Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:47, аттестационная работа
Цель-попытка акцентировать внимание специалистов в области качества на основные моменты идеологии и методики реализации ФСА в рамках систем менеджмента качества для оценки их результативности и эффективности.
Задачи акцентировать внимание на еще одном аспекте метода ФСА: при его проведении выявляются причинно-следственные связи, которые определяют перенос стоимости с ресурсов на продукты.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Системный подход…………………………………………………………...4
1.1 Функциональный подход………...…………………………………………..5
1.2 Стоимостная оценка функций……………………………………...………..5
1.3 Оценка эффективности через соотнесение значимости функций и стоимости этих функций………………………………………………………….6
2 Первая фаза метода ФСА- функциональная модель деятельности организации……………………………………………………………………….7
2.1 Вторая фаза метода ФСА- модель стоимости деятельности организации…………………………………………………….………………..13
2.2 Стоимость процесса ……………………………………….………………13
2.3 Стоимость механизма……………………………………………………….15
2.4 Стоимость управления ………………………………………………..…….16
3 Порядок работ по ФСА сети процессов для оценки результативности и эффективности …………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………..20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента
и бизнес-процессов
ЭССЭ
Функционально-стоимостной анализ деятельности предприятия как методическая основа оценки результативности и эффективности менеджмента качества
Работу выполнила подпись Медведева К.С.
Группа 1, курс 3, факультет управления и психологи
Специальность: менеджмент организации
Руководитель преподаватель Мирошниченко Марина Александровна
Краснодар 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Системный подход…………………………………………………………..
1.1 Функциональный подход………...…………………………………………..
1.2 Стоимостная оценка функций……………………………………...………..5
1.3 Оценка эффективности через соотнесение значимости функций и стоимости этих функций………………………………………………………….
2 Первая фаза метода ФСА- функциональная модель деятельности организации…………………………………………………
2.1 Вторая фаза метода ФСА- модель стоимости деятельности организации…………………………………………………
2.2 Стоимость процесса ……………………………………….………………13
2.3 Стоимость механизма………………………………………………………
2.4 Стоимость управления ………………………………………………..…….16
3 Порядок работ по ФСА сети процессов для оценки результативности и эффективности …………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время наблюдается повышенный интерес к новым информационным технологиям (методам и подходам) менеджмента качества. Мотивы такого интереса определяются, по крайней мере, двумя явно выраженными факторами. С одной стороны, все возрастающая конкуренция и соответствующие претензии рынка к производителю, с другой стороны, экспансия стандартов серии 9000 версии 2000 года требуют новых форм и методов мобилизации ресурсов, перестройки механизмов управления, структуры бизнеса и т.п.
Современные представления о системном управлении базируются на том, что систему нужно четко определить, контролировать, анализировать и улучшать. Одним из эффективнейших методов описания, контроля, анализа и улучшения сложных систем является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). Сегодня метод ФСА в различных интерпретациях является обязательным руководством (стандартом) как для отдельных компаний мирового уровня известности, так и для различного рода международных ассоциаций.
Цель-попытка акцентировать внимание специалистов в области качества на основные моменты идеологии и методики реализации ФСА в рамках систем менеджмента качества для оценки их результативности и эффективности.
Задачи акцентировать внимание на еще одном аспекте метода ФСА: при его проведении выявляются причинно-следственные связи, которые определяют перенос стоимости с ресурсов на продукты. Метод ФСА не дает ответа на вопрос, как изменять эти причинно-следственные связи, чтобы улучшить деятельность предприятия, но дает возможность увидеть, где эти причинно-следственные связи являются «плохими».
В 80-х годах метод ФСА широко применялся в электротехнической промышленности бывшего Советского Союза для совершенствования продукции и технологических процессов. С помощью этого метода решались как инженерные задачи улучшения конструкции технических систем, так и технико-экономические задачи организации производственных процессов [2].
В тот же период в западных странах произошло разделение метода на две области применения [3]:
- В инженерной практике метод применялся для анализа и улучшения конструкции технических систем и получил название value-engineering analysis (VEA).
- В экономической практике управления производством метод применялся для учета и снижения затрат процессов и получил название Activity-Based Costing (ABC).
Для того, чтобы определиться с этим вопросом, следует обратиться не к названиям метода, а к его содержанию. Содержание метода основано на следующих принципах:
1 Системный подход
Объектом анализа в рамках метода может быть выбрана конструкция, процесс, деятельность, продукция или услуга. Какой бы объект не был взят для анализа, он рассматривается как система, которая характеризуется
- способностью перерабатывать ресурсы и совершать полезную работу (выполнять полезные функции), т.е. потреблять стоимость и создавать добавленную стоимость;
- внутренней структурой, т.е. она состоит из отдельных взаимосвязанных между собой компонентов;
Рассмотрение объекта анализа как системы позволяет установить причинно-следственные связи между ресурсами, поступающими на входы системы, компонентами системы и результатами, появляющимися на выходе системы.
1.1 Функциональный подход
В основе рассматриваемого метода лежит предпосылка о том, что для совершения полезной работы и получения полезного результата система должна выполнить определенный набор функций.
Описание системы в виде функций позволяет абстрагироваться от конкретных носителей этих функций (компонентов системы: структурных подразделений, оборудования, персонала и т.п.) и их физической и экономической природы. Функция является преобразователем входных ресурсов и создателем выходов системы.
1.2 Стоимостная оценка функций
Существующий регламент бухгалтерского учета и аудита основан на разнесении стоимости по строго установленным статьям затрат, в качестве которых выступают объекты различной природы: фонд зарплаты, материалы и оборудование, командировочные расходы накладные расходы и т.п. Отличительной особенностью этого традиционного подхода является отсутствие системности в формировании и управлении финансовыми потоками, а, следовательно, системой управления организации в целом.
В основе стоимостной составляющей метода ФСА лежит предпосылка о том, что, расходуя ресурсы, система переносит их стоимость на производимые продукты (услуги).
Понимание причинно-следственных связей в системе позволяет понять механизм переноса стоимости в системе. Понимание этого механизма является необходимым условием эффективного управления системой в целом.
1.3 Оценка эффективности через соотнесение значимости функций и стоимости этих функций
В самом общем классическом смысле целью ФСА является оценка эффективности объекта, которая определяется как «ценность за деньги». В данном случае «ценность» – значимость объекта для потребителя, «деньги» - затраты поставщика.
С точки зрения управления сложной системой цель применения метода ФСА сводится к оценке, анализу и повышению эффективности системы либо за счет снижения затрат, либо за счет повышения значимости системы, либо и того, и другого.
Современный менеджмент качества для оценки бизнеса оперирует такими понятиями, как результативность и эффективность. Следует отметить, что их трактовка несколько отлична от традиционной для метода ФСА.
Согласно [4], результативность – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Эффективность – это взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Ключевое отличие в трактовке результативности. Действительно, между «степенью реализации запланированных результатов» и «значимостью» (ценностью) объекта есть различие.
В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.
2 Первая фаза метода ФСА - функциональная модель деятельности организации
Организация является a priori сложной системой. Интуитивное представление о сложности этой системы связано с разнородностью элементов (здания и сооружения, оборудование, люди, технологии, энергия); размерами элементов (количество станков, их масса и объем); разветвленностью связей между различными элементами и степенью их взаимодействия; стоимостью предприятия и отдельных ее элементов; сложностью задач по оценке эффективности и результативности деятельности предприятия.
Применение метода ФСА для оценки деятельности предприятия начинается с построения функциональной модели. Для описания деятельности предприятия мы рекомендуем использовать функциональные модели по методологии (стандарту описания структуры процессов) IDEF0 [5, 6], которая предназначена для этих целей.
Деятельность предприятия состоит из множества структурированных процессов, взаимосвязанных в рамках сети процессов предприятия [4]. Таким образом, описание сети процессов предприятия включает перечень процессов и перечень взаимосвязей между процессами.
В рамках функциональной модели для представления процесса используется понятие «функциональный блок».
На рисунке 1 приведен пример представления процесса «Производить сборку станков» в виде функционального блока.
План производства
Производить сборку станков |
Сырье,
Материалы,
Комплектующие
Рисунок 1 Представление процесса в виде функционального блока
Стрелка «Станки», выходящая из блока, обозначает полезный результат, произведенный в рамках процесса. Стрелка «Сырье, Материалы, Комплектующие», входящая в блок слева, обозначает материалы, из которых в рамках процесса осуществляется сборка станков. Стрелка «Ресурсы предприятия», входящая в блок снизу, обозначает ресурсы, которые потребляются в ходе сборки станков: трудовые ресурсы, оборудование, энергия и т.п. Стрелки «План производства» и «К-Т документация» (конструкторско-
Функциональный блок содержит наименование процесса, а также описание всех элементов предприятия, связанных с исполнением этого процесса:
- выходы процесса (продукт и/или услуга);
- входы процесса (сырье, материалы, данные), т.е. те ресурсы, которые в рамках процесса перерабатываются и превращаются в выходы;
- механизмы процесса, т.е. те ресурсы, которые не перерабатываются в рамках процесса, но непосредственно используются для его выполнения; к ним относятся основные фонды, оборудование, сотрудники и т.д.;
- управления процесса, которые определяют условия, при которых процесс исполняется.
Процессы обмениваются друг с другом ресурсами: ресурс с выхода одного процесса поступает на один из входов другого процесса. Эта связь имеет причинно-следственную природу. В рамках функциональной модели она представляется в виде стрелки, которая соединяет два функциональных блока.
На рис. 2 приведен пример взаимодействия трех процессов в рамках деятельности по сборке станков. Каждый процесс представлен отдельным функциональным блоком. Взаимосвязи процессов представлены соответствующими стрелками, соединяющими выходы одного процесса с входами других процессов..
Рисунок 2 Взаимосвязи между процессами
В любой организации есть основные процессы, т.е. те процессы, которые определяют деятельность предприятия и его взаимоотношения с потребителями и поставщиками.
Основной процесс – это процесс, выходом которого является продукт и/или услуга, предназначенная внешнему потребителю. Входами основного процесса являются сырье, материалы и данные от внешних поставщиков, из которых изготавливается продукт и/или услуга.