Семь инструментов управления качеством. Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

Вложенные файлы: 1 файл

УК.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский  институт (ФИЛИАЛ)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский  государственный торгово-экономический  университет» 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 
 
 
 

                Выполнил  студент 3 курса,

                группы  МПИ 33

                Специальность

                Менеджер  организации

                Кытманова Ксения Андреевна

                (фамилия,  имя, отчество студента) 

                «___» ___________________20 _ г. 

                Рецензент МАНЫЛОВА Елена Валентиновна

                                                                                                                         (должность, фамилия, инициалы преподавателя) 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Пермь 2010 

 №1  "Семь инструментов управления качеством" 

   Один  из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования  без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.  

   Назначение  метода

   Наиболее  часто эти инструменты находят  применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования. 

   Цель  метода

   Решение проблем, возникающих в процессе организации, планирования и управления бизнесом на основе анализа различного рода фактов. 

   Суть  метода

   Семь  инструментов управления качеством (УК) обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги. 

   Инструменты УК усиливают процесс  планирования благодаря  их способности:

- уяснять задачи;

- устранять недостатки;

- содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами;

- использовать бытовую лексику.

   В результате инструменты УК позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки.

   Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование.

   Диаграмма дерева, матричная диаграмма и  матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование.

   Блок-схема  процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное  планирование. 
 
 

   План  действий

   Последовательность  применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели. 

   Эти методы можно рассматривать и как  отдельные инструменты, и как  систему методов. Каждый метод может  находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача. 

   Особенности метода

   Семь  инструментов управления качеством - набор  инструментов, позволяющих облегчить  задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов.

   Диаграмма сродства - инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных.

   Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.

   Диаграмма дерева - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.

   Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.

   Матрица приоритетов - инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.

   Блок-схема  процесса принятия решения - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.

   Стрелочная  диаграмма - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать. 

   Дополнительная  информация:

   Семь  инструментов УК обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют  согласие и ведут к успеху при  коллективном решении проблем.

   Шесть из этих инструментов используются в  работе не с конкретными числовыми  данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций  семантики для обнаружения и  сбора основных данных.

   Сбор  исходных данных обычно осуществляют во время "мозговых атак". 

   Достоинства метода

   Наглядность, простота освоения и применения. 

   Недостатки  метода

   Низкая  эффективность при проведении анализа  сложных процессов. 

   Ожидаемый результат

   Использование инструментов управления качеством  позволяет экономить ресурсы и тем самым улучшает чистую прибыль компании1.  
 

   Причинно-следственная диаграмма (диаграмма  Ишикавы)

   Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как “человек”, “машина”, “материал”, “метод”, “контроль”, а  в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент “среда”. Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа, для компоненты “человек” необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты “машина” - взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты “метод” - факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты “материал” - факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты “контроль” - факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты “среда” - факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

   

   Пример  диаграммы Ишикавы  

   Контрольные листки

   Контрольные листки могут применяться как  при контроле по качественным, так  и при контроле по количественным признакам.

    

   Гистограммы

   Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.  

   Гистограмма строится следующим образом:  

   Определяем  наибольшее значение показателя качества.

   Определяем  наименьшее значение показателя качества.

   Определяем  диапазон гистограммы как разницу  между наибольшим и наименьшим значением.

   Определяем  число интервалов гистограммы. Часто  можно пользоваться приближенной формулой:  

   (число  интервалов) = Ц (число значений показателей качества) Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

   Определяем  длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).

   Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.

   Подсчитываем  число попаданий результатов в каждый интервал.

   Определяем  частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число  показателей качества)

   Строим  столбчатую диаграмму  

   Диаграммы разброса

   Диаграммы разброса представляют из себя графики  вида, изображенного ниже, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.

     

   Диаграмма разброса: Взаимосвязи показателей  качества практически нет.

     

   Диаграмма разброса: Имеется прямая взаимосвязь  между показателями качества

   

   Диаграмма разброса: Имеется обратная взаимосвязь между показателями качества  

   Анализ  Парето

   Анализ  Парето получил свое название по имени  итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть  капитала (80%) находится в руках  незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.  

   Правило Парето - “универсальный” принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).  

   Анализ  Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. ниже), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.  

   На  диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем.

   Диаграмма Парето  
 

   Стратификация

   В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям  или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков  

   Мы  можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.  

   Стратификация - основа для других инструментов, таких  как анализ Парето или диаграммы  рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.  

   На  рисунке приведен пример анализа  источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».

   Контрольные карты  

   Контрольные карты – специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Контрольные карты имеют вид, представленный на рис. 4.12. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.

Информация о работе Семь инструментов управления качеством. Мотивация персонала