Организационные, социальные и экономические методы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им надо иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация методов управления качеством продукции……………….5
1.1.Организационно-распорядительные методы управления качеством……..8
1.2. Экономические методы управления качеством…………………………..11
1.3. Социально-психологические методы управления качеством…………...13
2. Новая стратегия в управлении качеством…………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

1.2. Экономические методы  управления качеством

     Социально-психологические  методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества.

     В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

    • моральное стимулирование высокого качества результатов труда;      
    • приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);
    • учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;
    • формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;
    • сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
    • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.
    • способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
    • приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.

      Важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества - это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.

Принципы организации  кружков качества:

      · добровольность участия;

      ·стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;

      · моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;

      · поддержка  инициативы руководством и общественными  организациями на всех уровнях управления предприятием;

    · обеспечение  гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение  опыта работы.

     Кружки  качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и  социально-психологические задачи предприятия.

Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного  участия в управлении качеством  наряду с обществами потребителей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Социально-психологические  методы управления  качеством 

     Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством.

     К таким методам могут быть отнесены:

     финансирование  деятельности  в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

    хозяйственный расчет в подразделениях системы  управления качеством;

    экономическое стимулирование производства, распределение  и предоставление потребителям продукции  и услуг, соответствующих их требованиям;

    ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

    применение  системы оплаты труда и материального  поощрения;

    использование экономических мер воздействия  на поставщиков;

         бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требованиям стандартизации и сертификации качества;

         Образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;

     Один  из примеров использования экономического метода — материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат — более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: более высокая зарплата — более высокое качество продукции. Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу высокая эффективность — высокая зарплата. Тем не менее подтверждением полезности и эффективности такого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией Омрон. Однако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.

     Реализация  этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качества продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соответствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных производственных отношений, взаимосвязанных реализацией данного метода.

2. Новая стратегия в управлении качеством

 

     Управлению  качеством продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался  новый подход, новая стратегия  в управлении качеством. Она характеризуется  рядом моментов:

     · обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая  каким-то одним подразделением, а  как систематический процесс, пронизывающий  всю организационную структуру  фирмы;

     · новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная  структура предприятия;

     · вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

     · качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

     · повышение качества продукции требует  применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

     · всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

     Все это осуществимо только тогда, когда  действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая  все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Только непониманием проблемы качества можно объяснить  такие заявления руководителей, как «управление качеством продукции  означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством продукции

     означает  более активное внедрение стандартизации», «управление качеством представляет собой статистику», «управление  качеством на практике представляется весьма трудоемким процессом», «пусть вопросами управления качеством продукции занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении качеством продукции исключают выполнение дополнительных мероприятий», «управление качеством не имеет отношения к администрации предприятия или отделу реализации».

     В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий  в настоящее время - одна из характерных  черт мирового рынка.

     Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:

     · качество рассматривается наравне  со всеми техническими новшествами  с самого начала разработки изделия;

     · планирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  организуется таким образом, чтобы  не ограничивать проектирование вариантов  изделия с наилучшими характеристиками;

· ускорение  разработки изделия должно стать  основным критерием эффективности  системы разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции.

     Международный опыт показывает, что работы по повышению  качества целесообразно проводить  в рамках системного управления, которое  охватывает весь жизненный цикл продукции - от проектирования до потребления и утилизации.

     Управление  качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для  нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.

     Реализация  нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет  организовать эффективную систему  законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная  с учетом зарубежной и отечественной  практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и  интересов граждан и юридических  лиц на территории РФ.

     Современное представление о качестве изделий  основано на принципе наиболее полного  выполнения требований и пожеланий  потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта  любого изделия. Основная суть управления качеством заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе  является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой  простой сутью скрывается кропотливая  работа как по созданию системы, способной  эффективно управлять качеством, так  и по созданию условий, при которых  это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса.

     Что дает управление качеством в России? В течение последних лет, практически  во всех областях, рынок товаров  и услуг в нашей стране перестает  быть "рынком продавца" и становится "рынком покупателя". Покупатель, ощутив преимущества качественных товаров и услуг, все в большей мере руководствуется принципом "лучше меньше да лучше". Качество становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе. С другой стороны увеличение внешнеторгового оборота заставляет все большее число российских предприятий получать сертификат качества на соответствие стандартам ISO 9000. Основной причиной этого является то, что наличие данного сертификата зачастую оказывается обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, получения льготных страховок и кредитов, получения национального сертификата соответствия на продукцию, снижение расходов на страхование контрактов. Но внедрение процедур управления качеством в организации дает не только эти преимущества. Самое главное, что концепция Всеобщего Управления Качеством рассматривается как основной момент, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе. Таким образом, обеспечение качества - комплексное руководство всеми фазами деятельности, от замысла до выпуска готовой продукции.

     Главная проблема при внедрении процедур управления качеством, как правило, - персонал. Внедрение процедур повышения  качества требует, зачастую, изменения  корпоративной культуры предприятия. В первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы управляющих  зависит, удастся или нет вовлечь  рядовых сотрудников в процесс  тотального совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в  сознание понимание того, что повышение  качества ведет к снижению затрат.

 

      Список использованной литературы: 

  1. Басовский Л.Е. , Протасьев Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 212с.
  2. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством:17 - модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 5. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 256с.
  3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации и метрологии. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2000. – 711с.
  4. Мазур И.И. Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.
  5. Мишин В.М. Управление качеством. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463с.
  6. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 160с.
  8. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.
  9. Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. Стандартизация и управление качеством. – М.: Юнити, 2000. – 487с.
  10. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 199с.
  11. Управление качеством: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Новицкого. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 199с.

Информация о работе Организационные, социальные и экономические методы управления качеством продукции