Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 22:49, курсовая работа
В данной работе рассмотрен процесс внедрения основных элементов системы менеджмента качества на предприятие по производству кефира «Гаврюша» с целью снижения внутренних издержек для снижения цены на продукцию и увеличения прибыльности.
Производство данного пищевого продукта состоит из следующих операций: заквашивание, сквашивание, охлаждение и созревание кефира. Операции заквашивания, сквашивания и созревание кефира являются основными, так как определяют вкус и консистенцию продукта.
Охлажденное до температуры 20-25°С, уже пастеризованное молоко заливают в резервуар-заквасочник и вносят, предварительно приготовленную закваску - 5- 6% массы молока. После тщательного перемешивания содержимое резервуара оставляют, обеспечивая с помощью водяной рубашки постоянную температуру. Молоко сквашивают до получения плотного сгустка кислотностью 90-100°Т.
Учитывая состав потребительской корзины и процент молокопродуктов в ней, можно казать, что продукцию предприятия «Гаврюша» смогут покупать потребители с доходом чуть выше среднего.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо четко знать своих потребителей, для этого следует провести сегментирование рынка. Сегментация – это разделение рынка на однородные в определенном отношении группы покупателей (клиентов), которые разделяются своими требованиями и отношением к рассматриваемому товару. Сегментация имеет большое значение для более точного определения целевого рынка сбыта производимой продукции.
Сегментирование рынка проводится с учетом трех критериев. Первый – географический. Продукция торговой марки «Простоквашино» будет реализовываться в г. о. Тольятти и прилегающих к нему территориях (поселок Волжский и т. д.).
Второй – демографический. По данным Института маркетинговых исследований GfK, сегодня кефир остается любимым кисломолочным продуктом россиян. Данный кисломолочный продукт все же больше востребован женщинами, так как является неотъемлемой частью большинства диет. Кефир употребляется всеми возрастными группами, без ограничений. Но следует отметить, что люди старшей возрастной категории покупают кефир в 2,5 чаще, чем, к примеру, студенты и люди в возрасте до 30 лет. Это связано с тем, что в последнее время на прилавках магазинов существенно увеличилась доля йогуртов в общей массе кисломолочных продуктов. Школьники и студенты предпочитают этот вид кисломолочной продукции, в то время как людям старшего поколения, больше привыкшим к кефиру, простокваше и ряженке, психологически сложно перейти на новый продукт. Этот факт также относится к психологическому критерию сегментации рынка.
Четвертый – стиль жизни потребителей. В розничной торговле г. о. Тольятти широко представлен ценовой диапазон от 21 до 35 рублей за 1 литр как кефира, так и биокефира. Такая позиция кефира по цене является целесообразной, так как при смещении цены к более дорогой, по сравнению с предпочитаемой потребителем, покупатель платит больше и хочет иметь больший выбор. Следует отметить, что доля потребителей, не делающих различия между производителями при покупке кефира , остается достаточно большой. Сравнение дистрибьюции кефира в розничной сети по цене и производителям с покупательскими предпочтениями показало, что ассортимент торговых точек в большей степени зависит от количества реализуемой продукции, чем от покупательских предпочтений или цены.
Кефир является потребительским товаром, так как призван удовлетворять определенные запросы и потребности населения.
По продолжительности и характеру применения кефир относится ко краткосрочным товарам, потому что имеет один цикл потребления, ограниченный сроком годности.
По характеру спроса кефир, как и все остальные молокопродукты относится к товарам постоянно спроса и составляет примерно 16% о минимальной потребительской корзины трудоспособного населения Тольятти. А такие сегменты как молоко и кефир занимают около 8%. Для сравнения, на хлеб и хлебопродукты приходится 11% от общей потребительской корзины.
Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам:
Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.
Принципы построения организационной структуры:
1. Гибкость (характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве)
2. Централизация (заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления)
3. Специализация (обеспечивается
закреплением за каждым
4. Нормоуправляемость (это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено – 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) – 8-20 чел., нижнее звено (старшие мастера, мастера-бригадиры) – 20-40 чел.)
5. Единство прав и
6. Разграничение полномочий
(линейное руководство
7. Экономичность (характеризует
достижение минимально
Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:
- расчет числа уровней управления;
- расчет численности персонала;
- типовые структуры управления.
В данной работе организационная структура предприятия по производству кефира будет строиться на основе структурно-морфологического анализа.
По А. Мехонцевой система имеет три основные цели: самосохранение, функционирование, развитие. Рассмотрим их более подробно в отношении выбранного производства как это показано на рисунке 5.
Рисунок 5 – Организационная
структура предприятия поп производству кефира
Кефир – один из самых популярных кисломолочных продуктов, на долю которого приходится более 2/3 их производства.
Кефир относится к продуктам смешанного брожения. Своим полезным свойствам он заметно превосходит другие кисломолочные продукты, не говоря уже о молоке, которое почти не усваивается взрослым организмом (усвояемость молока через час равна 30%, а кефира 90%). При этом по содержанию белков и жиров, кефир, как и другие кисломолочные продукты, почти не отличается от исходного продукта молока и поэтому, является источником полноценного животного белка молочного происхождения, молочного жира, лактозы, кальция и витамина В2.
Но главное – он содержит большое количество полезных бактерий, подавляющих рост патогенной микрофлоры.
Органические волокна, содержащиеся в кефире, стимулируют развитие нашей собственной микрофлоры в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, кефир обладает иммуностимулирующими свойствами.
Данный продукт, обладающий высокой питательной ценностью, очень легко усваивается, поэтому он полезен детям (с восьмого месяца жизни, исключение - малыши, находящиеся на искусственном вскармливании), людям пожилого возраста, а так же, перенесшим тяжелую болезнь.
Кефир бывает разным. Слабый - однодневный, средний - двухдневный и сильный – трехдневный. Однодневный, считается легким диетическим питанием, расслабляющим желудок. Крепкий, трехдневный обладает гораздо большими целебными свойствами и закрепляющим действием.
Помимо обычного кефира существуют его разновидности: биокефир и бификефир. Отличаются они в основном содержанием микрофлоры, оказывающей разное влияние на процессы желудочно-кишечного тракта. Наиболее полезным считают биокефир, в состав, которого входят бифидобактерии, о чем говорит информация на упаковке.
Рассмотрим показатели качества кефира в виде «Дерева свойств», которое представлено на рисунке 6.
Рисунок 6 – «Дерево свойств» кефира
Теперь перейдем к более подробному рассмотрению единичных показателей качества данного продукта , как это показано в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели качества кефира
Показатели качества кефира |
Характеристика |
Показатели назначения | |
Классификационные |
Код продукта по международному классификатору продукции 92 2234 (кефир) |
Функциональные |
Продукт обладает высокой питательной ценностью, легко усваивается, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, тонизирует нервную и сердечно-сосудистую системы, снижает риск онкологических заболеваний, нейтрализует побочные действия антибиотиков. |
Состав продукции |
Изготовлен из обезжиренного коровьего молока и закваски на кефирных грибках (в зависимости от вида продукта могут в состав могут входить дополнительные питательные вещества) |
Показатели надежности | |
Безотказность |
Продукт сохраняет свои свойства в течение отведенного срока годности (7 суток со дня изготовления) |
Долговечность |
Небольшой срок годности – 7 суток |
Сохраняемость |
Упаковка продукта не рассчитана на длительное пользование, но способна выдержать все этапы транспортировки без ущерба составу и внешнему виду продукта. |
Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии | |
Показатели экономичности энергопотребления |
На предприятии по производству продукта используется энергосберегающее оборудование. |
Показатели экономичности потребления изделием материальных ресурсов |
Упаковка продукта производится из вторично переработанного сырья. |
Показатели технологичности | |
Показатели трудоемкости |
Линия по производству продукта почти полностью автоматизирована (2/8) |
Показатели материалоемкости |
Требуется небольшое количество материала для фасовки и упаковки продукта |
Показатели себестоимости |
Себестоимость продукта – 15,25 рублей. |
Показатели энергоемкости |
Большое количество потребления оборудованием электроэнергии |
Показатели транспортабельности |
Продукт является транспортабельным, осуществляется его перевозка в различные торговые точки; ограничений на перевозку нет. |
Продолжение таблицы 3
Эргономические показатели | |
Гигиенические |
Кефир 2,5% должен быть молочно-белого цвета, густым, однородным по консистенции, кисловатым на вкус, без посторонних привкусов и запахов. |
Психологические |
Продукт полностью удовлетворяет по цвету, вкусу, запаху, консистенции, упаковке ожиданиям потребителей. |
Экологические показатели | |
Показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы |
Все ингредиенты, входящие в состав кефира (молоко, закваска на кефирных грибках) – ресурсы природы. |
Показатели, связанные с использованием природных энергетических ресурсов |
Энергетическое сырье является важным элементом работы любого оборудования, в том числе и линии по производству кефира. |
Показатели, связанные с загрязнением окружающей среды |
На предприятии имеется специальная система утилизации промышленных отходов. Но никто не отвечает за действия потребителей, который пустой тарой могут нанести ущерб окружающей среде. |
Эстетические показатели | |
Показатели информационной выразительности |
На упаковке продукта четко указана вся интересующая потребителя информация (название, штрих код, % содержание жира, срок годности, производитель, дата розлива и упаковки) |
Показатели рациональности формы |
Пластиковая бутылка является универсальным средством упаковки для любых напитков. |
Показатели целостности композиции |
Обладающий высокой питательной ценностью, полезный продукт в удобной, многофункциональной упаковке. |
Показатели стабильности товарного знака |
Не зависимо от вида кефира и его производства на упаковке продукта будет обязательно указано: название; штрих код; % содержание жира; срок годности; производитель; дата розлива и упаковки. |
Показатели стандартизации и унификации |
Соотношение ручного и машинного труда на производстве составляет 2/8. ГОСТ Р 52093-2003 «Кефир. Технические условия» ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу» |
Патентно-правовые показатели | |
Показатели патентной защиты |
На предприятии существуют документы, подтверждающие и защищающие все права на производство кефира данной марки. |
Показатели патентной чистоты |
Невозможно подделать данную продукцию (сложный графический дизайн упаковки) |