2.3. Динамика и тенденции показателей качества продукции на РУП «МТЗ». Анализ брака и построение диаграммы Парето……………………..

69
2.4. Опыт применения ЭВМ в управлении качеством ………………..
81
3. Повышение качества продукции РУП «МТЗ» в условиях маркетинга…..
86
3.1. Обеспечение требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
86
3.2. Предлагаемая органиграмма управления качеством продукции...
93
3.3. Эффективность мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции……………………………………………………….

97
Заключение……………………………………………………………….
101
Список использованных источников…………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом качество.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Системный подход к управлению качеством  предусматривает функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой системе. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством.

Накоплен богатый позитивный опыт функционирования систем качества в  соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000. Именно те системы качества, которые удовлетворяют требованиям Международных стандартов, признаны наиболее эффективными в мировой практике управления качеством. Соответствие действующих на предприятиях систем качества требованиям МС ИСО серии 9000 признается потребителями всего мира гарантией того, что изготовитель может производить и поставлять продукцию стабильного качества и выполнять контрактные условия и обязательства.

В 2000 году закончился плановый пересмотр  международных стандартов ИСО и  принята новая версия стандартов, которая разработана с учетом использования элементов ТQМ (всеобщее управление качеством) и международных премий по качеству. Международные стандарты ИСО серии 9000 издания 2000 года являются третьей версией данной серии стандартов и устанавливают требования к базовой модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.

В структуру стандартов серии 9000:2000 входят: ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». Стандарт имеет новую структуру. В нем отсутствует деление на 20 элементов. Новая структура основывается на процессном подходе и включает четыре блока процессов: 1) ответственность руководства; 2) менеджмент ресурсов; 3) процессы жизненного цикла продукции; 4) измерение, анализ и улучшение.

ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Данный стандарт предназначен для организаций, которые желают выйти за рамки требований ИСО 9001 и повысить эффективность системы менеджмента качества, обеспечить увеличение дохода, доли на рынке, прибыли, уменьшения затрат.

В основу пересмотренных стандартов положены следующие принципы:

1) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящее и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребителя. Степень удовлетворенности потребителей следует оценивать. Информация об удовлетворенности потребителей должна поступать систематически не из одного, а из многих источников и обрабатываться для получения точных и обоснованных выводов относительно потребностей и пожеланий как конкретных заказчиков, так и рынка в целом.

2) Лидерство руководителя. Лидеры устанавливают единство целей и руководства в организации. Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Задача руководителей предприятия заключается не только в постановке целей, но и в осуществлении анализа их выполнения. Руководители должны рассматривать качество как стратегический фактор развития предприятия. Планы по качеству должны включаться в стратегические планы развития предприятия.

3) Вовлечение работников. Персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение в деятельность по управлению качеством позволяет использовать его способности на пользу организации.

4) Процессный подход. Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.

5) Системный подход к менеджменту. Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителя. При системном подходе стало возможным полное использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.

6) Постоянное улучшение. Неизменной целью организации должно стать постоянное улучшение – способность оперативной перестройки процессов в ответ на потребности внутренних и (или) внешних потребителей. Реализация этого принципа требует формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

7) Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Информация и данные надо регистрировать, собирать, накапливать, обрабатывать и использовать для принятия решений. Сбор данных и последующий их анализ требует знания и применения специальных методов, в частности статистических.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимосвязаны, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности. Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения должны стать нормой деятельности для обеих сторон. Система менеджмента качества должна включать предпосылки построения именно такого взаимодействия.

Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, позволяет смотреть на предприятие как на организацию, осуществляющую бизнес и стремящуюся быть впереди конкурентов.

Кроме того, ко всем процессам может  применяться методология, известная  как цикл Деминга «Plan-Do-Check-Act» (PDCA).

Последовательность этапов цикла  PDCA (цикла Деминга) представлена на рисунке 1.3.1.

 

 

 


Действие (Act):

Предпринимайте действия

по постоянному улучшению

 показателей качества

 

4

Планирование (Plan):

Разработайте цели и процессы

для достижения результатов

в соответствии с требованиями

потребителей и организации

 

1

 

Проверка (Check):

Постоянно контролируйте  и

измеряйте процессы и  продукцию

в сравнении с политикой, целями

и требованиями на продукцию

и сообщайте результаты

3

 

Осуществление (Do):

Внедрите процессы

 

 

2


 

Рисунок 1.3.1. Последовательность этапов цикла PDCA (цикла Деминга)

Не смотря на то, что в новой  версии стандартов ИСО 9000:2000 отсутствует определение «петли качества», данная концептуальная модель необходима для понимания смысла управления качеством и систем менеджмента качества. Согласно определению, данному в предыдущей версии стандартов, петля качества – концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворенности (ИСО 8402) [11].

Петля качества наглядно показывает, что осуществление качества –  задача не только производства и испытаний продукции, решающую роль при этом имеют все этапы жизненного цикла – от маркетинга до утилизации (рис. 1.3.2.).

Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематическим  проводимых мероприятий, создающих  необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», от определения потребности до оценки их удовлетворения.

Выделена политика предприятия  в области качества и собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение управления качеством на основе оперативной информации.

 

   

Политика предприятия

в области качества

   
           
   

Система качества

   
           

Обеспечение качества

 

Управление качеством

 

Улучшение качества














 

Рис. 1.3.2. Управление качеством продукции

Декларация политики в области  качества должна содержать взгляд руководства организации на качество и на систему менеджмента качества, подход и приверженность руководства к вопросам качества, что является основой для установления целей в области качества.

Согласно идеологии, принятой в  стандартах ИСО серии 9000, организация работ в системе управления качеством должна обеспечивать все необходимые условия выполнения этапов «петли качества» последовательно, в запланированные сроки и с высокой эффективностью.

Следует также отметить, что новая версия стандартов ИСО серии 9000 выдвигает особые требования к процессам измерения, анализа и улучшения. Проведение в запланированной последовательности серии наблюдений или измерений контрольных значений (параметров) продукции, функционирования процессов и системы менеджмента качества (мониторинг) в организации необходимо для подтверждения соответствия продукции, процессов, системы менеджмента качества установленным требованиям и демонстрации постоянного совершенствования. При этом возможно широкое применение статистических методов.

Статистические методы управления качеством продукции – это действия, осуществляемые при разработке, производстве и эксплуатации продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на основе методов математической статистики и теории вероятности. [14]

Они обладают таким важным преимуществом, как возможность обнаружения отклонения от технологического процесса или установленных требований не тогда, когда продукция изготовлена и представлена на контроль, а в процессе ее производства, т.е. когда можно своевременно вмешаться в производственный процесс и откорректировать его.

Для решения проблем, связанных  с качеством продукции, широкое  распространение получили семь традиционных методов (так называемых «инструментов» качества), а именно: гистограммы, временные ряды, диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные листки, контрольные карты, диаграммы рассеяния.

Области применения упомянутых «инструментов» качества показаны на рисунке 1.3.3; там же приведены еще два приема, часто используемые на начальной стадии работы: мозговая атака и схема процесса. Рассмотрим суть указанных методов.

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно коротко время.

Схема процесса (схема последовательности операций, маршрутная карта) применяется, когда требуется проследить фактические или подразумеваемые стадии процесса, которые проходят изделие или услуга, чтобы можно было определить отклонения. При изучении схем процессов можно часто обнаружить скрытые ловушки, которые служат потенциальными источниками помех и трудностей.


 


 

 

 


 

Рисунок 1.3.3. Область применения «инструментов» качества:

1 – выявление проблем; 2 – анализ проблем

Контрольный листок (таблица  проверок) позволяет ответить на вопрос: «Как часто случается определенное событие?» С него начинается превращение мнений и предположений в факты.

Временной рад (линейный график) применяется, когда требуется самым простым способом представить ход изменения наблюдаемых данных за определенный период времени. Опасность в использовании временного ряда заключается в тенденции считать важным любое изменение данных во времени.

Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем, проследить за результатом или определить основную причину проблемы.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий скелет») применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.

Метод гистограмм является эффективным инструментом обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов. Гистограмма – это графический метод представления данных, сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал.

Диаграмма рассеяния (разброса) применяется, когда требуется представить, что происходит с одной из переменных величин, если друга переменная изменяется, и проверить предположение о взаимосвязи двух переменных величин.

Контрольная карта применяется, когда требуется установить, сколько колебаний в процессе вызывается случайными изменениями и сколько обязаны чрезвычайным обстоятельствам или отдельным действиям, чтобы определить, поддается ли процесс статистическому регулированию.

Конечной целью внедрения статистических методов управления качеством продукции является оптимизация производственных процессов и производства в целом для значительного повышения эффективности производства, качества продукции, культуры производства, квалификации специалистов и получения максимального эффекта от затрачиваемых материальных и трудовых ресурсов.

Внедрение на предприятиях МС ИСО  серии 9000 версии 2000 года, отличительной особенностью которых является требование реализации в системах качества принципов ТQМ, а также процессного подхода, означает реализацию на всех этапах жизненного цикла продукции эффективного информационного взаимодействия участников процессов, что возможно только при использовании информационных технологий.

Информация о работе Обеспечение качества продукции на республиканском унитарном предприятии «Минский тракторный завод» при переходе его на соблюдение треб