Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа
В связи с этим цель данной работы – изучить сущность рисков в системе менеджмента и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по управлению рисками в организации;
- раскрыть понятие, значение и определение риска в организации;
- привести классификацию основных типов рисков;
- изучить методы управления рисками и основные пути снижения рисков;
Введение 3
1. Методические основы управления рисками 5
1.1 Риски в системе маркетинга: понятие, определение, значение 5
1.2 Классификация рисков 10
1.3 Методы управления рисками и пути снижения рисков 16
2. Политика управления рисками на мебельной фабрике БРИГ 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика мебельной фабрики 22
2.2 Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации 26
2.3 Анализ действующей системы управления рисками на мебельной фабрике БРИГ 33
3. Разработка и реализация программы по снижению рисков на мебельной фабрике БРИГ 35
3.1 Особенности принятия решений в условиях риска и неопределенности 35
3.2 Организационные мероприятия по снижению рисков 38
Заключение 43
Литература 46
Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, на конец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ. При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.
Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Так, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.
Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков для двух вариантов — до внедрения программы управления рисками и после нее.
Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означает, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том, что фирма испытывает трудности по его покрытию.
Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.
3.2 Организационные мероприятия по снижению рисков
Анализ сложившейся ситуации показал как велико влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных подразделениях, был замечен следующий основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации.
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском. Именно поэтому проект организации системы управления риском на БРИГ предусматривает для наиболее эффективной реализации данной функции выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдел управления риском (ОУР). Проект обязательно должен включать разработку организационной структуры ОУР и разработку управленческой процедуры. Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы на уровне фирмы должна обеспечивать такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.
Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения или специальной подсистемы в системе управления предприятием, которая бы органично вписывалась в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия.
Принимая во внимание рекомендации
экономической литературы по управлению
рисками, а также недостатки, выявленные
непосредственно на предприятии, необходимо
чтобы отдел управления риском состоял
из следующих основных исполнительных
групп – мониторинга
На рисунке 3.1 отображена предлагаемая организационная структура подразделения, реализующего на производственном предприятии функцию управления риском.
Рис. 3.1. Структура управления мебельной фабрикой БРИГ при введении отдела управления риском
Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству.
Достаточный уровень методической
и инструментальной базы должен обеспечиваться
группой перспективного развития, которая,
выявляя или прогнозируя
Служба координации выполняет следующий комплекс задач:
Проектирование системы
антирисковых мероприятий предполагает
разбиение комплекса работ
Помимо создания отдела,
руководству предприятия вообще
принадлежит ключевая роль в решении
проблем управления риском, так как
оно утверждает программы мероприятий
по снижению риска, принимает решения
о начале их реализации в критических
ситуациях, принимает предложенные
пробные решения вместе с антирисковыми
программами либо отвергает их. Надо
сказать, что непосредственная реализация
мероприятий по управлению риском зачастую
противоречит деятельности основных производственных
и управленческих подразделений
предприятия, ухудшает их отчётные показатели,
так как требует затрат, не приносящих
сиюминутных доходов. Поэтому крайне
важно, чтобы окончательные
Таким образом, с учетом выводов,
сделанных на основе анализ финансового
состояния исследуемого предприятия,
рисков и методов, используемых для
их снижения, были разработаны рекомендации
по совершенствованию системы
Для мебельной фабрики БРИГ рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков:
Кроме того, для снижения риска неоптимального распределения ресурсов, экономического колебания и изменения вкусов клиентов и действий конкурентов предлагается использовать маркетинговые исследования. В частности, целесообразно провести исследование для определения точного количества производства продукции, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов.
Заключение
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Риск - это вероятность убытков или недополучения дохода по сравнению с прогнозом.
Предприниматель, начиная
свое дело либо новый проект, должен
изучить возможные зоны риска
— допустимого, критического и катастрофического,
понять, какие категории риска
существуют в сфере бизнеса и
коммерции. Кроме того, он должен знать
способы измерения и
На основе теоретических материалов был проведен анализ влияния рисков на функционирование предприятия на примере мебельной фабрики БРИГ. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом финансовое положение БРИГ за 2005 год улучшилось, однако на сегодняшний день финансовый риск занимает главную роль среди всех возможных рисков деятельности фабрики. Здесь первостепенное внимание уделяется таким моментам, как: строение капитала компании и как оно может повлиять на бедующие выплаты. Помимо финансового риска, данное предприятие подвержено также другим видам риска:
Снижение намеченных объемов
производства и реализации продукции
вследствие уменьшения производительности
труда, простоя оборудования или
недоиспользования
Результаты анализа показали, что для мебельной фабрики БРИГ наиболее значимыми являются риск неисполнения хозяйственных договоров, ценовые и коммерческие риски.
Именно поэтому можно сделать вывод, что на исследуемом предприятии не уделяют достаточно внимания проблеме управления рисками.
Что касается используемых
методов минимизации рисков, то на
исследуемом предприятии
С учетом выводов, сделанных на основе анализ финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания отдела управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками.
Информация о работе Организация управления рисками в системе менеджмента предприятия