Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Омский государственный
университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта,
логистика и управления качеством»
Технико – экономические
характеристики автотранспорта. Современное
состояние и перспективы развития.
Тематический реферат
по дисциплине «Управление
транспортными системами»
Студент гр. 52Г
В.И. Вершинин
Руководитель –
Л.Н. Ахтулова
Омск 2014
Содержание
Введение ………………………………………………………….....
3
- Понятие о транспорте………………………………………...5
- Технико-экономические особенности……………………....7
- Современное состояние……………………………...……….9
- Общее состояние………………………………………..……9
- Современные проблемы………………………………..…...20
4.Перспективы развития………………………………………..24
Заключение………………………………………………………27
Библиографический список……………………...……………..28
Введение
Автомобильный транспорт России
представляет собой наиболее гибкий и
массовый вид транспорта. У него ряд важных
отличий от других транспортных отраслей.
Основная часть автомобильного парка
страны эксплуатируется в нетранспортных
организациях. При этом сеть автомобильных
дорог наряду с парком коммерческих автомобилей
используется также автомобилями, находящимися
в личном пользовании граждан.
Сфера применения автотранспорта
широка. Он выполняет большую часть коротких
внутрирайонных перевозок, доставляет
грузы к станциям железных дорог и речным
пристаням и развозит их к потребителям.
В северных и восточных районах, где почти
нет других видов сухопутного транспорта,
им осуществляются дальние межрайонные
перевозки.
Ежедневно автотранспортом
перевозится около 17 млн. тонн грузов и
более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать
с аналогичным показателем железнодорожного
транспорта, то это почти в 6 раз больше
по объемам перевозок грузов и в 17 раз
– по перевозкам пассажиров.
В автомобильном транспорте
сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых
субъектов транспортной деятельности.
В сфере коммерческих и некоммерческих
автомобильных перевозок сейчас занято
порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов.
Их деятельность проходит в условиях достаточно
высокой внутриотраслевой и межвидовой
конкуренции.
Грузовые перевозки – это один
из наиболее «рыночных» секторов экономики.
Российский опыт подтверждает известную
закономерность, согласно которой рост
рыночной экономики сопровождается, а
в определенной мере и обуславливается
опережающим развитием автотранспорта.
И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые
развивающимися рынками товаров и услуг,
в первую очередь осваиваются наиболее
отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта:
автомобильным.
В отличие от других видов транспорта
автотранспорт во все возрастающих объемах
перевозит международные грузы. Это обусловлено
его высокой маневренностью, большой скоростью,
обеспечением перевозок непосредственно
от отправителя до получателя в прямых
бесперегрузочных сообщениях. Мобильность
автомобильного транспорта позволяет
оперативно реагировать на изменение
пассажиро- и грузопотоков.
Динамика роста российского
автомобильного парка одна из самых высоких
в мире. Тем не менее, этот процесс происходит
в условиях существенного отставания
потребительских и экологических показателей
отечественных автотранспортных средств
и используемых моторных топлив от достигнутого
мирового уровня. Не ликвидировано уже
существующее многие годы отставание
в развитии и техническом состоянии улично-дорожной
сети. В парке грузового автотранспорта
сохраняется значительная доля (свыше
50%) автомобилей устаревших моделей, у
которых срок эксплуатации превысил 10
лет. Все также невысок удельный вес (14–15%)
новых автомобилей, выпущенных не позже
1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых
автомобилей не превышает 5%.
В последние годы общая численность
парков автобусов и грузовых автомобилей
изменялась практически незначительно.
Тем временем интенсивно растет количество
легковых автомобилей в собственности
граждан. Автомобилизация страны стимулируется
инвестициями населения и бизнеса, которые
ежегодно вкладывают только в новые автомобили
до 4 миллиардов долларов. По сути дела,
конечными потребителями автомобилизации
становятся все отрасли экономики, а также
социально-культурная сфера, пассажиры
и владельцы личных автомобилей и другие
виды транспорта, являющиеся смежными
звеньями в системе товародвижения.
Целью данной работы является
анализ автомобильного транспорта.
Задачами данной работы являются
следующие:
1. Определить технико-экономические
особенности автомобильного транспорта;
2. Выявить позиции автотранспорта
в транспортной системе мира и России;
3. Исследовать инновационную
стратегию автомобильного транспорта;
4. Определить инвестиционную
привлекательность автомобильного
транспорта.
1. Понятие о
транспорте
Транспорт – отрасль материального
производства, осуществляющая комплекс
транспортно – технологических процессов
при перемещении пассажиров и грузов.
Транспорт является одной из
отраслей экономической инфраструктуры,
которая, кроме всех видов магистрального
транспорта, включает в себя энергетику,
связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение,
канализацию, удаление твердых отходов),
а также такие инженерные сооружения,
как плотины, сети ирригационных и дренажных
каналов. Понятие инфраструктуры служит,
таким образом, общим понятием для обозначения
многих видов деятельности. Термин «инфраструктура»
(от лат. infra – ниже, под structura – строение,
расположение) употребляется для обозначения
комплекса составных частей общего устройства
экономической жизни, носящих подчиненный
характер и обеспечивающих нормальную
деятельность экономической системы в
целом.
Непосредственно с транспортом
связана работа многих отраслей народного
хозяйства: машиностроения (автомобиле
-, локомотиво -, вагоно -, судо - и авиастроения),
топливоэнергетики, металлургии и др.
Транспорт ежегодно потребляет примерно
18% дизельного топлива, 6% электроэнергии,
10% лесоматериалов, 4% черных металлов.
Транспорт способен существенно
влиять на экономический рост. Расширение
торговли, повышения уровня жизни. Он способствует
повышению производительности труда,
сокращая время доставки грузов или проезда
до места работы. Транспорт активно влияет
на окружающую среду, причем это воздействие
носит в основном негативный характер.
Так, на долю транспорта в общем валовом
выбросе в атмосферу всех продуктов производственной
деятельности приходится 40%. В том числе
основную долю загрязнений (более 80%) дает
автомобильный транспорт. Из этого следует,
что практически снижение загрязнения
атмосферного воздуха транспортом во
многом определяется решением экологической
проблемы на автомобильном транспорте.
Темпы развития транспорта
должны соответствовать экономическому
росту. По данным зарубежных исследователей,
рост валового внутреннего продукта в
большинстве стран мира сопровождается
пропорциональным увеличением стоимости
основных фондов транспорта. Таким образом,
по мере развития экономики страны транспортная
отрасль должна изменяться в соответствии
с динамикой спроса на транспортные услуги.
Существует и обратная взаимосвязь, т.е.
транспорт оказывает воздействие на экономическое
развитие, являясь если не двигателем,
то, по крайней мере, «колесами» экономической
активности. Однако специальными исследованиями
установлено, что инвестиции в лишь транспортную
отрасль или даже во всю инфраструктуру
не гарантируют роста экономики. Успех
зависит, прежде всего, от экономической
политики государства в целом.
В состав транспортной отрасли
входят:
- инфраструктура транспорта,
под которой понимается комплекс постоянных
(неподвижных) зданий, сооружений, устройств,
приспособлений и т.п., предназначенных
для осуществления транспортной деятельности;
- транспортные коммуникации;
- техника транспорта, включающая
в себя транспортные средства и
погрузочно-разгрузочные системы,
- технические средства обслуживания
пользователей транспортных средств (клиентов)
и
- информационно – вычислительные
системы управления перевозочными процессами
и системы управления транспортными потоками,
- персонал, работающий в транспортной
отрасли.
На функционирование транспорта
большое значение оказывают природно-климатические
факторы (окружающая среда).
В общей постановке все указанные
составляющие транспортной отрасли могут
быть объединены в три группы:
- транспортная техника,
- люди,
- окружающая среда.
2. Технико-экономические
особенности
Автомобильный транспорт обеспечивает:
• большую оперативность и скорость перевозки;
• экономичность при перевозках на небольшие расстояния (до 200 км);
• возможность ритмичного поступления
грузов, что освобождает покупателя от
необходимости их накопления;
• возможность доставки грузов напрямую,
т.е. без перегрузок «от склада к складу»;
• высокую степень сохранности груза.
Наряду с преимуществами автомобильные перевозки более дорогостоящие при доставке грузов
на большие расстояния, отличаются ограниченными
возможностями в транспортировке больших
партий грузов, в немалой степени зависят
от состояния дорожной сети.
Автомобильный транспорт — вид транспорта,
осуществляющего перевозки грузов и пассажиров
на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах,
автотягачах и прицепных повозках). Играет
неоправданно скромную роль и в грузовых
и пассажирских перевозках современной
России.
Автомобильная промышленность
является одной из ключевых отраслей экономики
России. В 2000 г. предприятия отрасли произвели
продукции почти на 200 млрд. рублей (8,7%
от объема промышленного производства
в России). Доля отрасли в общем объеме
продукции машиностроения составила около
33%, в поступлениях в федеральный бюджет
- около 4,5%. В 2001 г. использование производственных
мощностей (без учета сборочных производств)
составило по грузовым автомобилям 38%,
по легковым автомобилям - 78,7%, по автобусам
- 77,1%.
По данным Министерства промышленности,
науки и технологий Российской Федерации
страна лидирует по выпуску автомобилей
в так называемых нижних ценовых группах.
Например, легковые автомобили стоимостью
до 6 тысяч долларов, грузовики и автобусы
- до 20 тысяч долларов вполне конкурентоспособный
товар в ряде зарубежных стран. Доля экспортной
продукции в общем объеме выпуска российской
автотехники составляет по легковым автомобилям
- 11,7, грузовикам -7,3, автобусам - 6,5%.
Российская автомобильная промышленность
пока не обеспечивает потребности транспортного
рынка в конкурентоспособном подвижном
составе высокого уровня безопасности,
качества, ресурса и других технико-экономических
показателей. Это одна из основных причин
ухудшения работы автотранспорта. По этой
же причине структура выпуска автотранспортной
техники пока не соответствует потребностям
рынка. Не хватает автотехники для осуществления
социально-значимых перевозок и удовлетворения
государственных нужд. То, что существует
ныне, недостаточно эффективно и ориентировано,
в основном, на контроль единичных, специально
подготовленных образцов. Нет государственной
системы информации и единого банка данных
об обеспеченности автотранспортной техникой,
ее состоянии и уровне гарантируемой безопасности
при ее производстве.
Роль Минтранса России в обеспечении
безопасной и устойчивой работы транспортного
комплекса не подкреплена в должной мере
правовыми и нормативными актами в части
формирования требований к производителю
и организации контроля поставки транспортному
комплексу конкурентоспособной, безопасной
и эффективной техники.
По своим техническим характеристикам,
безопасности, комфортности, надежности
и другим важнейшим показателям продукция
российской автомобильной промышленности
существенно отстает от мировых аналогов.
Она во многом не соответствует международным
требованиям, в частности, документам
ЕЭК ООН по безопасности и экологическим
параметрам. Сохранение такого положения
дел создает реальные угрозы развитию
транспортной системы страны и ее экономическому
потенциалу.
Структура отечественной автомобильной
промышленности такова: предприятия по
производству легковых автомобилей, автобусов,
грузовых автомобилей, специализированных
кузовов, прицепов и полуприцепов, двигателей
для автомобилей, автотракторного электрооборудования
и автоэлектроники, прочих автомобильных
агрегатов.
Заводы автомобильной
промышленности – как комплексные
предприятия, так и специализированные
при достаточно узкой специализации
каждого из них создавались
по схеме жесткого технологического
процесса для массового производства.
Так что при освоении новой
продукции приходится реконструировать
всю цепочку предприятий. Это требует
крупных капитальных вложений. Длительный
период освоения производства приводил
к тому, что когда новая продукция появлялась
на внутреннем рынке, она уже устаревала.
Главные технические недостатки российской
автомобильной техники и двигателей по
сравнению с зарубежными аналогами таковы:
• повышенный расход топлива;
• несоответствие современным
требованиям безопасности и экологии;