Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, реферат
Актуальность темы: В современных рыночных условиях качество продукции, работ и услуг является одним из приоритетных направлений деятельности организаций и предприятий, а также наиболее действенным оружием конкурентной борьбы. В связи с этим во всех сферах хозяйствования внедряются системы качества, применяются стандарты, производится сертификация.
Исходя из своей специфики, каждая отрасль экономики имеет свои особенности и, следовательно, в каждой из них применяются различные технологии управления качеством. В данной работе будут рассмотрены аспекты качества строительства, как одной из наиболее важных и динамичных отраслей экономики Российской Федерации.
Цель реферата: рассмотреть теоретические основы технологий управления качеством в строительной отрасли.
Современный период в управлении качеством строительства характеризуется значительным количеством предложений по оценке уровня качества продукции. Заслуживают внимания предложения о внедрении альтернативной оценки («годен - не годен»). По существу постановки вопроса эта идея реализуется при внедрении Саратовской системы управления качеством, ориентирующейся на сдачу продукции с первого предъявления - «ноль дефектов». Принципы оценки Саратовской системы получили широкое распространение не только в промышленности, но и в строительстве, особенно при производстве материалов и конструкций, выполнении строительно-монтажных работ.
Однако нельзя сказать, что применение системы оценки качества по альтернативному признаку обусловливает «ноль дефектов», поскольку бездефектное изготовление продукции можно представить лишь теоретически. Не случайным является тот факт, что основная идея Саратовской системы с самого начала не была реализована полностью, наблюдались возвраты продукции.
Таким образом, внедрять альтернативную
систему оценки можно лишь в том
случае, когда достигнут высокий
уровень качества продукции, а для
этого должны быть созданы необходимые
и достаточные предпосылки: высокий
технический уровень
Экономические интересы строителей и государства требуют учета не только высокого качества строительной продукции, но и дополнительных затрат при достижении этого же уровня качества. Такой подход к оценке уровня качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных отношений.
Основной недостаток методов
оценки уровня качества, применяемых
в настоящее время в
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что объективность оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаются одновременно инженерный и экономический подходы.
Введенная после отмены балльной альтернативная система оценки не способствовала повышению качества сдаваемых в эксплуатацию объектов. Анализ показывает, что в эксплуатацию сдаются объекты различного качества. При этом подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества, превышающим соответствующий и даже ниже нормативного, стимулируются одинаково. В соответствии с условиями альтернативной оценки приемка объектов не должна производиться, если уровень качества строительной продукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин, это требование не выполняется.
Оценка должна быть объективной
и получена расчетным путем на
основе информации, поступающей от
независимой контролирующей службы.
Критерием оценки должна быть степень
соответствия показателей качества
выполненных работ и продукции
требованиям норм. Любые отклонения
от требований норм приводят к дополнительным
затратам, перерасходу материально-
Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлять процессом формирования показателей качества, то есть определять причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов.
1.3. Проблемы менеджмента качества на российских предприятиях стройиндустрии
Высокое качество продукции является самой весомой составляющей, определяющей ее конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, удовлетворяющего требования потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять там достойное место. Следует отметить, что процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества стали объективно необратимыми. Поэтому для России проблема повышении качества промышленной продукции и, в частности, продукции стройиндустрии и обеспечения ее конкурентоспособности безусловно является первостепенной и наиболее приоритетной, которую без эффективного управления решить невозможно [9].
Современному строительному производству характерно постоянное изменение условий возведения и разнообразие объектов, возрастание требований к их качеству. Важнейшая роль в повышении качества строительства принадлежит предприятиям стройиндустрии, продукция которых является основой технологии производства строительно-монтажных работ. Качество их продукции во многом определяет и качество строительства объектов. В этой связи существенно возрастают требования к качеству продукции предприятий стройиндустрии, сокращаются сроки принятия управленческих решений по его обеспечению.
Чтобы успешно осуществлять
экономическую деятельность в условиях
рыночной экономики и быть конкурентоспособными,
строительные организации и предприятия
стройиндустрии должны применять высокоэффективные
системы управления качеством продукции,
отвечающие современному уровню организации
работ в этой области. Ориентиром
являются международные стандарты
ИСО серии 9000, вобравшие в себя
мировой опыт управления качеством.
В систему обеспечения качества
они включаются наряду с функциями
управления (контроль продукции, меры
корректирующего воздействия и др.) и элементами
управления производственным процессом,
конструкторско-
Уcиливается влияние со стороны государственного и территориального уровней управления на принципиальные направления повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции; формирование цен в зависимости от спроса и предложения товаров с учетом их качества, уровня торгово-технического обслуживания и конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия, и страны в целом; создание со стороны государственных и территориальных органов управления условий для работающих по соучастию их в собственности на средства производства, распределении получаемых в результате работы благ и уверенности в справедливости этого. Кроме того, наряду с фундаментальными для рыночной экономики вопросами «что», «сколько», «как» и «кто» должен производить продукцию, в современных условиях объективно кардинальными стали вопросы «какого качества» и «каким управленческим подходом» можно его достичь. Наиболее реальным подходом к управлению, способным в условиях рынка осуществлять систематическое повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции как на отдельном предприятии, так и в промышленности в целом, является системный. Все это для условий рыночных отношений объективно обусловливает актуальность проблемы управления качеством и обеспечения на его основе конкурентоспособность промышленной продукции [7, с. 123].
На современном этапе развития организаций стройиндустрии Российской Федерации специалисты полагают, что для решения проблем эффективного управления им необходимо наличие и функционирование взаимосвязанных между собой систем управления (подсистем управления), финансово-экономического планирования (бюджетирования), менеджмента качества, управления персоналом и т.д. Как показывает практика создания проектов и совершенствования различных систем управления, такой подход не учитывает того, что составляющие системы управления организаций не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы и взаимообусловлены, т.е. необходимо наличие в системе управления организаций четких однозначно понятых и действующих механизмов управления ее подсистемы управления [3].
Именно с этих позиций
соединение отдельных элементов
систем управления обеспечит главное
качество в управлении организациями
стройиндустрии, т.е. целостности и
целенаправленного
При этом в общем менеджменте организаций следует использовать тот или иной из существующих принципов управления и тип организационно-управленческой структуры с учетом особенностей данной организации.
Создание системы менеджмента качества в организациях стройиндустрии обусловливает выполнение следующих этапов:
1. Формулирование целей
организации в области
2. Определение процессов
системы менеджмента качества, их
последовательности и
3. Разработка документации
системы, в том числе
4. Разработка механизмов
мониторинга соответствия
5. Анализ результатов функционирования системы менеджмента качества. При построении процессной модели системы менеджмента качества и определении критериев результативности процессов этой системы важное значение приобретает взаимосвязь между разными процессами и ролью высшего руководства в совершенствовании системы.
Экономическая эффективность от функционирования менеджмента качества в строительных организациях должна обеспечиваться выполнением соответствующих требований международного стандарта ИСО серии 9002. При этом система управления качеством в организациях стройиндустрии включает в себя:
При функционировании системы управления качеством, которая соответствует требованиям международного стандарта ИСО серии 9002, строительная организация должна обеспечить, чтобы строительно-монтажные работы выполнялись в соответствии с установленными требованиями. Для этого необходимо планировать, контролировать и регулировать все производственные процессы в соответствии с действующими нормами, правилами, нормативной и проектной документацией.
Система управления качеством
дает возможность четко
Организационная структура строительной организации определяет основу управления строительством и описывается, регламентируется и контролируется в соответствующих элементах системы управления качеством [4, с.212]: