Особенности управления качеством в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Поражение во второй мировой войне подорвало экономические устои Японии. Практически все отрасли промышленности были уничтожены, не было продовольствия, одежды, жилья. Люди были на грани голода.
Когда американские оккупационные войска высадились в Японии, они сразу же столкнулись с основной трудностью - отказами в системах телефонной связи, которые случались сплошь и рядом. Японский телефон был ненадежным средством связи. И дело было не только в войне; качество телефонного оборудования было низким и нестабильным.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт управления качеством.docx

— 122.75 Кб (Скачать файл)

3)  единые процессы проверки, чтобы убедиться, что  фирма соответствует требованиям рынка.

В 1985 г. была принята новая концепция  гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования носят рекомендательный характер. В основном, европейские  страны ориентируются на стандарты  ИСО 9000 и EN 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.

В настоящее время действует Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии.

Задача этих органов заключается  в удовлетворении запросов миллионов  потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Конкурентная борьба. В условиях обострившейся конкуренции многие европейские компании объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, которые иключают стабильную технологию, соответствующую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки, метрологические средства контроля и испытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров.

Европейский фонд управления качеством. В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Основные задачи Европейского Фонда  управления качеством:

1)  поддерживать руководство западноевропейских компаний в форсировании процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции;

2)  помогать всем сегментам западно-европейского сообщества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской  организацией по качеству (ЕОК) учредил  Европейскую премию по качеству, которая  начиная с 1992 г. присуждается лучшим компаниям.

Характерные особенности европейского подхода к решению проблем  качества:

1)  гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

2)  законодательная основа для осуществления всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

3)  создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных осуществлять работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

Зарождение элементов управления качеством в России

Oсновные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству.

Такое емкое толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле. Разумеется, формы и способы этого управления были совершенно другими и за тысячелетия претерпели многочисленные видоизменения и переоценку ценностей.

Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена  правления Ивана Грозного, когда  были введены стандартные калибры - кружала - для измерения пушечных ядер. В это же время был основан  сторожевой городок Свияжск, при  постройке которого применялись  строительные элементы, заранее изготовленные  по стандартным размерам, что позволило  производить их далеко от Свияжска - в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.

Начало более широкому внедрению  стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность провести постройку флота быстро и качественно. Особое внимание уделил Петр I стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. сказано: "А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолеты, когда будет поведено, делать одним калибером". Несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции (в данном случае - ружья для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск дефектной продукции. Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.).

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной  колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и  подвижного состава. В 1889 году приняты  первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и  изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен  единый сортамент профилей прокатной  стали.

В 1900 году был принят ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств. Внедрение  российских национальных стандартов и  единых требований к качеству продукции  в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных  концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое  положение привело, в частности, к распространению в России трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), которые затрудняли производство продукции  и контроль ее качества.

Опыт управления качествам в России в послереволюционный период

Одним из первых после революции  был принят декрет "О введении международной метрической системы  мер и весов" (14 сентября 1918 г.). В 1925 г. создается Комитет по стандартизации, на который возлагается руководство  работами по стандартизации в стране и утверждение стандартов, обязательных для всех отраслей народного хозяйства. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный  стандарт ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". В  том же году были приняты стандарты  на новый сортамент стального  проката, что позволило сократить  число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую  и дюймовую резьбу, на допуски и  посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных  общемашиностроительных деталей. Эти  стандарты стали основой для  овладения методами передовых зарубежных фирм, таких, как Форд, Тейлор, по контролю качества продукции на основе системы  допусков и посадок. Таким образом, одной из первых форм управления качеством  стала проверка изделий методом  сортировки и разбраковки на годные и негодные.

Опыт управления качеством в СССР

Известно, что в бывшем СССР системному управлению качества уделялось большое  внимание. В отечественной практике эта тенденция получила наиболее устойчивое и последовательное воплощение с момента зарождения и распространения  Саратовской системы организации  бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи ее с первого предъявления, т.е. с середины 50-х годов. Затем  системно – комплексный подход развивался и находил свое выражение в  системах «НОРМ» (научная организация  работ по увеличению моторесурса), КАНАРСПИ» (качество, надежность, ресурс с первых изделий), СБТ (система бездефектного  труда) и их разновидностях. Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) была разработана в результате совместного научно – производственного эксперимента, проводимого Гостандартом и передовыми промышленными предприятиями Львовской области. 

В чем заключалась специфика  Российского опыта управления качеством?

Специфика управления качеством в  России заключалась в том, что  эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях  исследования и проектирования новой  продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные  системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).

Что такое  БИП?

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение  в Саратовской системе бездефектного  изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области  в 1955 г.

В основу этой системы был положен  механизм активизации участников производственного  процесса, стимулирующий их к выявлению  и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Неотвратимость наказания заставляла рабочего строже соблюдать технологическую  дисциплину и предъявлять претензии  мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта  были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

Цель такой системы заключалась  в создании условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации. Главным  критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с  первого предъявления, который исчисляется  как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных  рабочим и предъявленных ОТК. От процента сдачи продукции с  первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное  стимулирование исполнителя. Моральное  стимулирование было выражено в присвоении таких званий, как «Мастер золотые  руки», «Отличник качества» и  т. п. Со временем изменились функции  отдела технического контроля — контроль осуществлялся выборочно, больше внимания уделялось самоконтролю. Именно он позволял обнаруживать дефекты, не зависящие  от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества»  и созданию постоянно действующих  комиссий по качеству. На ряде предприятий  процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен  на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих  дней.

Основные достоинства системы, бездефектного изготовления продукции (БИП):

-  четкое выполнение технологических операций;

- эффективное использование морального  и материального поощрения рабочих  за качество их труда;

- повышение персональной ответственности  рабочих за качественные результаты  своей деятельности;

- создание предпосылок для широкого  развертывания движения за повышение  качества продукции.

 Основные недостатки системы  бездефектного изготовления продукции  (БИП):

-  ограниченная сфера действия, так как система распространялась только на рабочих цехов основного производства;

-  система не учитывала многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. Распространение системы: она нашла отражение в зарубежных программах «ноль дефектов» и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП к этому времени — на 60 тыс. 

Что такое  КАНАРСПИ?

Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском  авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах:

  • универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности)
  • комплексное обеспечение качества продукции
  • проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия
  • организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции
  • концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки
  • привлечение к совершенствованию продукции потребителей

БИП и СБТ устраняли отрицательные  субъективные причины; устранение объективных  причин началось со следующих модификаций  систем: система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Такая система была разработана  и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957-1958 гг.

Сущность: в этой системе был  сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической  подготовки работы КБ и технологов производства, на долю которых приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания. Большое развитие получили опытное производство, унификация, общетехнические системы стандартов, такие как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Информация о работе Особенности управления качеством в Японии