Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Основы управления"
Вопрос 1. Какие концепции управления персоналом вы знаете?
Ответ:
Одна из важнейших составных управленческой деятельности -управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического:
1. Управление человеческими ресурсами.
Основывается на социальной
системе, работник
2. Социальный менеджмент.
Основана на социальной
системе, работник
3. Управление трудовыми ресурсами.
Основывается на
4. Управление персоналом.
Основывается на экономической системе, человек рассматривается личность.
Методология управления персоналом
предполагает рассмотрение сущности персонала
организации как объекта
Концепция управления персоналом
– система теоретико-
Концепция управления персоналом включает:
1.Формирование системы
управления персоналом. (формирование
целей, функций, вертикальных
и горизонтальных связей
2. Разработка технологии
управления персоналом. (организация
найма, отбора, приема персонала,
его деловая оценка, адаптация,
обучение, управление деловой карьерой,
мотивация органами труда,
3.Разработка методологии
управления персоналом. (рассматривается
сущность персонала
Вопрос 2. Объясните понятия «организационная культура» и «корпоративная культура».
Ответ:
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
На практике организационная
культура представляет собой набор
традиций, ценностей, символов, общих
подходов, мировоззрения членов организации,
выдержавших испытание
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Цель организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес - среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
принятая система лидерства;
стили разрешения конфликтов;
действующая система коммуникации;
положение индивида в организации;
принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Корпоративная культура живет в единой символике, посредством которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления о принятом и неприемлемом способах взаимодействия, лежащие в основе построения взаимодействий внутри и за пределами организации.
Корпоративная культура –
одно из самых эффективных средств
привлечения и мотивации
Принципы корпоративной культуры:
Вопрос 3. Какие типы организационных культур Вы знаете?
Ответ:
Типы организационной культуры.
1. "Культура власти".
Пример культур власти часто
можно обнаружить в маленьких
предпринимательских
Эти культуры опираются на отдельные личности, а не на советы. Выполнение заданий оценивается по результатам, а к средствам относятся терпимо. Они могут быть жестокими и колючими, их успех может сопровождаться низкой моралью и большими потрясениями. Эти культуры могут быть настолько же плохи, насколько и эффективны.
Чтобы уживаться с культурой власти, служащий должен быть сориентирован на власть (силу), интересоваться политикой, не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах команды, сориентирован на результат, быть достаточно "толстокожим", чтобы выдержать жесткую конкуренцию.
2. "Ролевая культура".
Олицетворением ролевой
В ролевой культуре
основным источником силы
Ролевая культура дает
защищенность и возможность
3. "Культура задачи".
Эта культура сориентирована
на проект или работу. Ее структуру
лучше всего представить в
виде сетки, где некоторые
Основное внимание в этой культуре уделяется скорому завершению работы. Организация с такой культурой пытается соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу. Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе, положении или силе личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других культурах.
Для этой культуры характерны
высокая степень автономии, оценка
работы по результатам и легкие рабочие
отношения внутри группы, причем обоюдное
уважение основано на способностях, а
не на возрасте или положении. Поэтому
культура задачи подходит для рынка,
где "жизнь" продукта скоротечна,
и где важна скорость реакции.
Этим преимуществам противостоят трудности
управления большой подвижной
4. "Культура личности".
Этот тип культуры
Немногие организации
могут существовать с таким видом
культуры, ибо организации склонны
иметь некие корпоративные
Вопрос 4. Каковы основные парадигмы управления персоналом в 20 в.?
Ответ:
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении XX столетия достаточно четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
• доктрине научного управления, или научной организации труда;
• доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала
внимание на использовании методов
оптимизации организационных, технических
и социальных компонентов производственных
систем, то вторая доктрина стремилась
раскрыть значение морально-психологических
и социально-организационных