Организация работы аптеки, обслуживающей население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;
2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;
3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;
4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;
5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;
6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;
7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

На окнах материальных комнат, в которых хранятся лекарственные средства, состоящие на пред. количественном учёте и препараты списка А должны быть мелкие решётки, а двери должны быть обиты листовым железом и иметь не менее 2-х врезных не само защелкивающихся замков. Дверной проём с внутренней стороны доп. защищается решётчатыми металлическими дверями. По окончании работы двери запираются, опечатываются или пломбируются материально-ответственным лицом, им является работник, назначаемый приказом по аптеке, ответственный за хранение лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учёте. Ключи, печать или пломбир находятся у него.

Материальные комнаты и сейфы, в которых хранятся наркотические средства и психотропные вещества, должны иметь охранную светозвуковую сигнализацию, подключенную к пульту централизованного наблюдения. Необходимо наличие пожарной сигнализации, работающей круглосуточно.

Рабочие места персонала в помещении хранения оборудуются тревожной сигнализацией для подачи сигнала тревоги в дежурную часть УВД в случае разбойного нападения.

Доступ в комнату, где хранятся запасы наркотических средств и психотропных веществ, разрешается лицам для непосредственных работ с ними и имеющим допуск.

В течение рабочего дня сейфы и шкафы должны быть постоянно закрыты. Выдавать лекарственные средства, стоящие на предметно-количественном учёте и препараты списка А, из материальной в ассистентскую комнату может только материально ответственное лицо.

Запас препаратов, находящихся на предметно-количественном учёте и лекарственных средств списка А, в ассистентской комнате не должен превышать 5 дневной потребности. Хранятся они также в сейфе, ключ от которого в течение рабочего дня находится у провизора – технолога (контролёра). После окончания рабочего дня ключ передаётся материально ответственному лицу, которое опечатывает сейф.

Общий запас лекарств, находящихся на предметно-количественном учёте и препаратов списка А, в городских аптеках независимо от их организационно правовой формы и формы собственности не должен превышать месячной

потребности. Для сельских аптек запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтической службой территории РФ. В дежурной аптеке во время ночного дежурства фармацевт при необходимости использует лекарственные средства, находящиеся на предметно-количественном учёте, которые находятся в опечатанном или опломбированном сейфе. После окончания дежурства он отчитывается перед материально ответственным лицом, отвечающим за учёт и хранение этих средств.

Хранение лекарственных средств списка Б.

Порядок хранения лекарственных средств списка Б, не стоящих на предметно-количественном учёте, также регламентируется приложением 5 к приказу №523. Они хранятся в отдельных шкафах, на внутренней стороне дверок которых должна быть буква Б и перечень хранящихся препаратов с указанием ВРД и ВСД. Надписи над штангласах должны быть на латинском языке красным шрифтом на белом фоне. На штангласах указывается ВРД и ВСД. Шкафы, в которых хранятся лекарственные средства списка Б, после окончания рабочего дня должны запираться.

Отпуск товаров из отдела запасов в другие отделы.  

 

Организация работы аптеки по приему амбулаторных рецептов и отпуску лекарств. Фармацевтическая экспертиза рецепта. Льготный отпуск. Учет амбулаторной рецептуры. ПКУ

Рецептура – основной показатель, наряду с объемом реализации, характеризующий объем производственной деятельности аптеки. За единицу измерения рецептуры принимается одна рецептурная пропись, независимо от лекарственной формы, от сложности ее состава (числа входящих ингредиентов), объема, числа доз.

                                            Рецептура 

 

 

                    Амбулаторная                   Стационарная

Амбулаторная рецептура - характеризует объем лекарственной помощи, оказываемой населению (рецептурные прописи, по которым аптека приготовила и отпустила лекарства по индивидуальным рецептам врачей (экстемпоральные), а также готовые лекарственные препараты и ВАЗ). В состав амбулаторной рецептуры входят лекарства, отпущенные бесплатно или на льготных условиях.

Лекарства, отпущенные по требованиям ЛПУ, характеризуют объем стационарной рецептуры, которая также включает экстемпоральные и готовые лекарственные средства.

Отпуск лекарственных средств по рецептам регламентируется приказом МЗ РФ от 23.08.99г. №328 (приложение 4 «Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях»). Его дополняют: приказ № 206 от 16.05.03 «о внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 23.08.99№ 328», приказ МЗ РФ от 09.01.01г. №3, в части, касающейся норм отпуска наркотических средств по одному рецепту, и приказ МЗ СССР от 09.01.87г. №55, устанавливающий порядок отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств. Рецепты на лекарственные средства, выписанные на специальных бланках розового цвета и бланках формы №148-1/у-88, а также рецепты на этиловый спирт, выписанные на бланке №107/у, оставляются в аптеке. Хранение рецептов осуществляется в сейфе или металлическом шкафу.

Сроки хранения рецептов составляют:

·  на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III-5лет;

·  на лекарства, отпускаемые бесплатно и на льготных условиях-5лет;

·  на ядовитые и сильнодействующие вещества, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодид, этиловый спирт и анаболические гормоны-1 год.

По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению.

Рецепт действителен:

·  на специальном бланке розового цвета –5 дней.

·  на бланке формы №148-1/у-88-10 дней;

·  на бланке формы №107/у- до двух месяцев (для хронических больных-1 год).

Любой рецепт независимо от прописи должен иметь основные реквизиты, подтверждающие его юридическую силу:

1.  Штамп ЛПУ

2.  Отметка категории больного

3.  Дата выписки рецепта

4.  ФИО и возраст больного

5.  ФИО врача выписавшего рецепт

6.  Личная печать врача (круглой формы)

7.  Личная подпись врача

8.  Срок действия рецепта

В зависимости от выписанного лекарственного средства и формы бланка рецепт может иметь дополнительные реквизиты:

1.  Печать «Для реквизитов»

2.  Круглая (гербовая) печать ЛПУ

3.  Специальные указания врача

-о  срочности

-о  повторяемости прописи

-о  специальном назначении

-о  назначении хронически больному

4.  Подпись главного врача ЛПУ

5.  Подпись председателя клинико-экспертной комиссии ЛПУ

6.  Адрес или номер медицинской карты амбулаторного больного

Принимая рецепт, провизор-технолог внимательно читает его, оценивает правильность выписывания и оформления исходя из прописи (соответствие бланка, наличие основных и дополнительных реквизитов), а также срок действительности по дате выписки и указаниям врача.

Рецептар проверяет совместимость ингредиентов, входящих в состав выписанной индивидуальной лекарственной формы (фармакологическую, физическую, химическую). Существуют специальные таблицы для проверки совместимости. Наименования наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих веществ, ЛС списка А, пахикарпина гидройодида и этилового спирта подчеркиваются красным карандашом. Рецептор проверяет разовые и суточные дозы выписанных наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих и ЛС списка А и Б. Если доза превышала однократный прием, без соответствующего оформления рецепта, рецептор отпускал это лекарственное средство в половине той дозы, которая установлена как высшая разовая, внося соответствующее исправление в рецептурную пропись. Неправильно выписанные рецепты не принимаются от посетителей, а отдаются им обратно для устранения врачами ошибок, или для выписывания нового рецепта.

Если данного препарата в аптеке нет, то пациент ставится на учет. В журнал учета льготного отпуска под индивидуальным номером заносится ФИО пациента, препарат, который ему необходим и домашний телефон. На рецепт красным фломастером наносится номер, идентичный порядковому номеру в журнале учета льготного отпуска. По мере поступления препаратов в аптеку они откладываются на номера в порядке очередности, они могут прийти и забрать свое лекарство.

Лекарственные средства, на которые установлены предельно-допустимые нормы отпуска по одному рецепту, отпускаются в количествах, не превышающих этих норм. Остальные лекарственные средства отпускаются из аптек в количествах, указанных в рецепте.

Наркотические средства и психотропные вещества отпускаются из аптек только по рецептам прикрепленных к ним местных ЛПУ, находящихся в том же районе. Лекарственные средства, подлежащие ПКУ, заносятся в Книгу учета ядовитых, наркотических и остродефицитных лекарственных средств и этилового спирта. Книга пронумерована, прошнурована, заверена печатью и опломбирована.

Рецепты на ЛС подлежащие ПКУ вкладываются в эту книгу. Этиловый спирт выписывается на рецептурном бланке формы № 107/у, который дополнительно заверяется печатью ЛПУ «Для рецептов». Норма единовременного отпуска этилового спирта по одному рецепту - 50г, независимо от его концентрации. При этом в рецепте обязательно должна быть надпись о способе применения этанола: «Для наложения компресса» или «Для обработки кожи». Больным сахарным диабетом разрешается один раз в месяц выписывать этиловый спирт в количестве до 100г в одном рецепте для бесплатного отпуска. Такой рецепт выписывается на бланке формы № 148-1/у-88 в 2-х экземплярах и помимо основных реквизитов заверяется также печатью «Для рецептов». Кроме того, на рецепте должна быть пометка врача «По специальному назначению», отдельно скрепленная подписью врача и печатью «Для рецептов».

Рецепт, выписанный с нарушением правил или содержащий несовместимые ЛВ или другие ошибки, погашается штампом «Рецепт недействителен», оставляется в аптеке и регистрируется в журнале учета неправильно выписанных рецептов. Информация о таком рецепте передается руководителю ЛПУ.

Таксировка и регистрация

После установления правильности выписывания рецепта проводится его таксировка, т.е. определение стоимости выписанных лекарственных средств по розничным ценам.

Таксировка проводится с левой стороны рецепта в специально выделенных для этого графах. При определении стоимости индивидуальных лекарственных средств учитывается стоимость:

-  входящих в него ингредиентов;

-  работы по изготовлению;

-  посуды

-  вспомогательных материалов;

-  воды очищенной.

Рецепты на бесплатный и льготный отпуск таксируются по полной стоимости, несмотря на то, что больной ничего не платит за препарат или оплачивает только 50% его стоимости.

После таксировки рецепт оплачивается больным и регистрируется провизором-технологом в рецептурном журнале. Регистрация ведется по мере поступления рецептов. Провизор-технолог записывает в этот журнал дату, номер, который присваивается рецепту в момент поступления, фамилию больного, вид лекарственной формы (мазь, раствор для внутреннего или наружного применения и т.д.), стоимость ЛС. В конце смены подсчитывается число рецептов и общая стоимость ЛС, а также отдельно по экстемпоральным и готовым ЛС.

В конце месяца указывается количество единиц изготовленных рецептов и сумма.

Отпуск лекарственных средств по рецептам.

Рецептар выдает пациенту жетон, с номером. Этот же номер ставится на рецепт и на этикетку при оформлении изготовленного лекарства. Также на рецепте указывается время, когда данная лекарственная форма будет готова. После регистрации рецептор передает рецепты на индивидуальные лекарственные средства в ассистентскую комнату для изготовления прописанных препаратов.

При отпуске лекарственных средств приготовленных по индивидуальным прописям, провизор-технолог:

-  берет у больного квитанцию и спрашивает его фамилию;

-  находит лекарственное средство на месте его временного хранения (на вертушке, в холодильнике и т.д.) по номеру квитанции и проверяет срок его годности

-  сверяет квитанцию с рецептом и этикеткой, и проводит экспертизу внешнего вида, оформления лекарственного средства и соответствия упаковки препарата физико-химическим свойствам, входящих в его состав ингредиентов.

-  проверяет соответствие указанных в рецепте доз наркотических, психотропных, ядовитых, сильнодействующих веществ и лекарственных средств списков А и Б возрасту больного;

-  проверяет соответствие прописанных ингредиентов и их количество в рецепте паспорту письменного контроля;

-  проверяет наличие на оборотной стороне рецепта подписей лиц, принявших рецепт, приготовивших лекарственное средство и проверивших его качество;

-  проверяет наличие подробных указаний о способе употребления лекарственного средства в рецепте и на этикетке;

-  расписывается в выдаче лекарственного средства больному на оборотной стороне рецепта и паспорте письменного контроля;

-  выдает лекарство больному, разъяснив способ его употребления и хранения в домашних условиях.

Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств.

Социальные группы населения и категории больных, которым лекарства отпускаются бесплатно или на льготных (50% стоимости) условиях перечислены в перечнях приложений 1и 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.94 г. №890 и дополнены Постановлением Правительства РФ от 10.07.95 г. №685.Эти перечни продублированы приказом МЗ РФ от 23.08.94 г. №180 и дополнены приказом МЗ РФ от 20.10 95 г. №290.

Право на бесплатное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения имеют:

а) Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним по льготам;

б) Дети-инвалиды до 16 лет;

в) Инвалиды первой группы и неработающие инвалиды второй группы;

г) Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы;

д) Больные при следующих заболеваниях:

·  детский церебральный паралич,

·  онкологические заболевания,

·  лучевые заболевания, и др.

Право на льготный отпуск лекарств имеют:

а) Работающие инвалиды II группы;

б) Неработающие инвалиды III группы;

в) Ликвидаторы Чернобыльской аварии;

г) Пенсионеры с минимальным размером пенсии.

Принимая во внимание ограниченность бюджетных средств, выделяемых на оказание лекарственной помощи населению, и большое количество лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ, МЗ РФ внедрил формулярную систему.

Информация о работе Организация работы аптеки, обслуживающей население